Любимые строки

Инна Люлько
                УДАР МОЛНИИ
                (эссе)

      
      ...О, нет! Та маленькая книжечка  стихов не была пЕрвой встречей с Поэзией в мои семнадцать лет!

      Многозвучная и многоликая, Поэзия, эта неукротимая охотница за душами, жила во всём, что окружало меня с самых первых моментов осознания себя: в песнях, в детских потешках, в "Кошкином доме", в школьных уроках по литературе...

      Она билась живой жилкой во всей красоте окружающего мира!


      Но именно этой книжечке суждено было прожечь моё сердце ослепительной молнией катарсиса!

                *

      Пожилой человек на фотографии с резко вырезанными чертами лица сухо, с какой-то тайной печалью отводил взгляд в сторону, и звался - Ярослав Смеляков...

      Я открыла книжку...

      И вдруг он - страстно, обнажённо, нежно! - сказал:

      - Поэзия! Моя отрада!
      Та, что всего меня взяла... -

      Я задохнулась от пронзительной силы этих простых слов!
      Меня восхитила отвага его любви!


      Волшебный дурман Поэзии пьянил меня: с каждой новой прочитанной страницей я всё больше увязала в этой золотой сети - сумасшедше счастливая пленница!..

      Страницы летели одна за другой...


      - "Элегическое стихотворение" - тихо сказал Ярослав Смеляков...


      Поэзия! Колдунья! Это ты, - ты, не отпирайся! - вложила в его уста свой упоительный язык!..


      Я плакала, сжигаемая мукой любви и печали.
      Отныне и навек отдавшая сердце Той, что поразила меня своей молнией...


      Я, худющая угловатая девчонка, гадкий утёнок, косноязычная молчунья, не вкусившая ещё даже первого поцелуя, - ПОНИМАЛА всё, что испытывали эти двое: всю их горькую боль, всю безнадёжность человеческого конца... и не могла насладиться досыта этим невиданным чудом понимания...


      "Вам не случалось ли влюбляться -
       мне просто грустно, если нет, -
       когда вам было чуть не двадцать,
       а ей - почти что сорок лет?

       Но если уж такое было,
       ты ни за что не позабыл,
       как торопясь она любила
       и ты без памяти любил.

       Когда же мы переставали
       искать у них ответный взгляд,
       они нас молча отпускали
       без возвращения назад.

       И вот вчера, угрюмо, сухо,
       войдя в какой-то малый зал,
       я безнадёжную старуху
       средь юных женщин увидал.

       И вдруг, хоть это в давнем стиле,
       средь суеты и красоты
       меня, как громом, оглушили
       полузабытые черты..

       И к вам идя сквозь шум базарный
       как на угасшую зарю,
       я наклоняюсь благодарно
       и ничего не говорю,

       лишь с наслаждением и мукой,
       забыв печали и дела,
       целую старческую руку,
       что белой ручкою была."

                *

      С тех пор всю жизнь мою озарял неистощимый звездопад новых и новых даров моей Колдуньи...

      ...И вот опять - спустя полвека! - я повторяю за Поэтом всё с той же неизменной и благодарной любовью:

      - Поэзия! Моя отрада!..

      Только, только и только такой ты достойна быть - УДАРОМ МОЛНИИ!.. -


                ***