Динозавры учат шахматам. Учиться. Оглавление

Алексей Ратушный
Начало смотрите здесь:
Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1
http://www.proza.ru/2019/01/30/2105

Произносимый при перемещениях курсора по надписям текст:

«Давайте, начнём!
Ладья
Слон
Конь
Пешки  (написано правильно: "пешка")
Ферзь
Король
Рокировка
Как выигрывать, проигрывать и сыграть вничью
Ценность фигур
Советы и подсказки»

Комментарий:

Общее примечание.
Как программист в прошлом, я примерно догадываюсь, отчего произошла такая «нестыковка» в надписях в этом окне.
По существу – это главное меню программы, поскольку в самом названии всего комплекса главное слово – «Учат».
Предыдущее окно – меню всей Программы разделено на 4 пункта:
«Учиться», «Играть», «Бой с динозавром» и «Статистика».
Пункт «Статистика» во-первых оказался жёстко не проработанным, во-вторых он весь просто  лишний.
Пункт «Бой с динозавром» - можно считать таким же избыточным, как и многие тексты внутри программы, хотя сами малыши об этом именно пункте другого мнения.
Пункт «Играть» выводит играющего на борьбу с движком программы, который, к сожалению, не имеет уровней и к тому же сам набор микроигр вызывает неоднозначные оценки.
Видимо первый пункт из обсуждаемого меню «Учиться» поначалу служил просто заголовком к первоначально разрабатывавшимся другим пунктам этого меню. Наполнения ещё не было и была просто рабочая надпись: «Выбор урока», которую в «Итоговом протоколе» так и не удосужились поменять. Текст занятия «Вступление» или «Доска и фигуры» или «На чем и чем играем» в голосовой версии обозначили бесхитростно: «Давайте начнём».
Общую надпись «Выбор урока» ввиду наличия уже такой кнопки художник заменил одним словом: «Уроки» и так всё и осталось.
Программа писалась «через колено», легко и быстро – между делами, всё склеивалось наспех, как «пробная версия» да так и осталось.
Как писала наша великая поэтесса:
- Когда б вы знали, из какого сора…

С учётом вышеизложенного отнесёмся с пониманием к проблемам создателей комплекса и посмотрим, как можно этим окном пользоваться, помимо прямого кликания на нужном пункте.

Во-первых: в отличие от многого иного в целом это окно достаточно немногословно, и имеет целый ряд достоинств, которых лишены другие окна Программы.

Представьте себе сцену: пятнадцать малышей замерли в ожидании начала занятия.
Они смотрят на экран большого монитора на стене, и вы переводите курсор с пункта на пункт с двухсекундной задержкой.
Голос объявляет пункт меню и дети хором повторяют услышанное.
Учить этому их не нужно.
Они начинают повторять эхом практически сразу.
Какие пункты я рекомендую не демонстрировать в этот момент?
Первый («Давайте начнём») и три последних.
Не всегда восьмой («Рокировка».
А первые три месяца в начале занятия два-три раза «пробегаться» по второму-четвёртому пункту «для разминки».
Почему?
Потому что Ладья, Слон, Конь – три самых важных для усвоения базовых фигуры комплекса.

Второй тип «пробегания с повторением» связан с зазубриванием логической формулы движений ребёнка в начале партии.
Логическая формула здесь такова: «Пешка, конь, слон, рокировка»!
Поэтому вы начинаете с пункта «Пешки», затем перемещаете курсор вверх « Конь», ещё выше «Слон» и мгновенно вниз «Рокировка», обходя другие пункты «по дуге». Потренируйтесь! У вас должно получиться!

В последнее время в связи с использованием большого экрана Планшета появилась возможность сочетать два экрана в одном эпизоде.
На этом – ведущем – экране мы показываем пункт меню (например «Конь»), а затем просим того или иного ребёнка найти и сделать ход конём на втором экране Планшета.
У детей такая игра Экранов вызывает восторг.
Главное здесь – не увлекаться, не абсолютизировать и не тратить на всё это более одной-двух минут занятия.

Наконец осветим «Урок закрепления».
В начале занятия с группой время от времени мы проводим «обзорные уроки закрепления». Каки правило речь идёт о четырёх главных фигурах Чатуранги. Сначала мы дважды повторяем «меню предстоящего обзора» .
Ладья, Слон, Конь, Король.
Теперь поочередно мы вызываем каждое из окон этого меню и там нажимаем строго определенные 2-3 кнопки, получаем концентрированно нужную нам информацию и через зеленую кнопку «Уроки» на каждом из экранов возвращаемся в Главное урочное меню и тут же стартуем следующее окно обзора.
Таким образом мы оперативно за три-пять минут повторяем всё нам необходимое, умело пользуясь кнопками отключения и включения звука.

А теперь собственно к текстам.

«Давайте начнём» - не самое удачное начало.
Звук лучше убирать и комментировать так: «Доска!»
«Расстановка фигур» и далее, нажимая 5-ю, 6-ю и 7ю кнопки открывшегося меню чётко произносить:
«Две ладьи!»
«Два коня!»
«Два слона!»
Эту логическую формулу занятия дети усваивают очень легко и с удовольствием.

Удачные стартовые тексты «Ладья», «Слон», «Конь», «Ферзь» и «Король» я не рефлексирую, просто потому, что они удачные!

Вызывает вопрос и надпись и голосовая версия «Пешки».
Правильно разумеется чёткое и внятное «Пешка!», что, кстати, и написано!

Хорошее начало «Рокировка».
К сожалению далее, как только открывается окно, «Остапа понесло»!

Самый странный пункт, это пункт «Как проигрывать».
Что имел ввиду автор мы можем догадываться.
Проблема ребёнка в том, что догадываться предлагают ему.
Заголовок неудачный.
Следующее за ним в окне – тихий ужас детского учителя.
Но о каждом пункте мы, я льщу себя надеждой, еще поговорим.
Главное, наконец, выучить.
Если слов больше трёх, значит есть внутренние противоречия!
А, следовательно, текст неудачен!
Два последних заголовка обсудим отдельно.
Да! Не самые удачные, но и не самые неудачные.
По крайней мере лет до пяти детям их лучше не показывать.