Пять детских кризисов Любить ребёнка, помогать ему

Заряна Нина Некрасовы
ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА - ПОМОГАТЬ ЕМУ РАСТИ

В этой книге — рассказ о пяти детских кризисах: новорождённости, 1 года жизни, 3 лет, о кризисе 7-летнего возраста и подростковом, самом долгом и самом загадочном.В кризисный период меняются и запросы детей, и их поведение. Как же родителям перестраиваться, чтобы сохранить с каждым ребёнком хороший контакт? Продолжая магистральную  тему своих книг - перестаньте детей воспитывать, помогите им расти – мы постарались дать вам ключи и подсказки, что делать, если… Ведь кризис – не снежный ком, падающий на голову, к нему можно заранее подготовиться и благополучно с ребёнком пройти.

ВСТУПЛЕНИЕ

Рост и развитие юного человека — это поступательное (наступательное!) движение вперёд. Словно бы по ступенькам волшебной лесенки, он поднимается во взрослую жизнь.
Само продвижение происходит обычно без резких падений и взлётов, потому и периоды пребывания на определённой «ступеньке» называют стабильными или литическими. А вот начинается и заканчивается каждый из них маленькой революцией — кризисом. Возрастным.

Будто вдруг распахнётся заветная дверца, и из неизвестных глубин врываются в жизнь новые силы и переделывают всё под себя. И нет преграды, которая их остановит. И подчиняясь этому природному зову: «Учись, развивайся, расти!», — ребёнок и действовать, и вести себя в чём-то начнёт по-другому, и в его характере появится что-то новое.

Кризис — это сигнал для родителей: идёт грандиозная перестройка, разрушается одна социальная ситуация развития и возникает другая — адекватной новому психологическому облику ребёнка. Проще говоря, у юного человека появляются новые возможности, новые потребности и новые возрастные задачи, которые будет решать.

Если родители заметят происходящие изменения и своевременно отреагируют — всё нормально, в кризис особых проблем не возникнет. Проигнорируют — получат капризного малыша, бунтующего подростка. И к тому же станут невольным тормозом на пути его роста/развития.

В этой книге — рассказ о пяти детских кризисах: новорождённости, 1 года жизни, 3 лет, о кризисе 7-летнего возраста и подростковом, самом долгом и самом загадочном.

ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ - КАК ИХ УСПЕШНО ПРОЙТИ (и не спутать с капризами)?

Традиционно считается, что в кризисные времена нас ждут капризы, конфликты и детские вредности. На самом деле это не так. Кризис — не снежный ком, внезапно рухнувший нам на голову, к нему можно и нужно заранее подготовиться
Как узнать о начале кризиса (и не спутать с избалованностью, «недовоспитанностью»)?
Что делать родителям, как перестраиваться?
Как дать ребёнку именно то, в чём он нуждается (и не навязывать лишнего)?
Как реагировать на капризы, сюрпризы и детские вредности?
Как их остановить? Как сохранить с ребёнком контакт и доверительные отношения?
На эти и другие кризисные вопросы вы найдёте в книге ответ.

Порою родители, особенно мамы, склонные плохое поведение ребёнка оправдывать кризисом и терпеть в надежде «вот кризис пройдёт — ребёнок исправиться». И бывает, родители терпят (с переменным успехом) месяц, другой, полгода и дольше, а ребёнок, пользуясь безнаказанностью, уже садится на голову. И чем дальше, тем с ним сложнее, потому что границы дозволенного размываются.
Мы предлагаем ключи и подсказки, которые вам помогут этого не допустить.

Родителям часто приходится балансировать между «можно — нельзя», «разрешаю — не разрешаю». А по большому счёту — между «так надо» и «надо ли так?». Книга поможет вам выбрать верное направление.
 

СОДЕРЖАНИЕ книги

ГЛАВА  1. Кризис новорождённости
Я родился!
Рефлексы-помощники
Якорь безопасности
Что означает плачь малыша
О привязанности
Улыбка как знак
Практикум «Тренировки для ощущений и восприятия»

ГЛАВА 2. Младенчество               
Ситуация «Мы»
Узнать по эмоциям состояние малыша
Практикумы «Потанцуем», «Дотянись до игрушки»
Потребность общаться и исследовать мир
Ребёнок кусается – как его остановить
Пора говорить
Практикум «Тренировки в общении»
Свои и чужие
Активное слушание и …активное непослушание
    
ГЛАВА 3. Доверие к миру, в который пришёл
Что будет, если доверие не сформируется
Тест «Доверяет ли вам ваш ребёнок»

ГЛАВА 4. Кризис 1-го года жизни               
Кризисные особенности
Раздвоенность собственных желаний
Практикум «Поиграем в прятки"
Кризисные изменения охватывают все сферы жизни ребёнка
Что тормозит детскую инициативу и как её поддержать
Нужное направление
Возвращение в прошлое

ГЛАВА 5. Тайны детских рисунков               
Шедевр из манной каши
От года до трёх
Что дальше
Создайте условия для успешного творчества
Влюблённость, книги и рисование

ГЛАВА 6. От года до трёх. Как влиять на детское поведение               
Как похвалить малыша
Как запрещать, чтобы ребёнок послушался
Практикум «Как переключить внимание малыша»
Новый уровень общения
Практикум «Отдельно от мамы»
Осознание «Я» и желание его выразить

ГЛАВА 7. Привязанность. Если мама уезжает - как сделать разлуку посильной для малыша               
Протест, отчаяние, отчуждённость – реакция малыша на отсутствие мамы
Как правильно уходить и правильно возвращаться.
Профилактика от стресса
Практикум «Буйная встреча - как малыша успокоить»
Если мама уезжает – как подготовить ребёнка
Практикум «Солнышко моё»
Как поддерживать связь
Правила встречи после разлуки

ГЛАВА 8. Кризис 3 лет               
Рождение новой личности
Что делать родителям?
Кризисы 1 года и 3 лет – в чём разница
В борьбе за свои права
Что вас ожидает
Типичные ошибки родителей
Дорожка к избалованности
Признаки избалованности

ГЛАВА 9. Как запрещать, чтобы ребёнок послушался
Безобразия при маме
Капризы ребёнка – сигнал для родителей
Практикум «Как ребёнку помочь научиться»

ГЛАВА 10. Кризис предшкольный, особенности
Когда и как начинается кризис
Как отличить от избалованности ИЛИ Протест против «детскости»)
Что в ребёнке меняется
Свой собственный мир внутри
Рождение социального «Я»
Желание учиться. И трудиться
Тест «По щучьему велению»

ГЛАВА 11. Что делать, когда начались перемены               
Сориентируйтесь
Практикумы «Гляделки» и «Чайнички»
Предоставьте свободу в разумных пределах
Практикум «Как давать задание правильно, чтобы ребёнок их выполнял
Секретный знак «Я тебя очень люблю»
Тест «Устал или ленится?»

ГЛАВА 12. О свободе и безопасности               
Контроль и опека – всё хорошо, что в меру
Причины непонимания
7 способов объяснить, чтобы ребёнок вас понял с первого раза
Про пароль и детскую безопасность

ГЛАВА 13. Кризис подросткового возраста               
Что нас ожидает (или настигло уже)
Дорога к самостоятельности и бои за неё
Три трудности и одиночество
Такие разные «Я»
Практикум «Найти в себе лучшее»
Три «п» для подростка

ГЛАВА 14. От 10 до 17 лет – что происходит с детьми
Три кризисных уровня по дороге к самостоятельности
10-11 лет. Локально–капризный
Перестраивайтесь заранее
12-13 лет. Право-значимый
Стремление к самореализации
14-15 лет. Утверждающе-действенный
Старший подростковый возраст. Ранняя юность

ГЛАВА 15. Родители и подросток – суть отношений
Мы были волшебники
Практикум «Правила для советников»
Просто сказочный способ проблему решить
Смена авторитетов
Мы станем друзьями
Кто виноват и что делать
Практикум «Как встречать нарушителя»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ               
Совет о советах. Как давать, чтобы к вам прислушались
Если времени не хватает, что делать и как сохранить с детьми хороший контакт

   Обложка книги - Леонид Некрасов
   Продолжение
ПЯТЬ ДЕТСКИХ КРИЗИСОВ. Любить ребёнка - помогать ему расти 
   http://www.proza.ru/2019/01/17/1926

Что это значит: помогать ребёнку расти? Это - идти вслед за ребенком, т.е. следовать тем законам роста/развития, которые заложены в нём изначально природой самой. Дорога его — от зависимости к самостоятельности. И наша родительская задача — помочь ему успешно и счастливо пройти этот путь.
Заряна Некрасова, Нина Некрасова