224. История Рождественской Ёлки

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
История Двести Двадцать Четвёртая: Рождественские Истории. История Рождественской Ёлки

Рождественская или новогодняя ёлка — это образ, который соединяет в себе многочисленные сказки, легенды, воспоминания из детства и для большинства людей символизирует радостный момент, когда все, маленькие и взрослые, собираются вместе, чтобы в уютной атмосфере отпраздновать Рождество или Новый год. В нас заложена потребность надеяться на обновление и свет, и больше всего эта потребность проявляется в начале каждого нового года.

Как вечнозелёное дерево - ёлка всегда обладала магической притягательностью, как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими.

Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. У древних народов Европы дерево считалось символом жизни, его часто украшали фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса. Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями.

По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) — английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора. Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство. Согласно легенде, на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.

Право называться «родиной рождественской ёлки» оспаривают несколько европейских стран. Хотя традиция рождественской ёлки существовала в Германии ещё в XII веке, первые документальные подтверждения в этом регионе относят к 1521 году. Также сохранилось краткое документальное свидетельство о том, что на рождественский праздник 24 декабря 1510 года в Риге (Латвия) торговцы танцевали вокруг дерева, украшенного искусственными розами, прежде чем его сжечь. Нашлись и эстонцы, которые утверждают, что первая рождественская ель была установлена в Таллинне в 1441 году.

В XVI столетии традиция устанавливать на Рождество украшенную ёлку прочно укоренилась в Центральной Европе, причем сторонники Реформации всячески поддерживали этот обычай, подчеркивая символику ели как райского Древа познания добра и зла.

В конце XVI века под влиянием протестантских кругов и городской буржуазии обычай дарить подарки по случаю окончания года переместился со дня св. Николая (6 декабря) на 24 декабря. С этого времени в центре празднований всегда находилась рождественская ёлка: именно под неё теперь стали класть подарки. Прообразом Санта-Клауса является христианский святой Николай Чудотворец (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей.

Во второй половине XVI века лидеры Реформации отказались использовать для празднования Рождества принятые у католиков вертепы (рождественские сценки), поскольку у протестантов нет доктрины почитания образов. Вместо этого протестанты принялись развивать традицию украшения рождественских елей — ведь этот атрибут Рождества, в отличие от вертепов, напрямую не изображает ни Христа, ни иных библейских персонажей. Мартин Лютер предложил считать рождественскую ель символом Древа жизни в Эдемском саду.

Поддержка, которую оказывали «елочной традиции» лидеры Реформации, объясняет быстрое распространение рождественской ели в протестантских регионах Северной Европы, включая Германию и страны Скандинавии. В конце XIX века, после Франко-прусской войны 1870 года, традиция украшать новогоднюю (рождественскую) елку пришла и во Францию. В Великобританию традицию рождественских елок также завезли вездесущие лютеране, и в 1841 году в Великобритании была установлена первая рождественская елка. И лишь в XX веке этот обычай, наконец, проник в главные католические страны Европы — Италию и Испанию.

В середине XIX века натуральные продукты, используемые для украшения ёлки, начинают заменять искусственными. Кроме стеклянных шаров, в XIX веке богатый арсенал елочных украшений пополнился многочисленными ангелами, одетыми в золотую или серебряную фольгу. Также для украшения елок стали часто использовать позолоченные еловые шишки и звезды из позолоченной соломки. Позднее появилась традиция помещать на вершину елки звезду — символ Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа. В XX веке получили широкое распространение искусственные новогодние елки, которые были впервые изобретены в XIX веке в Германии.

В Ватикане традиция рождественской елки появилась только в 1982 году по инициативе Иоанна-Павла II. Первое время не все представители католической церкви одобряли этот обычай, однако постепенно елка стала неотъемлемой частью празднования Рождества в Ватикане, и сегодня ни одно Рождество не обходится без великолепной елки на площади Святого Петра в Риме.

В России красивую нарядную ёлку устанавливают под Новый Год и совсем не связывают её с рождественской символикой, хотя так было не всегда. В Россию, традиция наряжать ёлку пришла из Германии. 20 декабря 1699 Петр Первый издал указ о переходе на летоисчисление от Рождества Христова и празднование Нового года по примеру всех христианских народов 1 января. Тем же указом предписывалось украшать Москву хвоей – еловые, сосновые и можжевеловые ветви впервые развесили на больших улицах, на воротах и крышах домов. Однако обычай этот не прижился, о нём забыли на целое столетие!

Лишь в начале XIX века петербургские немцы стали устанавливать к Рождеству хвойные деревья в своих домах. С 1817 года небольшие рождественские ёлки ставили в императорских покоях, позже елки стали наряжать, класть под них подарки, однако широкое распространение в Петербурге праздничная елка получила лишь в середине 1840-х гг. Важную роль в популяризации рождественской ёлки сыграли переводы сказок Гофмана (Щелкунчик и мышиный король) и Андерсена (Снежная Королева).
В 1922 году, в нашей стране, наряду со многими другими переменами началась и кампания за превращения Рождества Христова в «комсомольское рождество», высмеивающее религию и буржуазную подоплёку праздника.

В 1929 г. Рождество вместе с ёлкой и вовсе запретили как «поповский обычай». Добровольцы патрулировали улицы и заглядывали в окна, проверяя, не установил ли кто-нибудь запрещённое дерево. Однако уже в 1935 г. ёлка была восстановлена в правах и стала исключительно новогодней. Вместо Санта-Клауса, появился Дед Мороз. Его прообразом является славянское божество — повелитель зимы, холодов и морозов.

В 1937 году открылся первый советский завод ёлочных игрушек. Христианская символика на ёлках была заменена на советскую. Продавались шары с портретами партийных вождей. Вифлеемскую восьмиконечную звезду на верхушке дерева сменила пятиконечная красная звезда. Советскую новогоднюю ёлку отличало от западной рождественской сочетание украшений и игрушек самых разных цветов и форм (от шаров и шишек, до ракет, космонавтов и танков). Под ёлку стали ставить фигуры новогодних персонажей, Деда Мороза и Снегурочки. И вот, с середины 1970-х сложилась нынешняя традиция праздника – с салатом оливье, мандаринами, «Иронией судьбы» по телевизору, речью главы страны, боем курантов и конечно же ёлкой.

Цитаты:

«Рядом с вертепом часто устанавливают традиционную рождественскую елку — это тоже очень древняя традиция, связанная с прославлением ценности жизни. Зимой эта вечнозеленая ель становится символом бессмертия. Именно у ее ствола обычно кладут подарки. Этот символ также имеет большое христианское значение, поскольку напоминает о Древе жизни и образе Христа — высшем даре Бога человечеству. Таким образом, рождественская ель несет в себе весть о том, что жизнь не прекращается ни на миг и что она является даром, не материальным, но самоценным, даром дружбы и любви, братской взаимопомощи и прощения, способности делиться и сочувствовать».
Папа римский Иоанн-Павел II

«… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».
Митрополит Сергий