Кратер Рамон

Лев Неронов
 Путешествия. Оглавление. http://www.proza.ru/2019/03/16/1237

        Я, автор этого письменного изложения, не трепал свои кеды о камни и пески, хотя и немало  сожалею о том, что отказался от приглашения дочери совершить поход по южной пустыне Израиля. Она много фотографировала во время похода. Я рассматривал фотоснимки на большом экране, в удобном кресле домашнего рабочего кабинета Насти. Мне не пришлось жариться на солнце, но я слушал ее рассказ и представил себе все, что видят и чувствуют туристы. Я тоже полюбил пустыню Негев, не менее молодой путешественницы.

        Кратер Рамон находится на стыке тектонических плит, где несколько миллионов лет тому назад плескалось море. Потом произошла подвижка плит, и на поверхности земли осталась, похожая на щель, кальдера, - ровное вытянутое пространство, обрамленное нагромождением вздыбленных горных пород.

        Ширина кальдеры 12 км. Длина – километров 70.  Ориентирована она с востока на запад. Там, в центральной части пустыни Негев, теперь уникальный и популярный среди молодежи экскурсионный археологический объект. Он находится в 130 км южнее Беер-Шевы.
 
        В апреле 2009-го года, во время праздника Песах нашими родственниками энтузиастами был предпринят однодневный поход в Кратер Рамон. Солнцестояние в эти дни совпало с расположением звезд, когда наши библейские предки покидали Египет. Поход современных детей Израилевых проходит, наверное, по тем или по аналогичным местам, где прокладывали путь свободы их праотцы во главе с Моисеем. Только вместо осликов «И-а-а» молодым служат «железные кони».

        Дети поехали на своих двоих автомобилях. В одном экипаже ехали – брат и сестра Нира - Амит и Дафна, а также муж Дафны. Не могу выговорить и запомнить его имени. Водитель Дафна. Во втором экипаже – Нир и наша дочь, Настя.

        Доехав до кальдеры, одну машину оставили ждать, все пересели во вторую и переехали на противоположный «берег» кальдеры. Там  вторую машину оставили ждать, и  все пятеро начали отсюда пеший переход поперек кальдеры в обратном, северном направлении, к первой ожидающей машине.

        Собаку Уму Настя и Нир не взяли: босое животное не сможет бегать по раскаленному песку, а ботиночек - вибрам у нее нет. Несчастная Ума, она лишилась большого удовольствия быть вместе с хозяевами на природе, как она делала это всегда в походах, например, на севере страны, бегая среди зелени и желтых цветочков! Но она и счастлива, что не ведает добровольной каторги путешественников.

        Целью пятерых смелых было – пересечь пешком многокилометровую кальдеру, но в одном только месте. Путь далекий. Но сначала путники посетили в пустыне Негев домик Бен Гуриона – человека, провозгласившего еврейское государство, первого премьер-министра Израиля.

        Бен Гурион любил Негев, был зачинщиком заселения этой пустыни,  он сам жил там, и там же похоронен рядом с женой, согласно его завещанию. Где-то там была, очевидно, и есть, ферма Арика Шарона – тридцатого премьер-министра Израиля, что уже много лет лежит в коме под системой искусственного жизнеобеспечения.

        Было по-апрельски жарко - 26 градусов в тени. Полуденное  солнце отвесно впечатывало  жар в камни, в песок и в плечи путников. Тени не было, но дул свежий ветерок. И силы еще были свежи.

        Высота горного нагромождения примерно 900 метров. Его и надо было преодолеть – подняться на него и спуститься на обширное ровное песчаное плато. Никаких тропинок. Каменные «чемоданы» крупные, как индийские слоники, расположены хаотично, часто и наклонно. И было их в изобилии. Надо высоко задирать ноги, чтобы подниматься по таким ступеням.

        Горные разломы вздыблены, наклонены,  и они сохранили богатую, многослойную структуру, создаваемую веками. Время, зимние дожди и беспощадное южное солнце непрерывно и постепенно превращают некоторые, более мягкие породы  в осыпи и в цветной  песок.

        Есть песок черный, фиолетовый, красный, розовый, желтый, зеленый, коричневый. Такой песок собирают живописцы именно здесь и создают из него художественные насыпные произведения. В других местах каменный «рисунок»  напоминает распиленные, вертикально стоящие брусочки, аккуратные и удивительно регулярные. И еще они были похожи на аккуратно вырезанные куски слоеного торта с орешками. Трудно объяснить, каким образом они стали таковыми. Этот каменный «торт» можно «читать» как археологическую книгу, изучать геологию и историю мироздания.
 
        Преодолев этот нескучный бордюр, путники оказались в глубокой, ровной, как стол, длинной кальдере, заполненной обжигающим и вязким песком. Теперь, в виде отдыха, требовалось протопать здесь примерно двенадцать  километров пути до противоположного каменного «бортика».
 
        Однако в середине пути понадобилось взойти на еще один барьер, высотой около 100 метров. С высоты этого возвышения удобно осмотреться вокруг и представить себя в эпицентре страшной картины природного катаклизма. Как ныне спокойное каменно песочное пространство разверзалось, трещало, рушилось и проваливалось. Все  живое и уже мертвое, было игрушкой природы, беспощадной и безразличной ко всему. И сейчас наблюдалась застывшая в веках панорама грандиозного «памятника» всему далекому и трагичному прошлому.
 
        Противоположный «бортик» кальдеры был тоже 900 метровой высоты, такой же усыпанный наклонными каменными ступенями. Силы и время пути были на исходе. Солнце опустилось низко и вырисовывало многочисленные косые длинные тени. Современный поход к древности завершался.

 Путешествия. Оглавление. http://www.proza.ru/2019/03/16/1237