Повесть о жене моряка. Глава 11. Павел в море

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2019/02/09/2021

Судно на  этот раз досталось Павлу крепкое. Рыбоморозильный траулер "Львов" принадлежал к серии "Атлантик-2", слегка модернизированному варианту и без того удачной серии "Атлантик". К тому же возглавлял его бессменный, чрезвычайно удачливый капитан-директор  Игорь Чернов.

Сравнительно молодой, он был смел, решителен, а когда надо, и нахален, и удача сама шла ему навстречу и брала его за руку. С таким капитаном, конечно, многие мечтали работать, ему оставалось только выбирать из них, что он и делал вполне профессионально. На рыбопромысловых судах заработок экипажа более всего зависит именно от деловых качеств капитана. Но не только его. На косяк надо выйти-  это было дело гидроакустика и штурманов, рыбу надо поймать - для этого за короткий переход нужно подготовить несколько тралов - а это вовсе не просто, наладить трал, сделать его "уловистым" - это дело старшего тралмастера. Пойманную рыбу нужно обрабатывать, здесь главным становится технолог, заместитель капитана по производству.

И, конечно, рыбу нужно заморозить, так что рефмеханик - тоже не последний человек на судне. Рейс был сложным ещё и потому, что в качестве района промысла им определили ЦВА - район Центрально-Восточной Атлантики, всего в двух днях хода от Лас-Пальмаса. Времени на подготовку к промыслу не было совершенно.
 
Шесть месяцев рейса - шесть месяцев рыбалки. Это не свирепый Кергелен, но это выматывающий однообразный труд на протяжении полугода без единого выходного. Зато и денег больше - в том случае, если судно начнёт ловить с первого дня промысла, без пристрелки. А "Львов" так и начал. Павлу было, что морозить.

И работы стало ещё больше после очередной кампании по сокращению штатов, под которую попал и один рефмашинист. Теперь Павлу приходилось и вахту стоять "прощай, молодость", с восьми до двенадцати утром и вечером, и в рыбцех ходить на шкерку после ночной вахты, на три часа. После этого даже чай пить он не всегда ходил, падал в койку и молился, чтобы до утра не поднимали. К счастью, рефмашинисты ему попались толковые и обычно сами справлялись.
 
Поэтому, в отличие от Элины, письма ему писать было некогда, хотя он и сочинял их порой в уме, находя слова непривычно для него ласковые. Однообразная механическая работа на шкерке оставляла голову свободной для мыслей.

Технолог, постоянно работающий с Черновым, был дока в своей профессии, и прекрасно понимал, какой ассортимент нужно готовить для максимального заработка. В общем, народ вымотался за полгода до предела, но ежедневно растущие цифры заработка на пай не давал им унывать, а только подстёгивал, подталкивал к новым трудовым подвигам. Рейс стал для Паши, не привыкшему к высоким заработкам, рекордным по зарплате.

От заработка, который технолог считал в уме не хуже, чем Элина на калькуляторе, зависела и валютная его составляющая - семь процентов от него они получали за границей, в этот раз они возвращались в Лас Пальмас, и едва успели рыбцех помыть, такой короткий переход был из ЦВА на Канары.

Оставался последний, самый приятный этап рейса, но от этого он не становился менее ответственным. Тот случай, когда день год кормит. Два дня им было отдано на разграбление магазинов Лас Пальмаса, по одному всего дню на каждую половину экипажа.

Группы для увольнения составлял, конечно, первый помощник капитана, в просторечии - помполит, "пОмпа", "Комиссар" - в народе их называли по-разному, кто какое имя себе заработал. У них был Комиссар, и заслужил себе он это имя тем, что его подвахта ежесуточно давала рекордную выработку. В состав её, кроме электромеханика и судового врача, входил и Павел. На подвахту им приходилось выходить каждый Божий день, а точнее, каждую Божью ночь, поэтому они, конечно, сдружились. И Павел решил  перед Пальмасом с Комиссаром перекалякать.

- Семёныч, дело есть.
- Ну говори, Палыч, какие между нами секреты, ты знаешь, мы уже, как братья за полгода стали.
- Ты знаешь, я не силён в отоварке. А мне в этом году за кооператив платить надо, и свадьбу играть. Я на Элине женюсь после рейса. Ты же видел, она меня провожала.
- Видел, да. Хорошая женщина, одобряю. Так что тебе конкретно-то нужно, не пойму.
- Группу мне толковую нужно, чтобы я только деньги платил, а они и товар "на школу" нашли, и поторговались за меня. Я этого никогда не умел, но сейчас нужно.
- Так, что ж делать-то с тобой? А у тебя на примете нет подходящих людей? Ты только скажи, я их к тебе в группу и определю.

- Моториста четвёртого механика можно, Овсова. Я его хорошо знаю, а он в бизнесе "собаку съел". И кого-нибудь помоложе, чтобы ковры помогал таскать, а я его пивком угощу по-человечески, ты же не против?
- Только в меру, Паша. Не подведи меня, а то знаю я ваше "пивко". Помни, за чем в город идёшь. А может, в "Совиспане" отоваришься? Там товар качественный, и если много берёшь,  скидку могут сделать. И товар в машину загрузят, и на судно доставят. И даже машину можешь выиграть, если ключ к ней с одного раза подберёшь.

- Я в такие игры не играю. Пойдём, куда Овёс скажет, он здесь все ходы и выходы знает. Спасибо, Семёныч. Так я на тебя надеюсь!
- Пузырь за тобой. Только дома. Надо будет как-то в "Волне" посидеть. И жён наших познакомить не мешает. Всё сделаю, не волнуйся. Во второй день в город пойдёшь, времени на отоварку больше будет.

* Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/02/11/1620.