С-Петербург древний Рим-19 Камея Гонзага

Римма Соловьёва
                "Миром правят знаки и символы, а не слова и законы." Конфуций
                               
               
               
  Одним из безценных экспонатов эрмитажных коллекций, по праву, считается камея Гонзага, хранящаяся в Новом Эритаже. Вот её краткая история.

Первое упоминание о камее в Европе находят в инвентарном каталоге собрания Изабеллы д,Эсте, жены Франческо Гонзага, Герцога и правителя Мантуи. Её описание:
 "Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря (Августа) и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зелёной смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и  с табличкой с именем покойной, светлейшей госпожи Герцогини."

Питер Пауль Рубенс о камее:"Я считаю, что среди гемм с парными портретами, эта прекраснейшая в Европе."  Да, что там в Европе, в мире!
Опущу приключения камеи, её путешествие из одних рук в другие. Расскажу только последнее, перед тем, как она попала к нам.
 В 1794г. она хранилась в Ватиканской библиотеке Папы Пия VI. Оттуда её забрал Наполеон в 1798г. и увёз во Францию. Кто из вас знает, хоть один случай, когда из коллекции Ватикана просто забрали какой - то понравившийся предмет? Вот бы нам забрать из Ватикана летописи, которые пропали, с легкой руки Петра I и Екатерины II . Об остальной Ватиканской коллекции история умалчивает, наверное, камея была самым ценным экспонатом.

В 1814г., вступив с войсками во Францию, император Александр I, обезпечил безопасность Жозефине и её семье (любопытно, а кто ей мог угрожать?), приняв участие в её бедственном положении. В знак признательности, она подарила русскому царю камею. Так она попала в Эрмитаж.

"Камея - украшение, вырезанное из драгоценного или полудрагоценного камня, всегда имеет выпуклое изображение. Появились камеи к концу IVв. до н.э. Родиной их принято считать Александрию.
"Камея Гонзага" - одна из самых крупных в мире (длина 15,7см, ширина 11,8см, высота рельефа 3см), вырезана из трёхслойного сардоникса(разновидность агата), и выглядит невероятно эффектно. На ней вырезан не один,, а два профиля: мужской и женский."

Главной тайной, окутавшей старинную реликвию является то, чьи портреты на ней изображены. Одна из версий говорит, что на камее изображены Александр Македонский и его мать Олимпиада, другая, что это Нерон и его мать; третья, что Нерон с бабушкой.
Как пишет Википедия: в настоящий момент считается, что камея представляет собой парный портрет фараонов Египта - супругов, являвшихся братом и сестрой - Птолемея II и Арсинои II. Поскольку никаких надписей и индивидуальных атрибутов на камее нет, к такому выводу исследователи пришли не сразу. Они ещё помучились - бедняги! Уж и представить не могу, что заставило их договориться друг с другом.

Но, заметьте, побеждают всегда те, кто выдвигает самую гадкую версию, такую как эта : камея - свадебный портрет родных брата и сестры. "Камея представляет собой парный портрет правителей Египта. Их изображение является идеализированными образами. Невозможно обойти описание камеи:" Полновластные правители Египта Птолемей II и его жена Арсиноя представлены здесь, как боги греческого пантеона. Изображая своих владык, придворный мастер идеализирует их, предавая Птолемею II сходство с Александром Великим, подчёркивая юность, красоту, энергию в идеальном профиле царя. Портрет его жены кажется строгим, мягкие черты лица дышат спокойствием. На плече Птолемея II эгида Зевса, верховного бога эллинов, а шлем уподобляет его богу Аресу. На головах царя и царицы лавровые венки. Поражает смелая, виртуозная техника мастера в сочетании с тонким, колористическим решением делает камею прекрасным образцом "живописи в камне".

На пепельно - сером фоне чётко вырисовываются профили царя и его жены. В верхнем, коричневом слое вырезаны шлем, волосы, эгида царя, а светлые вкрапления использованы для розетки на шлеме и украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса.
Правители изображены в качестве богов, сочетавшихся браком. На Арсиное надета свадебная фата и лавровый венок, такой же надет поверх шлема Птолемея, украшенном также звездой и крылатым драконом. встречается предположение, что существуют астрономические выкладки, по которым величины осей камеи указывают на даты жизни Александра Македонского."

 С чего бы? Это же не надгробный памятник, а, по сути, свадебное фото. Подключайтесь, астрологи!

Многие историки сегодня пишут о том, что историческая хронология сильно переврана. Но многие ли,  прочитавшие такие заключения, поверят даже профессиональным историкам? Но должны бы поверить иеромонаху, служившему при Алексее Михайловиче Романове, отце Петра I, который писал в своём докладе царю о своих прениях с греками:
"Да вы же и лета от Рождества Христова потеряли: пишете в нынешнем в 158-ом году от Рождества 1650-ый год и в том же обличают вас ваши ж греческие книги..."
"Прения с греками о вере".

Вот именно поэтому всемирная история увеличилась более, чем на тысячу лет, которую нужно было заполнить событиями и героями. Вот тогда бригада сочинителей и сделала то, в чём мы разобраться не можем. Один исторический персонаж получает несколько имён, каждое наделяется участием в известном историческом событии и всё... новый герой готов. Но всё - таки, есть имя, которое спрятать невозможно: Гай Юлий Цезарь Октавиан Август РУРИК. А вот другое известное его имена: Александр Великий (Македонский). Я обошла историю Древнего Египта, только потому, что не так хорошо в ней разбираюсь, но и в ней у Цезаря - Рюрика есть своё очень известное имя. Это личность вселенского масштаба, русский император, поэтому было сделано всё, даже приписали его деяния нескольким вымышленным персонажам, чтобы хоть как - то приуменьшить масштаб его личности. Тогда же и в истории древней Руси, тоже появились вымышленные персонажи.

А теперь мы рассмотрим камею - этот свадебный портрет, опираясь на известные символы, как на знаки, несущие конкретную информацию, слова нам не нужны, и без них всё поймём.
Естественно, рассматривать версию о свадьбе брата с сестрой не стоит, хотя бы потому, что это всегда истории из жизни богов, а не людей, хотя нам преподносятся именно так. Версия о том, что это Александр Великий со своей матерью Олимпиадой тоже не выдерживает никакой критики: типа он женится на своей матери. Ну и точно такая же с Нероном и его матерью, или, что ещё хлеще: свадьба с бабушкой. Остаётся Цезарь.

Цезарь или Рюрик! Буду называть его Рюриком, чтобы читатель понемногу свыкался с мыслью, что история древнего Рима - это завуалированная история нашего Отечества. Итак, смотрим на портрет Рюрика. Дла начала: этот же человек изображён на всех больших барельефах Исаакиевского собора. На шлеме сразу бросается в глаза цветочная розетка, символизирующая Солнце. Наверху шлема грифон - солнечный символ, постоянный спутник Даждьбога и один из известных сегодня символов Великой Тартарии. На барельефе Исаакиевского собора шлем его тоже украшает грифон, но там он является навершием, потому что предназначен для войны, а здесь просто обязательный символ. Так какого государства царь женится? Кажется, ответ ясен, как божий день.

Левое плечо покрывает шкура козла - эгида Перуна, на которой вверху изображение Даждьбога - Солнца, а ниже Чернобог - Кощей со своими спутницами змеями - символами мудрости, в древнегреческих мифах он превратился в Медузу-Горгону. В русских сказках Иван - царевич часто сражается с Кощеем. В основе этих сказок миф о борьбе Даждьбога с Чернобогом. Естественно, Даждьбог побеждает. Даждьбог - царь и предок ЛЮДЕЙ. Поэтому славяне и говорили, что они внуки Даждьбоговы.

Теперь посмотрим на невесту. Это прекрасное и милое лицо мы тоже видели на барельефе Исаакиевского собора, на котором Рюрик приходит со своей избранницей к священнику за благословением на брак. Это фотографическое сходство, прекрасный бюст этой очаровательной девушки есть и в Академии Художеств. И она же на барельефе внутри Казанского собора несёт на голове погребальную урну с прахом своего мужа. Нам она известна под именем Екатерины, но, возможно, у неё тоже есть двойники в нашей истории. Поживём - увидим! На ней надета фата с русским кокошником, поверх фаты лавровый венок, как и у Рюрика. Лавр - символ безсмертия или символ принадлежности к Богам.

Свадебная камея из того времени, как свадебная фотография сегодня. И на этой фотографии изображён Александр Македонский - Рюрик, всему миру известный под именем Цезаря и его невеста Екатерина. И, поверьте, неспроста хранится Камея Гонзага в Новом Эрмитаже. Это самое подходящее место для неё во всё мире! Здесь она по своему законному праву.

"Для изготовления такой камеи требовались годы, ведь агат по своей твёрдости превосходит сталь. Рассказывают, что в древние времена на изготовление больших камей уходило столько же времени, сколько в Средневековье на возведение готического собора." Источник.

Наши пращуры владели уникальными технологиями, редчайшими ремёслами, и в любом произведении могли передать божественную красоту и гармонию, которые поражают нас  сегодня до глубины души.

"Истина - это соответствие знания объекту действительности." Аристотель



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/09/1949


---------------------------------------------------

Римма Соловьёва
04.01.2019г.


На фото: Камея Гонзага