Ч. 6 Кого этим удивишь?

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2019/03/03/1643               

А дальше у могилы началась собственная «одиссея».
Геолог Чекановский и его товарищи привели захоронение в порядок.  Прошли годы. В 1893 году в селении побывал полярный исследователь барон Эдуард Толль. Своими руками он потрудился, чтобы могила Прончищевых снова приобрела достойный вид.

В 1921 году Усть-Ленская гидрографическая экспедиция под руководством Николая Евгенова нашла могилу вновь в печальном состоянии. Ее участники насыпали могильный холмик, сделали ограду и поставили новый крест на могиле Василия и Татьяны Прончищевых с надписью «памяти славного Прончищева и его жены Марии. Гидрограф. эксп. 1921 г».

На кресте (утверждают, что делалось это в виде знака поклонения) стали крепить таблички различные экспедиции и организации, побывавшие в тех краях. Вообще-то могильные кресты служат не для такой цели...

В конце Великой отечественной войны в Усть-Оленек заглянул полярник, талантливый писатель и художник Игорь Рубан. Вот строки из его книги: «Рядом с домом радиостанции, на самом берегу, находится странного вида могила.

В ограде из грубо отесанных толстых лиственничных плах стоят два креста – один новый, покрытый табличками с надписями, другой – старый, покосившийся, на нем с трудом можно прочитать вырезанные буквы: «Лейтенанту Василию Прончищеву и его жене Марии. 1736 год».

Судьба лейтенанта и его жены вдохновила художника написать прекрасное полотно «Василий Прончищев». Эта картина находится в помещении Российского географического общества в Санкт-Петербурге. А в Московском университете хранится картина Рубана «Могила Прончищевых», написанная художником в 1944 году.

В марте 1986 года учёная из Якутии М. Гаврилова побывала в Усть-Оленеке, на могиле Прончищевых. Вот  её впечатления того времени: «Отношение к могиле свидетельствует об уважении к их памяти.

Могила взята под охрану сотрудниками полярной метеостанции «Усть-Оленек» и сельсоветом…. Могила огорожена. Сохранился столб первоначального креста (без перекладины)».

В том году исполнялось 250 лет со времени гибели супругов Прончищевых. Гавриловой и её мужу В. Босикову, работавшему в министерстве культуры Якутии, удалось организовать создание и доставку в Усть-Оленек памятника из трёх гранитных стел. Гаврилова лично его оплатила из премии имени Литке, которой её наградило Географическое общество СССР.

Тогда же медэксперт сделал раскопки в нескольких местах «для подтверждения действительности человеческих захоронений». Наверно его труды видел полярный путешественник Е. Смургис: «…убогое зрелище, могила разворошена, будто плугом по ней прошли....

Хотели прах перенести повыше, на новое место, где устанавливали памятник, но выкопать могилу там оказалось невозможно – вечная мерзлота. Так и бросили. Старую же могилу привести в порядок оказалось некому. Все были заняты ответственным мероприятием – открытием нового памятника.

Отшумела очередная кампания, все разъехались. А старое надгробие, под которым покоится прах славных людей, ради памяти которых торжество затевалось, осталось разрушенным…

ну зачем, скажите, понадобилось ворошить могилу, коль все прекрасно знали, что из вечной мерзлоты останки извлечь нельзя! Тем более – не под родные берёзы собирались перенести, а всего на несколько десятков метров повыше».

 Справедливости ради следует отметить, что он сделал примечание: «…через трое суток прилетела бригада студентов и вроде бы привела могилу в порядок».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/04/741