Рафаэль. Три грации

Алина Алексеева-Маркезин
    Рафаэль Санти.Три грации. примерно 1504.доска, масло. 17 ; 17 см
Музей Конде, Шантийи, Франция

     На картине изображены три Грации, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке совершенный золотой шар, символ совершенства. Иногда шары интерпретируются как золотые яблоки, которые Геракл в своем 11-м подвиге должен был получить из сада Гесперид.

     Группа фигур трех Граций основана на римской скульптуре семьи Пикколомини, которая в 1502 году перевезла статую из своего римского дворца в Сиену. Примерно в это же время в Сиене находился Рафаэль, помогая Пинтуриккьо с оформлением библиотеки Пикколомини, где скульптура была выставлена.

         Мраморная скульптурная группа «Три грации», римский подлинник IV в., повторяющий греческую скульптуру эпохи эллинизма. «Три мраморные грации, древние и прекраснейшие, кои в те времена были первой ценившейся древностью», – с восхищением писал Джорджо Вазари.
Скульптура при неизвестных обстоятельствах была куплена кардиналом Франческо Пикколомини, который подарил ее библиотеке.

       В картине «Три грации» сам композиционный мотив трех обнаженных женских фигур заимствован, по-видимому, с античной камеи. И хотя в этих произведениях художника («Три грации» и «Сон рыцаря») еще много неуверенного, они привлекают своей наивной прелестью и поэтической чистотой.

     Девушки на картине, совершенно похожие друг на друга, привлекают внимание зрителя своей молодостью и безмятежностью, подчеркиваемых небрежно убранными волосами. Юные создания держатся друг за друга, что олицетворяет единство невинности, красоты и любви.
         Лица девушек излучают безграничное добро и душевную красоту, что делает их привлекательными в глазах современного зрителя. Три грации изображены на фоне пустого берега небольшой реки.

        Уже здесь раскрылись некоторые особенности, присущие дарованию Рафаэля, – поэтичность образов, чувство ритма и мягкая певучесть линий. И, что самое поразительное, уже в своих первых работах юный Рафаэль обнаруживает качества художника Высокого Возрождения – они сказываются в особой гармоничности образов, в концентрированности изобразительного решения, в словно инстинктивном чувстве художественного отбора и в классической ясности композиции.


       В античных мифах о богах три грации являются олицетворением изящества и красоты и помощницами нескольких богинь. В древнем искусстве они особенно часто представали служителями Венеры, разделяя с ней несколько атрибутов, вроде роз, мирта, яблок и игральных костей. Имена граций, по Гесиоду: Аглая, Евфросина и Талия.
       Античные художники обычно изображали граций так, что две боковые были обращены лицом к зрителю, а та, что в середине, смотрела в сторону. Эту древнюю традицию заимствовало и западное Возрождение.«Три грации» стали первой работой, где Рафаэль изобразил женскую наготу.