Бизнес по - русски

Всеволод Новопашин
Бизнес  по - русски страшен своей непредсказуемостью. Судейский рэкет усиливается круговой порукой, а число экономических дел, которые расследуют силовики - более 200 тысяч в год. 

В банке "Восточный" идёт борьба между основными акционерами - фондами Baring Vostok и Артемом Аветисяном, объединившим свои банки - "Русский стандарт" и "Юнистрим"  в 2016 году.  В 2018 году, несмотря на то, что контролирующим акционером банка (более 51% акций) являлся фонд Baring Vostok, 3 сентября 2018 года на пост врио главы "Восточного" был назначен Вячеслав Арутюнян, бизнес партнёр Артёма Аветисяна. До этого банк возглавлял Дмитрий Левин, который представлял интересы Baring Vostok.

Это назначение повлекло  кадровые перестановки, и через подконтрольный Артему Аветисяну совет директоров из банка были уволены сотрудники, не представлявшие интересы Артёма Аветисяна, в их числе - зампред правления банка Ирина Аверина и руководитель службы внутреннего контроля банка Юлия Милованова.

У Аветисяна - 32,5% акций и опцион, согласно которому он может выкупить 10%, поэтому Аветисяну для захвата банка не хватает 9% акций, и ему ещё нужны деньги для выкупа акций через опцион.

В феврале 2017 года "Восточный" приобрёл через фонды Baring Vostok контрольный пакет (59,9%) акций International Financial Technology Group S.C.A. Арутюнян попытался перепродать эти акции и пытался  отжать бизнес у других партнёров, что  вероятно, привело к выводу активов предприятия, и в 2019 году за этот пакет акций Арутюняну предложили только 600 миллионов рублей.

И тогда Арутюнян инициировал арест своего бизнес-партнёра, руководителя фонда Baring Vostok, крупнейшего американского инвестора Майкла Калви, работающего в России с 1994 года.

16 февраля 2019 года Майклу Калви и ещё нескольким работающим и бывшим сотрудникам банка было предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, он и еще пять фигурантов — сотрудников компании причастны к хищению более 2,5 млрд рублей банка «Восточный». Максимальный срок по данному обвинению предусматривает до 10 лет лишения свободы. 

Под стражу тогда были заключены партнер фонда Ваган Абгарян, партнер по индустрии финансового сектора Филипп Дельпаль, директор по инвестициям Иван Зюзин, бывший председатель правления банка «Восточный» — советник председателя правления ПАО «Норвик Банк» Алексей Кордичев, а также генеральный директор НАО «Первое коллекторское бюро» («ПКБ») Максим Владимиров.

Все подозреваемые заключены под стражу до 13 апреля 2019.

Возникает вопрос - если Майкл Калви нанёс ущерб банку "Восточный", которым фактически должны руководить его представители в силу того, что контрольный пакет акций банка находится у него, то как же он смог сам себе нанести ущерб ? И почему в качестве потерпевшей стороны выступает армянская сторона, у которой только 32,5% акций ?

Если у самого Майкла Калви в этом банке более 51% акций, то он и должен представлять интересы своего банка в суде, а не содержаться в московском следственном изоляторе. 

Дело на главного акционера банка было заведено на основе жалобы  миноритария «Восточного» Шерзода Юсупова (4,8% акций), подчинённого Артёма Аветисяна, -  Юсупов направил жалобу в ФСБ. Независимый российский новостной сайт «Белл» (The Bell) сообщил, что г-н Аветисян связан  с сыном Николая Патрушева.

Среди арестованных бизнесменов есть армянин, - видимо, он был на стороне американца.

Как же всё-таки,  суды принимают и ведут дела на основе показаний миноритариев по отношению к основным владельцам ? Неужели за деньги в Басмачном суде Москвы можно уже всё ?

Если между партнёрами по бизнесу существует спор, то он должен решаться в Арбитражном суде.  А в России вопросы налогов, взаимных расчётов решает криминал вместе с силовиками, полицией и ФСБ, с участием "масок - шоу", уголовных "следаков", действующих в новой бизнес- среде по устаревшим законам  советского времени. 

Вряд ли этот (басманный) судья вместе с патронами из ФСБ даже задумывался над тем,  что он нанёс очень сильный удар по престижу России, которая изменила свой статус по отношению к бизнесу с непредсказуемого на реально опасный.  Можно сказать, что рынок венчурных иностранных инвестиций в России тупо убит. Майкл Калви работал в России с 1994 года, его фонды инвестировали многие известные предприятия (фирму 1С, коммерческие банки, инфраструктурные проекты).

Оценка активов - очень сложное мероприятие, которое в российских судах трактуется , что называется - "от фонаря". Попытка засудить владельца контрольного пакета акций банка по иску его миноритария, при помощи связей с ФСБ выглядит удручающе. 

В числе членов консультативного комитета инвестиционной компании Baring Vostok - 84-летний космонавт Алексей Леонов, который сейчас выехал за границу на лечение.

Агентство Блумберг,
Business
Russia Court Holds U.S. Investor Calvey for Two Months

https://www.bloomberg.com/
news/
articles/
2019-02-15


Politics
Kremlin Says Investor Arrest Won't Hurt Business Climate
https://www.bloomberg.com/
news/
articles/
2019-02-18/

(В Кремле говорят, что арест инвестора не повредит бизнес - климату)