Гл. 9 Банька по черному

Алекс Новиков 2
Краткое содержание предыдущих глав:
Георгий, молодой вдовец, приехал в родной городок с и согласился стать крестным отцом своей очень дальней родственницы Ксении. Одной из обязанностей крестного стало по-христиански строгое воспитание девушки.
После крещенского купания в проруби все решили прогреться в бане.

Банька по черному.

Час спустя крещенское купание закончилось, и Георгия подвезли на служебной машине до дома Веры.
Там уже ждала натопленная кумом Кириллом баня по-черному.
В углу печь в виде большой груды камней и чугунным котлом, снятым когда-то со списанного буксира. По стенам – лавки. Стены и потолок закопченные.
На растопку  кум приготовил только березовые и осиновые поленья, мечтая о том, что в честь крещения Вера поставит бутылку. Дым при топке проникал во  все трещинки и уходил через  подвздошину, которую по окончанию топки и проветривания, заткнул рукавом от старого тулупа.

– Стерильность  операционной, научно доказано, – Георгий смотрел на раздевающуюся Ксению,  сопоставима со стерильностью бани по-черному. А сегодня кроме обычных веников я приготовил красноталовые.
– Мы что все пороть друг друга будем? – Ксения раздевавшаяся  в предбаннике   по-своему оценила веники, связанные из тонких красных стеблей, без листьев.
– Всех вениками! – Заявил Кирилл. – Всем шкуры спустить, чтобы сигать голыми в прорубь неповадно было!

– Нет! – уточнил Георгий – Ксения, краснотал с давних пор  применяют не только для воспитания, но и для поправки здоровья! Вот такими вениками похлестывают в бане, приговаривая: «Верба хлёст, бьет до слез! Принесла верба здоровья! А детям добавляют: Как она растет, так и ты расти!»
– Значит, меня хлестать до слез будут? – вздохнула Ксения. – После крещения в проруби! Вот и погрелись в баньке!
Ветки краснотала вызывали у девушки однозначные и не очень приятные ассоциации.
– Вот до слез сегодня не будем! Это точно! Если парить такими вениками беременных женщин, у них будут легкие роды, а нашего кума Кирилла наделят здоровьем.
– А алкоголь им нельзя таким веником прогнать? Лучше раз и навсегда! – Вера осмотрела веники и сунула их в котел с кипящей водой. – Пусть пропарятся как следует! Ей богу, я бы с Кирилла сама собственноручно семь шкур спустила!

Ксения о вениках старалась не думать, и вспомнила свое приключение с крещением в проруби.
– Этим веником работают не как с розгой, а как с банным! – уточнил еще раз Георгий, и чтобы Ксения перестала бояться, несильно похлопал ее по спине и по попе. – Это медицина!
– Медицина... Хоть тут медицина! Никогда голой по снегу не бегала, в прорубь не  окуналась! Сколько народу меня, грешную, увидели! Никогда не слышала такого нежного звона, как звон опадающих с замерзшей кожи ледяных осколочков! – Ксения, улыбнулась, не чувствуя от веников знакомой, как от розог боли.  – Как нырнула – перехватило дыхание и казалось, что я захлебываюсь! Крестный, а ты себе ничего не отморозил? – Может тебя веником из краснотала да спереди? Чисто как медицину! Крестный, а мы красивые?

–  А посмотреть со стороны, вы женщины, были неописуемо прекрасны! А вот по паху меня таким веником не надо!
– Прекрасны? Давненько мне не делали комплиментов! – Вера первая пошла в парилку, – хоть и Кирилл построил ее с высоким потолком, в самые суровые морозы, на нее  уходит  меньше дров, да  и топится гораздо быстрее. – Пошли, попарим новомодными вениками свои косточки!  Наша черная баня, в отличие от твоей, белой   очень экономична, а сейчас и веники опробуем!
– А блестящая копоть? – Уточнил Георгий.

– Блеск от яичной скорлупы, что я собираю и в костер кидаю! А вот, я пока ты присматривал за грешниками в крещенской проруби, не только копоть смел, но и садовым опрыскивателем всю копоть с потолка стен и лавок смыл! Угара нет! Только запах свежего дыма остался! – Кум Кирилл гордился своей работой.

– Банька хороша! А я вроде не отморозил! Мне показалось, что я окаменел, и когда спускался по ступенькам под воду, мне казалось, что то, что под водой, у меня отмирает! – честно рассказал Георгий. – Это не после парилки в сугроб!

– А страшно было, что под водой у тебя в трусах что-то отвалится? – Снова поинтересовалось Ксения.
– Конечно, было! – честно ответил Георгий, позволяя хлестать женщинам себя вениками. – Думал о цистите, простатите... И о вере Христовой! Вы аккуратней по моему паху!
– Лучше бы отмерло! – прокомментировал пьяный в честь праздника кум Кирилл,   рискнувший ненадолго зайти в парилку. – Хоть на морозе отморозь, хоть в бане свари! Проблем меньше!
– Давай, ложись! – приказала кума Кириллу тоном, не терпящим возражений. – Сейчас хорошенько попарю! Ксения, займись Кириллом!

Тусклая лампа в углу отбрасывала по стенам  тени парящихся.
– Считаете грешники, что окунание в прорубь  очистит от всех грехов, и будет все хорошо, – рассуждал кум под веником Ксении, – конечно, по вашей вере да будет вам, но с грехами не все так просто! А нам всем все равно гореть в геенне огненной за грехи наши! Это же великий грех не выпить водочки на крещение, а вы что? Только не по глоточку кагора, а вот нашей, русской водочки... Так праздновать великий грех! И вообще, кум, ты, что не знаешь, что крещенские купания от грехов не освобождают.

– Для освобождения от грехов есть Таинство покаяния. Ибо не согрешишь – не покаешься! Не покаешься, не спасешься! – Вставил свое слово Кирилл, пока Ксения поглаживала и растирала его веником.
–  А поясница действительно прошла! – Кирилл потянулся. – Не болит! Потом навяжу таких побольще!

– Но баньку ты знатно натопил! – Георгий взял в руки веник и положил Веру на полок. – Ксения,  давай вместе крестную парить!
 Георгий стал нахлестывать куму Веру веником, связанном из тонких красноталовых прутиков.
– Повторяю, что работают им не как розгой, а как обычным банным веником! Прутья тонкие и в кипятке стали мягкими! Ксения, помогай!
– А я думала, – Ксения с сомнением посмотрела на веник, из красной вербы только розги режут да корзины плетут!
– Нет, красноталовый веник  и настоенная на нем вода обладает  жаропонижающим, потогонным, антисептическим действием, а также вяжущим, ранозаживляющим, противовоспалительным, обезболивающим и успокаивающим эффектом. Так что вода в банном котле стала целебной! Как раз после купания в проруби!

– Думала, будет хуже! – Девушка еще не верила в медицинские свойства краснотала. – Кирилл вон из парилки после этих веников вылетел как пробка из бутылки!
– Ксения,сейчас я тебя вениками из краснотала попарю. И не бойся, это не розги!
– А я и не боюсь! – Ксения перекрестилась и легла ничком на полок.
Георгий провел им от шеи до пяток и стал похлестывать, приговаривая "веник парит здоровье дарит"!
– Неплохо! Но березовым веником лучше! – заключила Ксения. – А березовый будет?
– Березовый во второй заход!
– Парильщики! Вот я выпью и покаюсь! И Бог меня простит! По-черному – не твоя белая! Это   наследие наших предков! В бане любили! – Кирилл шлепнул Ксению по мокрой попке, –  рожали, крестили, лечили  и обмывали в последний путь!
– И хорошо натопил! – Согласились все, а Ксения отодвинулась от Кирилла подальше.
– Финны говорят, что наибольший оздоровительный эффект дают бани по-черному. – Отметил Кирилл. – А вот таких веников я теперь точно навяжу! Будет мне заначка! Ух! И поясницу реально отпустило! Все! Я больше с вами не могу!
Кирилл выскочил из парилки первый.

Следом  Ксения  выскочила  из бани в чистый, искрящийся  сугроб под крышей, абсолютно не ощущая холода.
– Ух! – Встав на ноги и выпрямившись, вдохнула полной грудью, и именно в этот момент испытала   чувство умиротворения недолго смотрела на огромное звездное небо, и снова в парилку.
Кум Кирилл предпочел закончить баню побыстрее, чтобы поставить семейный самовар и в одиночку распить закопанную в снег бутылку, чтобы отметить крещение по мужски.
– А мне после купания в проруби показалась очень долгой дорога назад, до палатки!!! – Вспоминала Ксения, после купания с сугробе. – Я насквозь продрогла, хоть и в овчинном тулупе! Если до крещенской купели казалось, что мороз – не мороз, не такой крепкий, и что мне почти не холодно, то после оказалось, что тулуп не греет. Особенно мерзли пальцы на руках и на ногах – им тулупа не досталось. Тут сугроб рядом, с крыши снег упал! И после парилки не холодно!

Георгий, немного остыв в сугробе вошел в горячую парилку снова, теперь пар не   обжигал, а входил в тело, слегка покалывая. Так все парились, уже с березовыми вениками, выбегали  и ныряли в сугробы.

  Потом, после бани,  все сидели у кумы Веры за праздничным столом и вспоминали пережитое приключение, а пьяный кум Кирилл похрапывал на кровати.
– Вот стыдно на морозе не было! Думала в проруби отдам Богу душу, но Бог не взял! – Рассказывала Ксения вдыхая аромат смородины, прихлебывала горячий чай вприкуску с пряником. – Вот телу было хорошо, в палатке теплопушкой обдували, и женщины взялись меня растирать, а вот руки-ноги не чувствовали себя вообще! А потом, когда растирать стали, было  больно. А сейчас – расслабление и полный улет. Ей-богу словно заново родилась! Я была скромной девушкой, а меня голую крестили, голую в прорубь и в баню!
Пережитое купание и жаркая баня осталось позади, и теперь девушка была в отличном настроении.

– После сугроба и бани в теле лёгкость, приятное тепло, и никакой усталости. – Вера разливала душистый чай из самовара и делилась впечатлениями. – На душе – благодать. Я так не первый раз в прорубь окунаюсь! Ощущение как нырнешь, просто бесподобное. Вода не то, что ледяной, холодной не казалась. Потом правда морозец кусается! И еще,  Кения, твоя воспитательная крещенская отсрочка закончилась! Так что не греши, чтобы на скамейке каяться не пришлось!

Георгий, отпаиваясь чаем, увидел как сникла Ксения после последних слов кумы.
перспектива покаяния на лавке под прутьями ей явно не нравилась.
Он думал, что главное всем не простудиться после такого приключения и о том, что  заставило Ксению бежать босиком про промерзшему сену,  и голой нырять в Иордань? Искренняя вера? Упрямство? Глупость? Отчаяние? Желание совершить жертвенный подвиг? Наверное всё вместе. А ещё природная гордость, которая не позволяет Ксении сгибаться под ударами судьбы, помогает терпеть суровое наказание прутьями,   толкает на грешные поступки.

– Я это сделала! – Кения на ночь поцеловала плюшевого мишку. – Окунулась голой в прорубь и попарилась в бане с крестным папой! И вениками из краснотала меня парили! И я вениками парила! Я как эти веники увидела, душа в пятки провалилась! Думала все, семь шкур спустят! А оказалось – даже приятно! Одно только, мишенька, плохо: крестная мама сказала, что отсрочка по розгам для меня, грешной, закончилась! Значит, в субботу снова высекут! С них станется! А грехи сыщут! И не банного веника из тоненьких прутиков мне достанется!

"Эх, Ксения, – подумал плюшевый мишка, – душу от своих мелких грешков ты очистила, но самые большие грехи и самое большое покаяние у тебя в недалеком будущем. И это совсем не  прутики за двойки! Уж я то знаю!"
Как всегда, свои мысли мишка оставил при себе. Ксения спала и улыбалась во сне...
Утром Ксения проснулась абсолютно  здоровой. С утра на снегу лежали синие тени.   Она вспомнила вчерашнее и то, как Георгий помогал ей выбираться из проруби, заворачивал в тулуп, и как они вместе парились в бане. На душе стало легко и радостно, а о прутьях и предстоящем покаянии в субботу думать не хотелось.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/19/145