О жене моряка. Часть 2. Глава 3. Весна 1992

Михаил Бортников
Продолжение. Предыдущая глава - http://www.proza.ru/2019/03/06/1698


В 1992 году последствия развала Советского Союза уже чувствовались везде. Рвались десятилетиями налаженные связи, прекратились поставки сырья и запчастей с других республик. На всех предприятиях шли сокращения, предлагали и даже навязывали сотрудникам долгосрочные отпуска без содержания. Процветал бартер, зарплату на предприятиях выдавали собственной продукцией. Открывались всевозможные кооперативы, оборотистые директора устраивали их даже в цехах собственных заводов в ночное время.

Распродавались заводские станки. Зарплату стали выдавать "купонами" - временными украинскими  банкнотами с минимальной защитой. Официально они назывались карбованцы, употреблялось также название купоно-карбованцы. Для мошенников наступил рай, подделывать купоны было для них несложно.
"Антарктика" пока ещё держалась на плаву, но жить ей оставалось недолго. Предприимчивые люди стали открывать агентства по трудоустройству моряков в иностранных судоходных компаниях. Назывались они круингами, и сначала их можно было по пальцам пересчитать.
 
Моряки стали уходит «под флаг», так это называлось. Но для работы под иностранным флагом нужно было знать английский язык, или хотя бы сдать в круинге экзамен, нужно было заплатить около пятисот долларов за трудоустройство и нужно было быть востребованным на международном рынке труда.

 Рефрижераторные механики рыбопромысловых судов оказались не востребованными. Транспортные рефрижераторы, на которые их охотно брали, то есть суда, перевозящие рыбу (и мясо) при низких отрицательных температурах, всё больше стояли в отстое, возить им было нечего, число добывающих рыбопромысловых судов неуклонно снижалось. Флот разваливался по всему бывшему Советскому Союза.
Рефрижераторных судов широкого назначения, в просторечии именуемых "банановозами", в мире было достаточно много, но специфика перевозки различных фруктов требовала специальных знаний, технологии заморозки и перевозки были не такими, как на "рыбаках".

Многие судовладельцы и вовсе сокращали должность рефмеханика, возлагая его обязанности на стармеха. Лучший путь вновь стать востребованным на флоте был Павлу ясен: скорее заканчивать академию и получать рабочий диплом механика-дизелиста. Тогда ему в роли четвёртого или третьего механика "банановоза" цены не будет. Старшие механики такому универсалу только порадуются.
 
Элине, давно разобравшейся в нюансах работы мужа, всё это было ясно. Но когда позвонил Пашин однокурсник и сказал, что в «вышке» набирают спецкурс для ускоренной переподготовки рефмехаников, она растерялась. Может, и Паше туда пойти? Три года вместе всё же, можно чем-то и поступиться.

- Эля, три года на берегу за партой? Славке это, возможно, и подходит, а я и без спецкурса уже на четвёртый курс перехожу. И на что мы жить будем эти три года?
 Рудик, допустим, уже училище своё заканчивает, из армии вернётся, будет сам зарабатывать. Но нас и без него трое. Сколько нам в месяц только на еду нужно?

- Нашёл, когда спрашивать. Цены меняются чуть ли не каждый день. С бешеной скоростью всё дорожает. Магазины пустеют. Я уже все крупяные запасы свои подчистила. Так что насчёт спецкурса ты прав, он тебе ни к чему. И со ФТОРСа уходить нельзя, пока не устроишься куда-нибудь, без купонов сейчас не проживёшь. В "Антарктике" суда ещё многие работают. Поговори с групповым инженером.

- Работают, только валюту им не платят. Мишкин "Гарпунёр Прокопенко" полгода уже у причала стоит, ракушками обрастает в Лас Пальмасе, а сам он испанцам кондиционеры ремонтирует. Недавно база "Восток" уходила в рейс, так всем морякам предложили расписаться, что они зарплату свою не будут требовать.
- Да врут, наверное, Паша. Не может такого быть.
- Может и врут. За что купил, за то и продаю. Но на пустом месте и слухи не появляются.

- Походил бы ты по круингам, Паша! Может, где-то и найдёшь себе место.
- Да ходил я уже, только тебе не говорил. В "Интерброкер" ходил, в "Диамант", и в «Инмарин» тоже. Рефмеханикам работы очень мало сейчас, и предпочитают там специалистов из пароходства с опытом работы на «банановозах», или хотя бы на транспортных рефрижераторах. В очереди можно два года стоять. Я о другом думаю, Эля.

- Свежая идея?
- Ну, типа того. Мне предлагали в "Евромаринсервисе"  работу мотористом.
- Дизелистом? В главной машине? А какая зарплата,  сколько месяцев контракт? Какие экипажи?
- Экипажи смешанные, английский нужно знать. Контракты на семь месяцев, зарплаты мотористов порядка шестисот долларов, это намного больше, чем я рефиком получал, но купонами там, конечно, не платят.
- За семь месяцев можно хорошо заработать, только выдержишь ли ты? Сорок пять скоро отмечать будешь.

- Да легко, - улыбнулся Паша, - должность мотыля свои преимущества имеет. Вахту отстоял, пару часов подвахты, а там хоть и трава не расти, никакой ответственности. Мозги сушить точно не придётся, отдохну и времени для занятий будет больше, чем дома.
- А в Одессу может судно зайти?
- Почему нет, Одесса – это порт. Но ты и в любой другой порт сможешь прилететь бывшего нашего Союза, был бы только заход туда. Но этого заранее не узнаешь. Так что на семь-восемь месяцев разлуки нужно настраиваться, в море с борта не спрыгнешь, когда семь месяцев кончатся. Выдержишь?
- Ты ещё спрашиваешь? Я бы тебя и три года ждала.

- В любом случае лучше мотористом сходить, чем рефмехаником в "Антарктике". Мне всё равно  после окончания академии  двенадцать месяцев мотористом придётся работать, чтобы рабочий диплом получить.
- Я как раз об этом тебя хотела спросить. То, что ты рефиком столько лет ходил, не засчитывается?
- Вот именно, не засчитывается. И это справедливо, потому что специальности разные, хоть и похожи. В любом случае, мне легче будет, чем двадцатилетнему пацану после мореходки.

- Значит, вопрос только в деньгах? Точно сможешь мотористом устроиться?
- Смогу, только нужно где-то липовое удостоверение моториста сделать. Формальность, но необходимая. И английский припомнить придётся. Это мы с тобой вместе сделаем, я только у ребят литературу достану. Поможешь мужу?
- С удовольствием, если смогу. А ты ведь и на рефрижератор можешь пойти мотористом, правда? Заодно и увидишь, чем там технологии и механизмы отличаются от ваших аммиачных.

- Конечно. Это самый лучший вариант для меня, только мало их, рефрижераторов. Первый рейс мне всё равно на чём, лишь бы уйти, и чтобы зарплату тебе отправлять. И так уйти, чтобы деньги сразу не платить, говорят, что так можно. Они потом из зарплаты высчитывают. Но это не во всех круингах, искать надо.

- Вот и займись. Английский, удостоверение, медкомиссия, подходящий круинг. Видишь, уже целая программа, теперь только выполняй. А я тоже попробую по своей основной специальности устроиться. Бухгалтеры теперь везде нужны, кооперативов открылось много.

- Только не главбухом к "новым украинцам", Эля. Подставят, и глазом не моргнут. По стопам Фунта чтобы не пошла!

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/03/09/2108.