Им нужны звёзды

Екатерина Копыткова
«Прежде чем лезть к звездам, человеку надо научиться жить на Земле» - сказала Валентина Терешкова и сделала наоборот. Примерно через 30 лет идею подхватила и первая британская женщина-космонавт Хелена Шармен. Главный вопрос – зачем женщины «полезли» в космос?

Сравнивать «первых» космонавток сложно. Слишком разные менталитеты стран. Слишком железный занавес между ними. Между судьбами женщин. Но утонченные фаталисты все же могут найти связь в странном пересечении дат. Например, с 16 по 19 июня 1963 года Терешкова совершила первый полет на орбиту. А за 17 дней до этого, словно принимая эстафету, на свет появилась Хелен Шармен. Более печальное совпадение связано с полетом британского пионера. Весной 1991 года Шармен сделала подвиг для своей страны, а зимой этого же года развалилась страна, в которой она этот подвиг совершила.

А еще обеим было суждено стать только первыми. Ни Терешкова, ни Шармен не получили «второго шанса». Валентине отказали из-за «предельного» возраста, что, кстати, неприятно для спортсмена и уж тем более обидно для женщины. А Хелен отчислили на втором этапе международного отбора.

Для пущего фатализма заметим, что свою единственную дочку Валентина Терешкова назвала Еленой. Но этот символизм оставим для тематических телепередач. И подумаем, что все-таки общего в космосе у советской комсомолки и английской леди.

Партийный космонавт               

В 17 лет она пошла работать к маме на завод. Отец давно умер, а матери пришлось одной поднимать троих детей. К сожалению, вполне стандартный семейный портрет в послевоенные годы. Но вот жизнь этого ребенка войны сложилась, пожалуй, самым незаурядным образом.

Будучи студенткой техникума, Валентина уже имела «воздушный» опыт. 163 прыжка с парашютом в Ярославском аэроклубе. Еще немного и это уровень «обученного» парашютиста по системе Федерации парашютного спорта. Проще говоря, любой десантник с уважением пожал бы руку такой спортсменке.

Правда, в случае Валентины Терешковой «руку пожимать» пришли более влиятельные люди. В 1962 году девушку зачислили в отряд космонавтов. Потом будут тренировки, испытания и, наконец, полет. Чуть более двух суток вокруг большой планеты-Родины.

После полета в космос началась жизнь на Земле. Девушка получила диплом летчика-космонавта-инженера. Стала кандидатом технических наук. Быстрый рост по партийной лестнице и финиш на должности депутата Госдумы. Плюс 14 различных орденов и звание генерал-майора авиации.

В честь первой женщины-космонавта в Индии выпустили почтовую марку. В Москве установили памятник. На Луне ее именем назвали кратер. А во Вселенной теперь есть малая планета Терешковой. В регалиях много политики и мало человека. Чего хотелось узнать у звезд самой девушке? и что в итоге узнала?

- Видела все, Бога нет (не видела) – ответила космонавтка жительнице Земли. Может, вопрос не так поставили, может, время такое было, но о личной цели полета Терешковой известно только ей самой.

Астронавт вопреки

Жизнь британской астронавтки сложилась более сладко. В буквальном смысле. Выучившись на химика и защитив докторскую в Лондонском университете, Хелен устроилась работать дегустатором шоколадок. Но это не предел мечтаний.

В конце 80-х по радио часто анонсировали разные культурные события. Но вместо конкурса красоты, во внимание Шармен попала заявка о наборе британских астронавтов. В 1989 году девушка зарегистрировалась на отбор, не возлагая особых надежд.

Хелен сомневалась не зря – шансы на полет были ничтожно малы. По словам астронавтки, Британия тогда была против спонсирования полетов в космос и отказала СССР в предоставлении кадров. Тогда частниками был создан «проект Джуно».

Надо сказать, что критерии конкурса для космонавтов-международников были сложными. Одним из требований было наличие научной степени. Среди 13 тысяч конкурентов в Звездном городке выбрали Хелен Шармен.

В 1991 году в составе советского экипажа Хелен совершила полет на международную станцию «Мир». Через неделю с лишним в составе уже другого экипажа англичанку отправили на Землю. Хотя она и была «третьим» пилотом и дозволено ей было пребывать в космосе только на время так называемой «пересменки», на родине девушку встретили героем.

Оно и понятно. Первый астронавт Британии. Среди обоих полов. Первой и единственной она будет оставаться вплоть до 2015 года. Пока на МКС не отправят Тимати Пика. После подвига «вопреки» женщина стала работать в Имперском колледже на химическом факультете.

В Рунете бытует мнение, якобы Шармен работала и телеведущей. Подтверждений этому я не нашла. Но интервью, экскурсий и лекций с национальной героиней в Интернете много. Есть даже видео, где Хелен несет факел универсиады в Шеффилде. Таким образом, за 24 года Хелен Шармен успела стать главным «космическим специалистом» во всей Великобритании. И да, два ордена, медаль и рыцарский титул.

Леди и комсомолка

Подготовка Терешковой была сложнее, чем у Шармен. У советской летчицы на центрифуге были нагрузки были 12 единиц, у Хелен – восемь. Но Хелен провела в космосе неделю, а Валентина Терешкова только два дня. Однако она была единственной в мире женщиной космонавтом-одиночкой. Все остальные дамы, включая Хелен Шармен, летали в составе экипажей. Зато Терешковой не надо было учить русский, в то время как британской астронавтке с трудом давалась грамматика мудреного языка.

Даже если на тебе скафандр-унисекс, все равно остаешься женщиной. В одном из интервью Хелен призналась в дискомфортных условиях полета: по пути на станцию она не могла выпить чашечку кофе – вода была только холодная. А Валентина Владимировна жаловалась, что скафандр неудобный. В книге «Скрытый космос» есть информация, что во время выхода на связь с ЦУПом летчица вообще, уснула. Но не будем забывать, что на орбите у нее не было экипажа. Ей было сложнее. А при посадке из-за ошибки автоматики ракета чуть не улетела обратно в космос.

Космический опыт подарил Терешковой и Шармен достаток, карьеру и все блага жизни. Одна нашла свое место в политике, другая – в науке. Помимо уникальных знаний космос научил девушек стойкости и смелости. Между полетами прошло 28 лет. Многое поменялось. Тем не менее, женщины крепко-накрепко вошли не только в историю своих стран, но и в историю мировой космонавтики. Терешкова и Шармен. Они очень разные. Но обе готовы полететь еще раз. Видимо, на то есть веские причины.