Оправдание человека. Кратко

Геннадий Жеребилов
  Геннадий Юрьевич ЖЕРЕБИЛОВ


    «Живите праведно. Глагольте Истину!»


 

     ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА


          (ХОМОДИЦЕЯ)


Как известно, попытки поиска смысла жизни предпринимались еще на заре человечества. В начале I тысячелетия до н.э. в упанишадах ставился и основательно разрабатывался вопрос о высшем назначении человека и о путях его духовного развития. Мы берем за точку отсчета 1 тысячелетие до нашей эры лишь потому, что имеем письменное подтверждение. На самом же деле, нет сомнения в том, что "вечные" вопросы: кто мы - люди, и в чем заключается смысл нашей жизни? - преследуют человека с тех пор, когда он впервые на мгновенье смог мысленно вырваться из пут животно -- естественной целесообразности. Когда это было? Бог весть. Но наверняка задолго до появления письменности. С тех далеких вре­мен и до наших дней человечество выработало и предложило целый спектр возможных ответов, расположившихся между полюсами идеа­листического и материалистического мировоззрения. И все же, несмотря на обилие предлагаемых решений, "проклятые" вопросы продолжают терзать умы человеческие.


По данным палеонтологии, продолжительность существования вида составляет в среднем один миллион лет. Вид Хомо Сапиенс существует лишь несколько десятков тысяч лет, т.е. всего несколько процентов от нормы, но уже подготовил всё для самоликвидации. Цена возможных ошибок постоянно растет, потому что, трактуя Вернадского, можно утверждать, что происходит смена "центрирующей" силы, преобразовы­вающей биосферу в ноосферу: вместо биологического приспособления активной силой все чаще выступает разум человека. В этих условиях жизненно важным становится призыв к человеку познать самого себя.


Общеизвестно, что существует множество версий, по-своему отве­чающих на загадку человеческого бытия. В нашей концепции мы попы­тались воспроизвести кратко и в основных чертах вероятную модель эволюции земного живого вещества на этапе развития от клетки до человека разумного.


Начнем с того, что живое вещество стало организовываться в массы, чтобы вырваться из множества внешних зависимостей, как счи­тает Тейяр де Шарден. Но ещё до того, как организоваться в группы живых существ с самостоятельным центром, которые мы называем много­клеточными организмами, деятельные и относительно самостоятельные безъядерные клетки (прокариоты) или, пользуясь терминологией Лосского, субстанциальные деятели, проделали огромную подготовительную работу.


Согласно гипотезе «Гея» (Земля), именно эти живые существа в качестве основных автокаталитических элементов проделали работу и за Бога (сотворение суши и небес), и за змея-искусителя (войдя с сохранением опреде­лённой автономии в состав более сложных клеток - эукариотов, эволю­ция которых породила механизм полового размножения, увеличив тем самым генетическое разнообразие). Таким образом, одноклеточные живые существа - субстанциальные деятели - на основе принципов необрати­мости эволюции, происхождения от неспециализированных предков и про­грессивной специализации создали "по образу и подобию своему" мно­жество разнообразных многоклеточных организмов, оставаясь при этом относительно самостоятельными деятелями.


Организованные группы субстанциальных деятелей в форме много­клеточных организмов вышли на просторы макромира. С помощью инстинктов многие из них успешно приспособились к макрореальности. Но эволюция живого вещества на этом не останавливается. Космологичес­кая, термодинамическая, электромагнитная и связанная с обработкой сигналов - "стрелы времени" (по Дж.Николису) указывают направление в сторону прогрессирующей дифференциации, возрастающей сложности и ор­ганизации, то есть показывают неизбежность возникновения и развития познающих систем. Но самоорганизующаяся система становится способной к познанию лишь при достижении хотя бы двух иерархических уровней. И земная самоорганизующаяся система исподволь готовит появление чело­веческого разума.


Приматы - одни из первых живых существ, посредством которых разрушалась животная целостность. Ведь именно в результате эволюции нервной системы приматов появился человек - существо со слабыми инс­тинктами, ущербное, по меркам животного мира. Оттуда, из благополу­чия животного Рая он выглядит дегенеративным животным, вырожденцем. Но с другой стороны - он венец эволюции, о чём кроме всего прочего сви­детельствует и наличие у системы человеческого индивида самого длинного "филогенетического следа", что, по утверждению специалистов, означает наибольшую функциональную сложность живой системы.


Английский философ Артур Кестлер в своей работе "Дух в машине" утверждает, что на многочисленные вызовы окружающего мира к живому существу могут быть два ответа. Первый - дегенеративный - приводит к застою и в конечном счете к вымиранию рода. Второй - регенеративный - ведет к выживанию через огромные реорганизации в структуре и пове­дении, что в свою очередь вызывает биологический или умственный про­гресс. Этот вывод Кестлера как нельзя лучше вписывается в нашу кон­цепцию. Человек, способность которого к физической регенерации све­дена до минимума, сумел ответить на вызов среды развитием умственных способностей. Согласно нашей гипотезе об отчуждении индивидуального сознания от биосистемы индивида, задача решалась посредством сверхкомпенсирующего развития головного мозга, на который была возложена  роль посредника между внешним миром и человеком. В ходе своего сверх­развития (с 1600 куб.см у неандертальца до 2000 куб.см у хомо сапиенса) определенные уровни головного мозга начинают "тяготиться" своим положением "слуги", призванного наилучшим образом обслуживать потреб­ности "господина", т.е. организма в целом.


Говоря современным языком, сложные нейродинамические системы, связанные с реализацией интенций нашего "Я", так называемые Я-системы, представляющие собой высшие уровни мозговой самоорганизации, обретя в ходе опережающего развития дополнительные степени сво­боды,  вступают в конкурентную борьбу с целостной системой организ­ма, отчуждаются от него, вырабатывают собственные духовные потреб­ности, идущие вразрез с биологическими, начинают "говорить" с окру­жающим миром якобы от имени всего организма.


Иначе говоря, самоуправляемые нейродинамические системы типа X, образующие в системе человеческого индивида личностный уровень мозговой самоорганизации, а в нём тот слой, который реализует фун­кции Сверх-Я снижают, в зависимости от индивидуальной степени отчужденности сознания, удовлетворение биологических потребностей индивида и волевыми усилиями направляют духовный и физический по­тенциал организма на повышение степени удовлетворения собственных духовных потребностей. Таким образом, соответствующая этим функциям подсистема стала доминирующей не только в системе человеческого ин­дивида, но и как бы над всей системой в целом. Данная метаморфоза индивидуального сознания из "слуги" в "господина" буквально перевер­нула мир человека!  Духовный человек встал с четверенек и выпрямился во весь  рост.


Мы должны подчеркнуть, что было бы большой ошибкой свести многоплановый процесс отчуждения индивидуального сознания к какой-либо одной причине или даже группе обособленных причин. Только диа­лектическое понимание совокупного воздействия на возникновение и протекание этого процесса множества различных факторов позволит из-бежать ложных выводов.


Возможно, поводом для начала этого процесса мог послужить не-осознанный протест древнего человека против неизбежной смерти, кото­рый затем трансформировался в религиозные и философские системы, разделяющие индивида на вечную, божественную душу и бренное тело.


Возвращаясь к описанию механизма отчуждения, мы должны особо подчеркнуть, что метаморфоза индивидуального сознания происходит в процессе расслоения иерархической структуры психофизической целост­ности человека. А так как наличие иерархии структур является основ­ным признаком целостного образования (Л.Станкевич, В.Свидерский), то, следовательно, психофизическая целостность человека оказывается нарушенной, т.е. своего рода псевдоцелостностью. Свидетельством этого, на наш взгляд, предстаёт самоочевидная двойственность челове­ческого существа, объясняемая одними исследователями как проявление взаимодействия души и тела, а другими - в качестве последствий частной собственности... Однако, мы знаем, что разрушение старой целостности есть одновременно процесс становления новой целостности (Гё­те). В случае с человеком, как мы полагаем, оказалась разрушенной так называемая животная целостность, но всё ещё не сформирована новая -"богочеловеческая".

Таким образом, мы можем утверждать, что сложноорганизованная система человеческого индивида проходит в онтогенезе, а, следова­тельно, всё человечество - в филогенезе, особую стадию в становле­нии новой целостности: период индифферентности (неопределённости).

В чем же заключается своеобразие человеческой психофизической структуры?


Обратим внимание на психическую псевдоцелостность человека, которую Хенгстенберг называет  незавершенной. В поисках ответа на вопрос: каково основание человеческой способности "к объективнос­ти"? - он обнаруживает в экзистенциальном строении человека "раз­рыв", которого нет в других животных существах. Немецкий философ определяет, что этот "разрыв" преодолевается через принцип, являю­щийся его причиной, и ради которого этот "разрыв" существует. Мы видим,  как близко подходит Хенгстенберг к пониманию сути отчуждения индивидуального сознания. Однако, вслед за Шелером он называет этот принцип "духом" и истолковывает его с метафизических позиций. В то же время мы обнаруживаем в метафизическом определении "духа" мно­жество функций, присущих инстанции человеческой психики, названной Фрейдом «Сверх-Я». Но ещё более близко в функциональном плане приближается к "духу" Шелера  определённый нами в составе «Сверх-Я» компонент психической структуры человека, который мы назвали  «Экстра-Я». Мы также дали ему другое название «Я-вне-Я», поскольку оно, на наш взгляд, наиболее точно отражает причастность этого компонента индивиду и в то же время отчужденность от него.


И действительно, посредством «Я-вне-Я» (Extra-Ego) в психической целостности человека присутствует разрыв. Соответственно, в процессе зарождения и развития отчуждения индивидуального сознания была нарушена животная психическая (Я подчиненное Оно, по классификации Фрейда) и психофизическая целостность (Я подчиненное Оно, которое есть психическая проекция деятельности Они). Следует помнить, что в нашей концепции Они - это простая совокупность субстанциальных деятелей (клеток в многоклеточном организме), проекция деятельности которых на психическую структуру личности соответствует фрейдовско­му Оно. Тогда как Я - отчужденное сознание - больше соответствует Сверх-Я в структуре, предложенной Фрейдом.


 Таким образом, присущее только человеку отчуж­денное индивидуальное сознание есть причина "разрыва" психической и, соответственно, психофизической целостности человека.


В то же время, благодаря этому "разрыву", отчужденное индиви­дуальное сознание становится способным к объективности, которая, в свою очередь, проявляется в "открытости человека миру" и признается многими исследователями сущностной характеристикой человеческого существа.


Таким образом, человека можно охарактеризовать как существо, уходящее своими корнями в микромир (тело - форма, содержание - субстанциальные деятели, Они), но мыслящее понятиями и образами макромира (Я, Сверх-Я) и входящее в высшую систему мегамира (Экстра-Я), а также стремящееся познать все миры в их единстве.


Кроме того, человек обладает отчужденным сознанием, которое с его гностическими, ценностными и волевыми особенностями представле­но в
функционировании нейродинамических систем типа X как самоорга­низующихся, самоуправляемых систем личностного уровня мозговой са­моорганизации в системе человеческого индивида, на которые оказыва­ют существенное влияние информационные причины мировоззренческого характера. Можно утверждать, что степень отчужденности индивидуаль­ного сознания зависит от "отчуждающего потенциала" воспринятых им мировоззренческих систем, оказывающих долговременное влияние на за­нимаемую человеком жизненную позицию.


На наш взгляд, сегодня просматриваются три основных дороги, по которым может пойти человек. Вспомним  известную  картину, изображающую  русского  богатыря, остано­вившего  коня перед камнем на развилке трех дорог, в раздумье - какую вы­брать ? Налево пойдешь - коня потеряешь (в нашем понимании - телес­ность); направо пойдешь - сам пропадешь (для нас это значит - поте­рять человеческое в человеке). Прямая дорога грозит смертью  и  коню, и богатырю. Но в сказке богатырь остается жив сам и спасает коня. Однако ре­альность не добрая сказка. Поэтому постараемся внимательнее разгля­деть перспективу правильного выбора пути развития человека.


Одна из дорог вскоре после развилки поворачивает назад. Это путь, по которому блудный сын может вернуться в потерянный "живот­ный Рай". Идти по нему легко. Ибо стоит лишь понизить уровень пло­тины из нравственных традиций и моральных требований, ослабить по­зиции  «Сверх-Я», как поток страстей захлестнёт человека. Этот поворот вполне возможен, поскольку основным качественным отличием человека от животных является его духовность, базирующаяся до настоящего времени, как нам пред­ставляется, на отчужденном индивидуальном сознании. И, следова­тельно, гарантом невозвращения человека к полуживотному состоянию являются постоянно действующие информационные причины (система ми­ровоззренческих взглядов) определенной направленности, воздействую­щие на самоуправляемую систему головного мозга человека и через неё осуществляющие каузальный контроль над системными свойствами бо­лее низкого уровня. Другими словами, когда господствует система взгля­дов, проповедующая достижение основных жизненных целей, например, богатства и власти, только лишь для наиболее полно­го удовлетворения низменных плотских желаний, то человек  становится на путь вырождения в животное.


Однако, вслед за Францем Баадером, Фридрихом Шеллингом и мно­гими другими мыслителями, мы имеем все основания утверждать, что чело­век может быть только "либо ниже животного, либо выше его". Ибо, учитывая высокий уровень мыслительных способностей современного че­ловека и слабое инстинктивное регулирование, мы вправе предполо­жить, что в отличие от животных (редко убивающих себе подобных и живущих умеренной половой жизнью), человек начнет применять на­столько изощренные методы принуждения себе подобных и способы ус­лаждения плоти, что станет подлинным исчадием ада. Поэтому, опреде­ляя этот путь как дорогу, ведущую к СКОТОПОДОБИЮ, мы отвергаем его.


 Второй путь представляется нам, насколько это можно увидеть с позиций современности, дорогой к РОБОТОПОДОБИЮ.


Фантастические достижения современной науки и техники искушают отчужденное сознание следовать по пути отчуждения до конца: до осуществления мечты о полном прижизненном осво­бождении "сознательных" высших уровней головного мозга от остальных уровней системы индивида. В мировоззренческих дискуссиях всё гром­че провозглашается целесообразность появления так называемых био­нических людей, у которых все части тела будут искусственными.


Возможный сценарий бесконечного отчуждения, на наш взгляд, таков: заменив все части тела на искусственные, элитные клетки мозга "освободятся" от "оков плоти", от "темницы души", от воздействия тёмных страстей посредством избавления от бессознательных ординарных субстанци­альных деятелей. Это наверняка вызовет гигантский скачок "созна­тельности", но скорее всего приведет к трагическому отчуждению от живой природы и непредсказуемым изменениям в самом сознании. Ведь заодно с тёмными страстями исчезнут и светлые чувства: любовь и сострадание... Логика бесстрастного мышления неизбежно приведет в дальнейшем к замене и самих "умных" клеток - нейронов на "умные" полупроводники  -  нейристоры. Живые мыслящие существа исчезнут, а с ними умрет и живая мысль со всеми её преимуществами и недостатками. Неживая мысль - Дух из машины - будет витать во Вселенной. По край­ней мерею, он будет царить на Земле, в околоземном пространстве. Скорее всего, окончательное отчуждение неживой мысли приведет к ка­тастрофическому противоречию с живой природой, с живой  самооргани­зующейся системой  планеты  Земля...


Возможно, всё будет не так мрачно. Но логика углубления отчуж­дения сознания диктует именно эти последствия. А может быть, и более драматичные.  Ведь  современный человек  продвигается  к заветной цели – всесилию - гораздо быстрее, чем к  всеведению.  Поэтому цена  ошибочных решений  стремительно  растёт.


Но слава Богу, есть и третий путь - путь подлинного освобож­дения сознания! Этот курс прослеживается от древних верований и размышлений и проходит через религиозные и философские системы, в которых тело предстает Храмом души. Как нам видится, именно он при­ведет нас к естественному, а не искусственному освобождению созна­ния посредством замещения процесса отчуждения процессом освобожде­ния. Причем, освобождение  через  гармонизацию «души» и «тела»  исключит враждебные, антагонистические отно­шения между свободным индивидуальным сознанием и организмом индиви­да, между общественным сознанием и  природой,  сверхорганизмом плане­ты Земля.


Вл.Соловьев понимал этот путь как развитие от природного чело­века к человеку духовному.


Именно этот нелегкий путь стяжания БОГОПОДОБИЯ представляется нам единственной дорогой, ведущей к истинному счастью!


Мы считаем, что в ходе развития Вселенной её "мыслящее ядро" достигло абсолюта. То есть достигло высшей ступени во взаимоотношениях с системой, а потому стало подлинно свободным, всеведущим, всесильным, всеблагим. Но самое главное, «мыслящее ядро» остается любящим Систему, внутренний и внешний миры (конечно, если ещё что-то есть за пределами Вселенной), все её части и  частицы, одной из которых является человек .


    Отсюда следует, что мы, сопоставляя одну из самых простейших самоорганизующихся познающих систем - человеческий  индивид - с наисложнейшей когнитивной Сверхсистемой - Вселенной, можем представить их подобие "по образу" и "по сути".


И тогда стяжание богоподобия "по сути" будет означать восхож­дение индивидуального сознания человека от состояния отчужденности либо полной отрешенности по отношению к системе человеческого инди­вида до состояния "разумной любви" к системе, к внутреннему и внеш­нему мирам.


Другими словами, "разумная любовь" есть то состояние сознания, которое обеспечивает в богочеловеческой целостной системе гармонич­ное сосуществование всех уровней человеческой самоорганизации, а также гармонию между системой индивида и другими (внешними) системами. Речь идет о необходимости поиска того "золотого сечения", которое обес­печит оптимальное соотношение между духовными и биологическими по­требностями, и позволит мудрому и праведному индивидуальному созна­нию руководить организмом индивида, согласуя в нем и через него по­требности нижних уровней самоорганизации с требованиями высших  уровней.


А поскольку человек  осознанно или  не осознанно строит общество и государство  по своему подобию,  то и в них  необходимо заменить  отчуждённое  сознание правящих элит на  «разумную любовь»  к  народу.


Логика Любви приводит нас к пониманию того, что в каждом из нас должен воскреснуть Спаситель. То есть подобно Иисусу Христу, каж­дый человек должен взять на себя грехи (последствия ошибочных действий и мыслей) всех обитавших когда-либо на планете Земля. Точнее говоря, каждый из нас обречён нести всю тяжесть своих и чужих грехов, ибо они либо в нас (т.е. переданы нам через гены), либо вокруг нас (т.е. последствия неправильных действий предыдущих поколений в Земной Системе). И по большому счету, можно утверждать, что Спасение заклю­чается в Искуплении всех земных грехов.


Человек разумный должен стать Человеком – спасителем !


 И поскольку человек является субъектом (по крайней мере) трех миров, то ему предстоит осуществлять свою спасительную миссию в микро-, макро- и мегамире...


Заканчивая краткое обозрение нашей работы по оправданию чело­века, мы надеемся на то, что нам удалось осветить хотя бы малую часть возможных подходов к осмыслению феномена человека. Причем мы стреми­лись к тому, чтобы эта высветленная нами часть была бы не сегментар­ной, а образовала
пусть малую, но целостную сферу знаний в бездне ещё не познанного.

Таким образом, признав ранее сущностной характеристикой совре­менного человека наличие у него определенной степени отчужденности сознания, мы можем теперь признать, что сущностной характеристикой богочеловека будет наличие у него "любящего", подлинно свободного сознания.


Отсюда следует, что универсальной сущностной характеристикой человеческого индивида является способность самоуправляемых нейро-динамических систем типа X (образующих в системе человеческого ин­дивида личностный уровень мозговой самоорганизации) к опережающему развитию, что открывает перед человеком широчайшие возможности творчества и самосовершенствования. Ибо развитие нейродинамических систем типа X (и филогенетически, и онтогенетически) продуцирует но­вые степени свободы, изменяющие спектр возможных выборов. На опре­деленной стадии антропогенеза это привело к некоторому отчуждению сознания от биосистемы индивида, а в будущем, мы надеемся, приведет к высшему синтезу подлинно свободного сознания с другими уровнями самоорганизации человеческого существа.


Следовательно, встав на путь стяжания богоподобия, изменяясь сам и изменяя окружающую среду к лучшему, человек существенно по­влияет на изменение к лучшему своего будущего, избежит мрачных про­рочеств.


 


                ЗАКЛЮЧЕНИЕ


           Этапы  эволюции человека: слабые инстинкты (потеря животной целостности) – сверхкомпенсирующее  развитие мозга, позволяющее человеку успешно  адаптироваться к  окружающей среде (элитные клетки мозга  начинают тяготиться подчиненным положением в системе организма «положением слуги» – возникновение религиозных и философских воззрений,  разделяющих  человека на бессмертную душу и бренное тело – происходит метаморфоза сознания, в результате которой элитные клетки мозга  как бы отчуждаются от  остальных клеток  организма, мозг из слуги  превращается в господина организма.  Для восхождения на новый уровень развития человека  необходимо  остановить  процесс отчуждения сознания и перейти к процессу  гармонизации отношений  сознания с телом человека, не допуская при этом  возвращения  сознания к  роли «слуги». Таким образом,  философские и , в первую очередь, религиозные  взгляды, признающие разделение человека на бессмертную душу и бренное тело, сыграли  важную роль в  развитии от природного чело­века к человеку духовному.  Отчуждение  сознания  сделало из обезьяны человека.   


Но на этапе становления новой «богочеловеческой» целостности неотложной и важнейшей задачей становится  необходимость  гармонизации  отношений индивидуального сознания  с  организмом  индивида.

 В связи с чем жизненно важной  становится  потребность  в  формировании и распространении  нового  мировоззрения, включающего  религиозные воззрения и новую  научную  картину  мира,   которое   станет  основой для  глобального  гармоничного развития  человека  и  общества.


Человек совершенный должен стать соработником Богу !


    В сфере государственного строительства, такой гармонизирующей концепцией может стать предложенная мною в 2003 году идея свято-светского государства. В  социально-экономической сфере  -  разработанная  в том же году и изложенная книге «Преображение мира. Основы Доброволия и Долизма» концепция 3D–экономики, основанная на принципах демократизации собственности, доходов и спроса, позже  переработанная мною в   концепцию Пирамиды Демократии (4D) (рабочее название – Пирамида Жеребилова).


               
 ж                ж                ж


Доклад подготовлен на основе книг (философской монографии) "Оправдание человека (Хомодицея)", 1995 г. , "Преображение мира: от самоуправства силы к верховенству духа. Основы Доброволия и Долизма.", 2003 г.


С  вышеупомянутыми концепциями и статьями автора можно ознакомиться в Интернете по адресам: http://zherebilov44.livejournal.com, http://facebook.com/zherebilove.


 


9 февраля 2012 г.