458 Якорь тебе в глотку! 05 сентября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

458. Якорь тебе в глотку! 05 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Среда 5 сентября 1973 года. БПК "Свирепый" стоит на якоре вблизи от острова Исландия, напротив полуострова-мыса Стоккснес (исл. Stokksnes). Данные метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132,-21.933. Дневная температура: мин.: 9.0°C тепла; средняя: 10.4°C тепла; макс.: 12.0°C тепла, Эффективная температура (температура самоощущения человека) 8.3°C. Ветер дует со скоростью 3 м/с (10,8 км/ч), то есть "лёгкий" (2 балла). На море-океане вблизи острова Исландия "слабое волнение" (2 балла), волны на склонах пологих и длинных возвышенностях океанской мёртвой зыби короткие, они не опрокидываются, а только колышутся и кажутся прозрачными, стекловидными. Ветерок только чувствуется кожей и овевает лицо, словно ласковая ладонь любимой девушки или мамы... Средняя высота волн - 0,3 м, длина - 1-2 м. 5 сентября 1973 года солнце взошло в 06:21, а зашло в 20:30 (GMT+1).

В среду 5 сентября 1973 года экипаж БПК "Свирепый" продолжал отсыпаться, отдыхать и приходить в себя после утомительной штормовой качки предыдущей недели. Коки старались приготовить вкусные завтраки, обеды и ужины, щедро угощая моряков свежими продуктами, салатами из свежей капусты, лука, протёртой моркови, зелени с добавлением солёных огурчиков или кисло-сладкой клюквы. Наш корабельный доктор "носился" с идеей и заботой снабдить наше корабельное меню как можно большим количеством разнообразных витаминов и "вкусностей". Например, на ужин и вечерний чай нам варили великолепный компот, пекли прекрасные булочки с яблочным и вишнёвым вареньем или повидлом, угощали крепким индийским чаем и даже бразильским кофе.

Глубины морского района, в котором БПК "Свирепый" и танкер СМТ "Олекма" сначала находились в дрейфе, позволяли встать на якорь, что мы и сделали, получив соответствующее разрешение-приказ из главного штаба ДКБФ. Нам было приказано отдыхать и кого-то или чего-то ждать... Поэтому время стоянки на якоре и ожидания приказов о нашей дальнейшей судьбе и БС (боевой службе) командование БПК "Свирепый" решило использовать для боевой учёбы, политзанятий, обновления средств наглядной агитации, ППО и ППР машин, механизмов, оборудование и корабельного оружия, а также для налаживания быта и бытовых отношений среди моряков. Дело в том, что за прошедшее напряжённое время тяжких вахт во время штормового циклона, накопилось много претензий, разногласий, обид из-за мелких недоразумений и стычек, которые сейчас, во время размеренного и спокойного отдыха, вдруг "воспылали" разного рода "отношениями", в том числе и спесивой годковщиной годков...

Усталость, усталость и ещё раз усталость господствовала в эти начальные дни на БПК "Свирепый". Офицеры и мичманы, на которых выпала основная доля бессонных напряжённых вахт и забота о мореходности корабля, тоже отсыпались и праздно проводили время, отдав "бразды правления" командирам отделений и команд, старшинам и годкам. Поэтому всё чаще на корабле звучала популярная в это время годковская присказка: "Сачкуешь, салага?! Якорь тебе в глотку!". Иногда слово "сачкуешь" заменяли словом "филонишь" или "халтуришь"... Сачковать, филонить или халтурить - это значит: бездельничать, лодырничать, отлынивать, уклоняться от работы или учёбы, "гнать тюльку", заниматься очковтирательством, хитрить, изворачиваться, мошенничать, обманывать, прогуливать, лениться, "бегать, как проклятый, от работы", а также "философствовать", то есть попусту болтать, забалтывать, заговаривать работу, туманить мозги, подменять работу или учёбу ёрническими, отвлечёнными или никчёмными рассуждениями. При этом выражение "Якорь тебе в глотку" произносилось с разными образными изощрёнными вариациями...

Сегодня была среда и после ужина я показывал в столовой личного состава очередной "новый" кинофильм. Ребята ждали начала сеанса, шумели, шутили, пихались, толкались, беззлобно задирали друг друга и то там, то здесь звучала эта повторяющаяся присказка: "Якорь тебе в глотку!". Кому-то очень нравилось строить из себя морского волка, бывалого моряка, годка или уж очень борзого матроса. Я выглянул из кинобудки и увидел, как на столе БЧ-5 сидит относительно молодой моряк (по сроку службы) с широченными плечами и выпуклыми бицепсами, одетый не в робу, как все, а просто в тельняшку и рабочие матросские брюки. При этом он сидит на столе, на котором обычно располагаются тарелки, миски, бачки, кружки с чаем и компотом, тарелки с хлебом... Так попирать своими задами столы, на за которыми моряки кушают, могли только истинные ДМБовские годки, то есть те моряки, которые выслужили положенные три календарных года и им до ДМБ оставалось всего ничего, какие-то 2-3 дня срочной службы. Такое нарушение "годковского закона" было непорядком, это было "западло"...

Я заметил, что присутствующие матросы и старшины, в том числе и осенние годки 1970 года призыва, сидевшие за своими столами боевых частей и служб, смущенно посмеиваются, стараясь не замечать вопиющего нарушения, допущенного неким "маслопупом" из БЧ-5. Я особо его не знал, потому что этот крупнотелый парень в тельняшке был кем-то, вероятно, из трюмной команды, то есть обычно находился на вахте глубоко "в трюмах", "в машине" и редко "вылазил наружу", то есть "высовывался" со своими порядками. Теперь же он проявлял повышенную активность и настороженно посматривал вокруг, играя желваками, резко и дерзко отвечая взглядом своих прищуренных глаз на взгляды и усмешки окружающих.

Меня он тоже встретил с вызовом во взгляде и намеренно резко, дерзко и нагло задал вопрос: "Суворов! Скоро мы кино смотреть будем?!".

- Скоро, - миролюбиво и сдержанно ответил я. - Со стола слезь...
- Что?! - вскинулся "маслопуп" и, сидя, выгнул спину и выпятил грудь. - Хочу и сижу! Лезь в свою будку и кино крути!

Все присутствующие с интересом и молча воззрились на нас и затаили дыхание... На корабле всякое бывало, но чтобы так в общественном месте, в котором снижался градус любого конфликта и изначально с самого первого дня пребывания первого экипажа на корабле соблюдалось неписанное правило прекращать все ссоры и обиды в столовой личного состава, особенно, во время просмотра кинофильмов или проведения общекорабельных собраний и мероприятий, вдруг возникала стрессовая конфликтная ситуация? Такого ещё не было... Я молчал, а этот новоиспечённый "годок" или подгодок, возомнивший себя "годком", пыжился, играл мускулами, расправлял плечи, упирался руками в столешницу стола, словно хотел ими оттолкнуться и прыгнуть на меня...

Что делать? Я вдвое был легче его по весу, а по физической силе - раза в три... К сожалению, я действительно был худым или, как бы сейчас сказали, стройным... Мой рост был и остаётся 182 см, а вес тела в июне 1973 года не превышал 65 кг. Ещё в ноябре 1971 года в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в посёлке Пионерское нас обследовали медики и составляли общие и индивидуальные "карты количества и качества питания", чтобы кому-то снизить жировую массу тела, а кому-то, например, как мне, - повысить, потому что я был не просто худощав, а худ, в смысле "худой", "болезненный", "плохой" и "предрасположенный к заболеваниям". Меня надо было срочно "подпитать", "повысить мою мышечную массу тела" и "развить физически до требуемых нормативов на флоте". Нормативы тогда считали по так называемому "индексу Кетле".

Индекс Кетле - это расчётный параметр, индекс массы тела, по которому можно оценить степень ожирения или недостатке веса человека. Индекс Кетле рассчитывается для взрослых мужчин и женщин от 20 до 65 лет. рассчитывается индекс Кетле просто: свой рост в метрах возводится в квадрат, потом масса своего тела в килограммах надо разделить на полученную цифру. Например: рост 170 см, вес 65 кг. Значит, индекс Кетле равен: 65 / (1,7 х 1,7) = 22,5. Норма индекса Кетле для мужчин — 19-25, для женщин — 19-24.

В декабре 1971 года в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в п. Пионерское после изнуряющих ежедневных строевых занятий, грубой солдатской пищи, выматывающих занятий по специальности, очередных и внеочередных нарядов по роте, авральных работ и других "приключений" мой рост оставался прежним, а вес был чуть-чуть выше 50 кг. Таким образом, мой индекс Кетле или "Индекс Массы тела" (ИМТ) в момент прибытия на борт БПК "Бодрый", на котором я начинал свою корабельную службу, а также 7 марта 1972 года, когда я вместе с другими моряками с разных кораблей был списан в Дивизион строящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ в городе Калининграде, в первый изначальный экипаж новостроящегося БПК "Свирепый", был равен 15,09. Таким образом, по шкале рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) у меня был "выраженный дефицит массы тела" (для взрослого человека с ростом 182 см) и этот дефицит сохранялся до выхода БПК "Свирепый" на первую БС (боевую службу) 20 июля 1973 года.

Для взрослого человека (мужчины) ростом 182 см, идеальный для здоровья вес составляет: 61.3 – 82.8 кг. Точное значение веса тела каждый мужчина ростом 182 см должен определять сам, дозируя количество и качество потребляемой им еды и физических нагрузок. По рекомендациям ВОЗ "с позиций максимальной продолжительности жизни" идеальный вес для указанного роста (182 см) составляет 76.2 кг. Это был тот самый вес тела, который требовала от меня моя мама, заставляя дома во время отпуска кушать первое, второе и третье не по венчику тарелки, а по краешку, то есть "с горкой".

Сейчас, в сентябре 1973 года, особо не напрягаясь физически и регулярно питаясь по флотской "морской норме", я весил 65-66 кг, то есть не добирал до идеального веса, а значит, до фактуры физически развитого, стройного, но мускулистого крепкотелого молодого человека 11,2 - 10,2 кг живого веса... Мой "визави" весил гораздо больше, был "ширше" в плечах, массивнее, злее, нахальнее и отчаяннее. Он явно "борзел", "заявлял о себе", "качал права", "лез на рожон". Ему надо было отвечать...

Когда я вылезал из кинобудки в зал, набитый моряками, ожидающими начала кинофильма, я невольно протиснулся по свободным местам между сидящими на банкам (лавках) матросами и таким образом очутился вблизи от стола, на который взгромоздился этот наглый подгодок из маслопупов БЧ-5. Когда он грубо обратился ко мне, я от неожиданности с усилием начал вспоминать его имя и фамилию, но никак не мог их вспомнить, поэтому несколько замешкался с ответом и время для мгновенной моей реакции было упущено... Длинной паузы в конфликтной "предъяве" ребята не прощают...

Мгновенная пауза в шуме толпы моряков прошла и все опять вернулись к обычным разговорам, трёпу, шуткам, общению. На меня никто не обращал внимания, вероятно, приняв к сведению, что Суворов не нашёлся что и как ответить борзому подгодку, а значит, уступил, проиграл, подчинился... Те, кто отводил глаза и делал вид, что происходящее их не касается, продолжали осторожно и боязливо общаться друг с другом. те, кто ожидал большего от случившегося, с разочарованием и некоторой долей презрения отвернулись от меня, не смотрели мне в глаза и даже мой друг и годок Саша Сенацкий, член комитета комсомола БПК "Свирепый", сделал вид, что увлечён обратившемся к нему матросом, тому, видите ли, наступили случайно на ногу... Я остался совершенно один в толпе и теперь никто не обращал на меня внимания, как будто меня тут не было и "не стояло"...

"Борзый маслопуп" тоже потерял ко мне интерес, отвернулся к своему окружению, которое тут же возникло и приблизилось к нему, потому что к сильному вожаку всегда присоединяются более слабые телом и духом. Я же лихорадочно думал в попытке найти ответ на вопрос "Что делать?", но в моей голове мои мысли звучали как в пустоте пустого кувшина или в тёмной пещере - без отклика, без ответного эха... Я молча развернулся и не спеша, пригнув голову и ловко перескочив высокий комингс (порожек), нырнул в кинобудку... Сзади я услышал презрительный шум и гул голосов осуждения...

В кинобудке было жарко и потно. Я почувствовал, что на моём лице и на лбу выступила испарина и это может ещё сильнее вызвать неудовольствие и неуважение моих друзей, матросов и старшин, личного состава экипажа корабля. Я не должен был бояться, тушеваться, трусить, я должен был что-то сделать и как-то ответить этому "борзому подгодку". Только как ответить? Что ответить? Выйти снова и молча дать ему по физиономии, а потом подраться в общей свалке и быть поверженным и избитым? Чтобы потом все ребята сказали что "комсорг специально затеял драку, потому что ему, как комсоргу и помощнику замполита ничего не будет, а этому "борзому маслопупу" всыпят по полной, да ещё припаяют бузу на БС"? Нет, Решать эту проблему я должен был сам, своими силами и своим способом, но как?

Мой воспалённый блуждающий взгляд "бегал" по оборудованию кинопередвижки в кинобудке, "не ловил" ничего такого, что могло бы быть увесистым оружием, компенсирующим мой недостаток силы и веса, а потом, вдруг, наткнулся на мой фотоаппарат в кофре, который висел на крючке. Ещё не зная, что я буду делать, я машинально взял в руки фотоаппарат и вышел обратно в общий зал столовой личного состава...

Я отсутствовал всего несколько секунд, поэтому в зале снова наступила полная тишина и мой "визави" на столе, широко расставив ноги, занимая один чуть ли не половину стола, окружённый подобострастными приближёнными, которые тоже робко ютились на краешке столешницы, уверенно воззрился на меня своими маленькими бесстыжими глазками. Я молча открыл кофр фотоаппарата, молча выставил нужную диафрагму и выдержку, молча повернул объектив на примерное расстояние до объекта съёмки, молча вскинул фотоаппарат к глазам и молча сделал снимок этого борзого маслопупа-наглеца.

Все присутствующие, в том числе этот широкоплечий подгодок-маслопуп, тоже молча смотрели на мои телодвижения и действия и никак на них не реагировали. Я сделал публикуемый в этой новелле снимок и громко, набрав в лёгкие воздуху, сказал моему противнику, а также всем присутствующим, следующее...

- По морскому закону сидеть жопой на столе, за которым моряки принимают пищу, это верх бесстыдства, это моветон и западло. Поэтому ты, гниль подкильная, салага, недоумок трюмный, заткни гузку чопом, свернись червём гальюнным и марш под пайолы! Якорь тебе в глотку!

Последнюю фразу все присутствующие встретили таким оглушающим рёвом, свистом, смехом и одобрительным шумом, что на этот шум и гам немедленно прибежали вахтенный офицер и дежурные по службе корабельного наряда, высунулись коки из камбуза и матросы из посудомойки, а затем открылась дверь в ПЭЖ (пост энергоживучести) и выглянул встревоженный вахтенный мичман БЧ-5.

В дверях показался вызванный кем-то, а может быть, пришедший проверить порядок в столовой личного состава, замполит - капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин. Он не понял причины громкого шума и оживления присутствующих, но услышал концовку моей фразы, поэтому весьма "недоумённо" взглянул на меня и поманил сначала к себе, а потом за собой в коридор офицеров...

- Что случилось? - спросил меня Дмитрий Васильевич. - Что это я слышу, Суворов? Ты что тут развыступался?! Ты что это? Бузить вздумал? Команду настраиваешь?! На что?! Ты что творишь?!
- Ничего такого, товарищ капитан третьего ранга! - ответил я, как можно более "невинно". - Ребята просто попросили меня сказать им несколько старинных флотских выражений, пиратских ругательств...
- А откуда тебе известны пиратские ругательства? - подозрительно спросил замполит.
- Из книг, - ответил я. - Есть такая книга "Одиссея капитана Блада" Рафаэля Сабатини. Там много интересного рассказано про пиратов.
- Да?
- Да.
- А ну, скажи что-нибудь по-пиратски...

- Якорь тебе в глотку! Разрази меня гром! Три тысячи чертей! Гром и молния! Фок-грот-брамсель тебе в попу! Мать моя каракатица! Червь гальюнный! Гниль подкильная! Чтоб мне ядовитой медузой подавиться! Салага, недоумок палубный! Разрази меня гром! Не видать тебе берега как своей задницы! Чтобы морская болезнь тебя наизнанку вывернула! Чтобы...
- Ну, хватит! Хватит... Что-то я таких морских пиратских ругательств не слышал. Принеси ка мне эту книжку про пиратов. А теперь иди скорее, показывай кино, моряки ждут.

Я только было собрался чётко, по-строевому, развернуться через левое плечо и отдать честь, как меня остановил вопрос замполита...

- Кстати, а что это такое "червь гальюнный"?
- А это котяшок, товарищ капитан 3 ранга, - ответил я максимально "невинно". - Свернулся калачиком, как червячок, и лежит себе в дучке, ждёт, когда его смоют за борт по фановой системе...
- Да? Ладно, иди.
- Есть идти!

В столовую личного состава я вернулся уже с ощущением чего-то более значительного, чем только что случившийся инцидент с оборзевшим маслопупом-подгодком. Кстати, его уже в зале не было, он вернулся в полной темноте, когда начался кинофильм и опять упрямо взгромоздился на стол команды БЧ-5, но потом в процессе показа кинофильма, всё же, слез, сел на банку и уже не "возникал", да и внимания теперь на него уже никто не обращал. Этот борзый подгодок был повержен насмешкой и на корабле вновь воцарился традиционный годковский порядок и морской закон...

Поздно вечером ко мне в ленкаюту пришли мои друзья-годки, члены комитета комсомола БПК "Свирепый". Они сначала смущённо обменивались мнениями о просмотренном фильме, спрашивали, что я им приготовил на выходные, потом интересовались, чем я сейчас занимаюсь, а потом попросили меня выписать им на бумаге морские ругательства...

- Давай, Саш, покажи нам, как ругались раньше пираты и моряки парусного флота. Уж больно складно у тебя получилось! Ты это где-то специально читал или сам придумал?
- Я это всё слышал сам своими ушами, когда только пришёл в первый экипаж БПК "Свирепый", - ответил я ребятам. - У нас старорежимные годки, которые ещё застали годков, служивших по 4 года, так ругались, что заслушаешься. Жаль, что я тогда ничего этого ещё не записывал...
- Да... Это бы надо было записать на бумаге. Здорово у тебя получилось! Ну-ка, скажи нам что-нибудь этакое...
- Три тысячи чертей! Вы меня когда-нибудь оставите в покое! Сами думайте! Читайте больше... Увеличивайте словарный запас и сочиняйте свои ругательства, а то привыкли на всем готовеньком...
- Да, да. Ты прав. Самим надо.., но всё-таки ты напиши несколько выражений... Ладно?
- Ладно, - пообещал я друзьям, а когда они ушли, вернулся к своей секретной работе...

Глубокой ночью, уже практически 6 сентября 1973 года, я устало записал в свой дневник-ежедневник:
05 сентября 1973 ср
Ночь. Печатал фотки. Большие. Теперь мне не будет отбоя от просьб сделать фотки, дать плёнку и т.д. Пасмурно. Исландию совсем не видно. Скучно. Ничего не хочется делать, но надо себя заставить.

Фотоиллюстрация: 05.09.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Якорная стоянка напротив мыса Стоккснес (исл. Stokksnes, Исландия). Тот самый "борзый маслопуп", старшина команды машинистов трюмных (к сожалению не помню имя и фамилию), который перед просмотром кинофильма в столовой личного состава БПК "Свирепый" взгромоздился и сел на столешницу стола, за которым принимали пищу моряки БЧ-5. С первого дня пребывания изначального экипажа корабля в марте 1972 года было установлено неписаное правило морского (годковского) закона: на столешницу столов в столовой не садиться - это западло. К сожалению, вновь прибывшие на флот по призыву моряки срочной службы 70-х годов XX века уже не соблюдали принципы, законы и правила русских советских флотских традиций, морского и "годковского" законов. Новые моряки были уже заражены "хипповым инакомыслием" и их кумирами были "Битлз" (The Beatles) и "Роллинг Стоунз" (The Rolling Stones).