Глава 25

Александр Викторович Зайцев
- Заходин, …. мать….. в ….. трави, ….., эту ….. …..!!! – орали в шахте, вме-сто положенных «вир» и «майн». Я постепенно стал выжимать сцепление, и барабан нехотя начал медленно вращаться.

- Куды ж, …. ты ….. , валишь! …..задавить …. нас всех ….. ….. собрался? ….  Стой, …..! – моя нога резко выжала педаль сцепления…

- Ну, ты, ….. даёшь! – неслось снизу. – Куда, …. ….., руку суёшь? …. свой сунь! – Да пошёл ты ….! – я … тебе, ….. ……, пойду!

Летом в шахте достаточно тепло, если работать, конечно, а зеки там работали усердно – пытались поставить на рельсы слетевшую вагонетку. И сквозь треск ваг, которыми её ставили, не слышно было ни скрипа зубов, ни хруста суставов. Что там сейчас творится, я хорошо представлял – больше года я отработал в шахте. Дошёл до состояния… Впрочем, тут по такому случаю говорят просто – дошёл. И зовут таких доходягами. Сидеть мог только  подстелив ватник под зад, которого не было – острые кости при попытке сесть так давили на кожу задницы, что, казалось, тут же разрежут её, прижав к жёсткому сиденью.  Движение по улице в такой вот ветер как сегодня, было почти полностью исключено – порывом ветра доходягу просто роняло на бок… Потом после этого кошмара два месяца приходил в себя на «витаминной» сельхозкомандировке для слабосильных, а после неё попал в другой лагерь, где и встретил Зосимыча сотоварищи.

Ветер, действительно, рвал и метал. Под его порывами скрипел даже фунда-мент лебёдки, намертво забетонированный в породе. Уши шапки, несмотря на лето, пришлось завязать под подбородком, чтобы её не сдувало сильными порывами ветра. Нет, сегодня не мой день. И почему я такой невезучий? Лето на Колыме. Короткое колымское лето. Работай и радуйся – ни кайлом ни лопатой махать не надо. Норма не от тебя зависит. Сиди, знай рукой реверс переключай, ногой педаль жми. Главное – лебёдку не сломать. Так у моего токарного станка столько ручек и скоростей, что на самолёте меньше, и всеми умел пользоваться. А тут? «Вперёд» - «назад» и нейтралка. Только вот ветер с сидения срывает. Нет, сейчас бы кайлом помахать. Но недолго, только для сугреву. Да ещё, гляди, дождь пойдёт – вон небо как быстро затягивает. Ох, ты, Господи, пронеси и избавь от дождя – промокнешь, продует – известно что будет. А в лагерной больничке - только йод… И урки все койки занимают – у них тут всё куплено.

- ….. … ты …., ……, смотришь! …. Трави ….. в ….!

Нажимаю педаль, включаю реверс на подъём, резко отпускаю сцепление…

- ….!!!! …. ты ….!!! Стой!!! Стой!!! Майна! …… !!! …. - ….., ….!

Резко подаюсь вперёд всем телом, и барабан тут же останавливается. Все уже поняли, что норму сегодня не выполнить, но это ещё ничего не значит – конвой может задержать бригаду в шахте до выполнения нормы, даже если на это уйдёт вся ночь. А утром будут снова смена, снова норма…

Так и есть, заморосило, и дождь достаточно быстро расходится. А у меня над сиденьем даже картонки нету…, сейчас промокну и всё – будет воспаление лёгких и каюк. Не будет – всё равно увезут в лазарет соседнего лагеря с температурой, а пока очухаюсь, займут моё место, которое вот только для меня тёплым не оказалось…

- …. твою же ж мать, ….! Каким …. ты слушаешь, ….. ты ….! Давай на…. трави в …., но помалу! Как … айкну, сразу стоп! Ты … слышишь? ….! Стоп! Понял, ….? Или … ещё …. по уху?
 
- Так, давай! Помалу, ….! Помалу!

- …. помалу! Сцепление на …. сожгу – кого ….. механик …. будет?

- Щас мы … все на … подымемся ….  И все тебя …., …. …. ….., понял? Помалу сказал! Так. Так. Ай! Стой ….! Стой!

Снова резко выжато сцепленье, и тормозок, туго прижавшись, остановил лебёдку. Образовалась слабина троса. Опасаясь, что он сейчас соскочит с барабана, я потянулся поправить его, иначе потом всей бригадой пришлось бы скручивать намотанный между барабаном и станиной трос…, дождь заливал глаза, рука едва пальцами ухватила трос, как нога дала слабину педали, барабан начал вращаться. Руку потянуло в барабан, забирая тросом…
Едва свободной рукой я вывернул рычаг на нейтраль, как свободный ход троса кончился и он стал натягиваться уже под нагрузкой, но тут барабан встал.

- ААААААААААА!!!

- Чё, Ванюш, кошмар приснился? Здешний, лагерный или ещё тот, полицайский?
- Здешний, Зосимыч, здешний – как руку в барабан потащило… - я сидел, свесив ноги со своего топчана и дико ещё озираясь, гладил больную руку там, где навсегда остался красный рубец. - К чему бы это, а?

- Ни к чему, а отчего – погода меняется, вот и болит рука, оттого и сон про неё, - Зосимыч нисколько не удивился моему вопросу – многие зеки в приметы верят. Как солдаты на войне. Те хотят войну пережить, а эти – лагерь. Вот и вся разница.

- Зосимыч, а ты когда воевал, у тебя были какие-нибудь приметы, что жив в бою останешься?

- Какие приметы? Я в первом же бою в плен попал. Что я мог приметить? Да и рассказать про такие приметы у нас в полку никто не мог. Как и в дивизии – мы же народное ополчение. Какая завтра погода будет – это каждый тебе мог сказать. И никто бы не ошибся. Крестьянину без этого нельзя. А вот по какой примете убьют, по какой нет – до войны нам не надо было…

- А мне друг мой Васька, ну, с которым мы по «отваге» за наш первый бой получили, рассказывал про сны: на войне все сны обратные – чем лучше сон, тем хуже будет. И наоборот… перед последним нашим боем ему кучка дерьма приснилась. Он так радовался. Может, и пережил тот бой. Петька же пережил. И бой, и войну всю пережил. И лагерь переживёт…

- Ну и мы, Бог даст, тоже теперь с Его помощью лагерь переживём…

- Зосимыч? Ты спишь?

- Ну?

- Слушай, ты вот часто всё Бога поминаешь. Ты в Него веришь?

- Верю. На селе всегда народ от городской моды отстаёт. Чаще всего от не-понимания. Зачем от Бога отреклись? Что Он такого плохого кому сделал? Ты не знаешь?

- Откуда мне знать? Это ж ещё до меня было. Бабка моя была набожная, а мать с отцом и так уж почти не верили…, а после революции и совсем перестали.

- Вот от этого-то неверия все революции и начались… - пробормотал Зосимыч и замолк.

- Чего началось-то, а? – подождав, спросил я, но Зосимыч то ли делал вид, что спит, то ли спал взаправду.

Будить Зосимыча мне не хотелось, и я, гладя больную руку, долго думал о том, почему всё началось от того, что люди перестали верить в Бога.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/02/13/1268