Легенды Галичского озера

Евгений Золотов
Издревле и до сегодняшнего дня про Галичское озеро складывают легенды. И этот водоём, на берегах которого селились люди тысячи лет назад, либо выдается за «обитель зла», либо за источник неслыханных богатств.

Тайны озера изучил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов. Его труд опубликован в журнале «Живая старина» в 2015 году.

По словам исследователя, город Галич существует восемь с половиной веков, так что здесь довольно широко распространен фольклор на тему исторических событий. Местные жители разных возрастов с гордостью сообщают, что их городок целых «три дня» был столицей России. Эти заявления основаны на историческом факте: галичский князь Дмитрий Юрьевич Шемяка в XV веке захватывал московский престол.

Будь ты проклят, клад

В Галиче распространены фольклорные сюжеты о подземных ходах, кладах, заклятиях. Давно существует легенда о том, что в Галичском озере спрятаны сокровища, награбленные князем Шемякой и его братом в Москве и Ярославле. А вот по версии историка и писателя Павла Свиньина, опубликовавшего легенду в вышедшей 1839 году книге «Картины России и быт разноплеменных её народов», сокровища спрятаны не на дне озера, а рядом, на вершине горы Балчуг.

«Чтобы вышел тот клад, нужно принести в жертву 12 молодцов и 12 жеребцов, а когда жертва уйдёт в озеро, появятся сокровища. Рассказывали, что один галичский помещик не поскупился и решил принести в жертву 12 коней и 12 молодцов, но когда те почти ушли под воду и показались корабли, спохватился и пожалел добра, выкрикнув проклятье: «Будь ты проклят, клад, отныне и на века».

Другие галичане говорили, что клад этот – более древний. Он был положен ещё до галичских князей и заклят страшным заклятьем: нужно закопать в землю своего первенца-сына живьём, и тогда появятся из земли 12 кораблей, нагруженных несметными сокровищами. И что алчный до денег галичский князь Шемяка, вздумав достать клад, не пожалел сына. Корабли стали уже показываться из воды, когда он закопал сына, но прибежала мать ребёнка и успела вытащить его из ямы, а корабли у всех галичан на глазах ушли под воду», – пересказал легенду этнограф Василий Смирнов в книге 1921 года «Клады, паны и разбойники. Этнографические очерки Костромского края».

Тоннель между монастырями

В Галиче местные жители рассказывают и другие легенды, связанные с озером. На двух противоположных берегах Галичского озера стоят монастыри – женский и мужской. Считается, между ними, глубоко под землёй, монахини и монашки прокопали тоннель в восемь километров, чтобы встречаться друг с другом. Но подобный сюжет, когда их тянуло, словно магнитом друг к другу,  известен в целом ряде российских городов. Трудно судить, где правда, а где вымысел.

Но некоторые галичане едва ли не до сих пор ищут подземный ход под озером. Вот что рассказал местный житель: «Жил у монастыря, напротив, 60-ый дом. Маленькие все искали тоннель. Много легенд всяких ходило – что вот как бы женский монастырь, мужской монастырь соединены и что там много сокровищ всяких. И мы организовывали свои экспедиции. Вход – где склеп. Где педколледж сейчас, спортивный зал, где Балчуг начинается, там склеп монашки какой-то. Потом типа несчастного случая произошло, там и вход завалили ещё в коммунистические времена экскаватором».

Струя Авраамия

Ещё один старинный сюжет – о существовании «серебряной дорожки», ведущей по воде от устья Чёлсмы, где располагался Флоровский монастырь (южный берег озера) к Новозаозёрскому монастырю (северный берег). Предания связывают основание Флоровского монастыря с преподобным Авраамием Галичским, который ходил сюда по водам озера из основанной им на противоположном берегу Новозаозёрской обители.
Галичанин В. Д. Мухин, передавший эту легенду, ссылался на светлую струю, заметную на озере в тихую погоду. Местные жители называют её «струёй Авраамия», считая, что это след лодки, на которой подвижник перевёз явившийся ему образ Божией Матери к валам Балчуга – знаменитой галичской горы.
Кстати, колокольня Флоровского монастыря всегда была маяком для рыбаков, по которому они сверяли свой маршрут при пересечении озера от реки Вёксы к Галичу. Особенно в штормовую погоду. После сноса колокольни рыбаки выбрали другие ориентиры

И лодки перевернулись
 
Яркие драматические события часто мифологизируются в народном сознании. В частности, это касается трагедий, в которых гибнут дети и молодые люди: чья-то преждевременная смерть вызывает сильное сопереживание и влечёт за собой эмоциональное осмысление, говорится на сайте «Заповедник» в материале «Клад и хлад», подготовленном Дианой Карлинер.

Есть поверье, что Галичское озеро никогда не замерзает и не вскрывается без… утопленника. Обычно гибнут люди, которые рискуют ездить по непрочному осеннему или весеннему льду, часто это происходит «по пьяни». Но в памяти горожан есть и другие истории; так, многие помнят о трагической гибели двадцати девушек – студенток местного сельскохозяйственного техникума. Свидетелем этого стал галичский краевед Николай Сотников, которому тогда было 14 лет.

«Эта история произошла с девушками на последнем курсе сельхозтехникума, в 1954 году. Двадцать студенток вместе с преподавателем отправились на сбор картошки. Они поздно закончили сельскохозяйственные работы и опоздали на последний катер, чтобы вернуться домой. Следующий катер был только утром, а им очень хотелось попасть на праздничный вечер, который в тот день был в техникуме. И девушки попросили трёх рыбаков перевезти их на другой берег на лодках.

Мужчины знали, что перегрузят лодки, но согласились помочь. И когда они проплывали глубину около десяти метров, воду начало плескать через борт. Рыбаки просили, чтобы девушки сидели смирно, не шевелились, но поднялась паника. Они стали перепрыгивать с места на место, хвататься друг за друга, и лодки перевернулись. И себя утопили, и рыбаков.

Это была глубокая осень, озеро уже покрывалось льдом. Удалось вытащить семь человек, но они были уже такие замерзшие, что их как дрова, как бревна таскали. Их заносили к нам в дом, отогревали на русской печке. Медицины – никакой. Помню, что вызвали врача, а у него спирта даже не было. Мать моя и соседи купили водки, чтобы растереть их. Водка стоила 2 рубля 10 копеек – это была баснословная цена, тогда пенсию шесть рублей получали. Не помогло. Девчонки все равно умерли от переохлаждения, от воспаления лёгких. Только одна прожила ещё пять лет.
Некоторые злые языки говорили, что лодки перевернулись оттого, что рыбаки девчонок хотели пощупать. Но этого не могло быть. Рыбаков я знал лично. Они были профессионалы. Они до последнего все делали для того, чтобы успокоить молоденьких девчат, которые держались за них, как за соломинку. Когда силы покинули рыбаков, они пошли ко дну. Когда на следующий день выловили их неводом, то девчонки висели на рыбаках, как виноградные гроздья.

На городском кладбище, где их похоронили, поставили гипсовый памятник – печальную девушку с вазой. Раньше за могилами и памятником ухаживал техникум, со временем мемориал пришел в запустение. С тех пор как произошла эта история, движение через озеро упорядочили, и в Галиче появилась спасательная станция».
Как появился Бабий остров

О гибели студенток сельхозтехникума в Галиче помнят многие, особенно люди старшего возраста. И помнят, надо сказать, хорошо, знают по именам погибших тогда рыбаков. Если ошибаются, то в мелочах – называют другое количество погибших, неправильную дату, делают ошибки в деталях. Например, я слышал, что «одну девушку нашли – она вышла на берег и стоя косыночкой за что-то зацепилась». Возможно, это уже фольклоризация исходного события.
 
Во многом устойчивости памяти служит мемориал на городском кладбище. Показательно, что и количество погибших часто называют по количеству могил, хотя на кладбище похоронены не все. Большинство студенток были приезжими из деревень: родственников в Галиче у них не осталось, и поэтому мемориал для воспроизводства рассказов имеет большее значение, чем внутрисемейная память.

Некоторые галичане считают, что в память о трагедии появился топоним Бабий остров – так называется небольшая поросшая тростником отмель напротив улицы Калинина. Вот это уже точно фольклоризация: название возникло раньше, видимо, оно отражает близость отмели к берегу – на лодках до нее доплывали даже женщины. Знание о событии, которое произвело сильнейшее впечатление на людей, встроилось в уже существующую топонимику, придав топониму новое значение.