VI-13 Битва

Михаил Илекский
http://www.proza.ru/2019/01/01/1422   



   Светало. Рассвет сметал последние звезды с небосвода.

   Святослав лихорадочно торопился начать схватку. Он надеялся в пылу сражения разомкнуть гнетущую боль о потере наставника. …

   – Что сулит нам этот день?  – обратился к волхву  Святослав.

   Волхв   Избор, на вид пожилой, но крепкий муж в небогатой одежде с волховскими знаками на груди ответил, не глядя на Святослава:

   - День сегодня кровью умоется, княже. Ты долго гонялся за славой, ныне пришел твой день! Победа над сильным врагом слаще, а слава громче! - Волхв говорил ясно и четко, и токая сила была в его сказанных словах неочевидная.

   - Бывало, сказывали деды, что в давние времена приходили на  Русь вороги в обличье обров, да так и в воду канули. … Так вот ныне пришел черед хазар! -  сказал Святослав.

   К князю подвели коня, хорош белый конь, сильный, высокий, с длинной гривой, мощную спину его покрывал богато расшитый чепрак.

   - Волхов попроси за нас Перуна пусть укрепят дух моих ратников.

   Князь легко вскочил на коня и помчался туда, где, сверкая доспехами и мечами, разворачивались дружинники. Радость распирала ему грудь. Он снова в седле, снова вместе с дружиной ищет боевое счастье. Под оглушительные крики всей дружины он мчался, как стрела.

   Избор только и успел крикнуть князю в след:

   – Успех будет на твоей стороне, князь! Перун поможет!

   Святослав поставил дружину в центре стеной до двенадцати рядов в глубину. С западного фланга прикрывала конница Ворона, на восточном фланге стояли печенеги. При необходимости  войско быстро выстраивалось таранящим клином.

   В засаду князь спрятал за противоположным склоном холма младшую дружину. Пешие вои стояли во второй линии на холме дружинами со своими воеводами.

   Святослав в окружении мужей сидел на коне и смотрел на надвигавшееся хазарское войско. Рать его стояла от берега реки до высоких холмов. Дружинники, облаченные в шлемы и кольчуги, сдвинули большие красные щиты, опустили копья, дожидаясь сигнала, чтобы бросится на хазарское войско.

   Во главе войска навстречу Святославу вышел сам каган Иосиф. Он управлял воском  лишь в исключительных случаях. И этот случай был именно такой. Войско хазар вышло на широкое место и выстроилось, поджидая отставших. Пятьдесят тысяч воинов выглядело очень внушительно, вселяя страх всем попавшим на пути, но только не рати Святослава. Превосходство в два с лишним раза это значительный перевес. Разделившись на четыре линии в первой линии стояли, “кара” (черные) хазары они не носили доспехов, чтобы не стеснять движение, были вооружены луками и дротиками.

   По сигналу они выдвинулись вперед и засыпали войско Святослава стрелами, после перестроившись, образовали  проходы для выхода второй линии, конницы “калис” (белые хазары).

   Белые хазары, выскакивали через проходы и растекались по равнине, расправляя крылья, чтобы смерчем пронзить ратников.

   С запада во фланг хазарам на сопку, выехал отряд кас-саков потом еще и еще. Между хазарами и кас-саками был разрыв в два полета стрелы, и, судя по всему, хазары этого не ожидали. Но кас-саки чего то выжидали. Святослав знал если Ворон пришел то и Бузач должен быть где-то рядом. Но вот войско кас-саков Ворона колыхнулось и, перейдя на рысь, зловещей птицей спускалась на равнину, где войско хазар начинало развивать полномасштабную битву с русинами. Лава кас-саков развернула свои широкие крылья и пошла на сближение во фланг белым хазарам.

   Белые хазары в железных нагрудниках, кольчугах и шлемах вооружённые длинными копьями, мечами, палицами и боевыми сагарами , нагоняла такой страх, что казалась, вот они обрушатся сейчас и всех раздавят, но дружина Святослава стояла как монолитная стена, и некто не мог ее сдвинуть, тем более разрушить.

   – Да поможет тебе князь твой Перун! – сказал хан Куря и поспешил к своим печенегам.

   – Держи фланг! – крикнул хану Святослав.

   Длинная линия красных щитов была преградой к победе над русинами. Хазары, были полны решимости, победить любой ценой. К тому же их было в два раза больше, чем русин.

   Ударили барабаны, и направленные копья белых хазар двинулись на стену ратников. Хазары напирали, русины пытались их сдержать.

   Вдруг конница Ворона, развернулась и понеслась в сторону черных хазар. Но не копья держали в руках кас-саки, не мечи, а луки. Степные кони ветром донесли кас-саков до хазар, те разом, грозной грядой закрылись щитами, но не тут-то было. Взмылись вверх тысячи стрел – и градом посыпались на хазар. Хазары отвечали так же стрельбой из лука, да только малоуязвимой была кас-сакская конница. Стрелы кас-саков причинили вреда больше тем, кто был открыт. Успел укрыться щитом – хорошо. А нет – с пробитой грудью и шеей легли на месте.

   Когда хазарская конница воткнулась в стену русин и началось побоище. Доносившиеся крики и лязг мечей отзывалось радостным настроением в сердце Иосифа. Вот он переломный момент и русины побегут, думал каган.

   Но зоркий глаз Иосифа различал движение на фланге белых хазар. Кас-саки действовали слаженно, кое-где уже взвились первые стрелы закипавшей битвы. Вот кас-саки врезались в западный фланг белых хазар, а те в страхе или не понимали, что происходит, топтались на месте.

   Святослав толкнул коня коленом и двинулся вперед. Мимо него бежали дружины воев. Битва стало разгораться очагами, которая все время перемещалась. То и дело конница хазар врубалась в пешие ряды воев и сразу отходила назад, так как большого успеха она не приносила. Черные хазары начали медленно отступать под натиском кас-саков. Войско Бузача выйдя из леса начало соединяться на западе с войском Ворона.

   Рассыпавшись в разные стороны, белые хазары ушли, чтобы собраться и нанести новый удар.

   На западном фланге развернулись пешие хазары с копьями, чтобы остановить наступление кас-саков. Они выстроили защитную стену, прикрылись большими щитами и ощетинились копьями. Первый ряд встал на одно колено. Древко своих копий они уперли в землю, а острую часть копья направили в сторону противника. Преодолеть такую стену без серьёзных потерь было трудно. Но и эта линия хазар ничего не смогла сделать с союзниками Святослава.

   Рать русин продолжала наступать, опрокидывая противника. Они смело шли вперед, разя врага копьями, мечами и сагарами. Поле было усеяно трупами хазар. В конце концов, пешие хазары не выдержали и побежали.

   Отошедшая конница белых хазар на большое расстояние, развернулась и начала наступление. Но развить наступление им не дали кас-саки, они сильным ударом конной лавой ударили во фланг хазарам. Оказавшись в окружении, хазары бросились на поиски прохода. Они рыскали по равнине, словно загонные звери, сорвавшиеся с цепи. Но повсюду их встречали стрелы русин, печенег и кас-саков, а потом принимали их на копья. Даже если бы Святослав захотел сейчас прекратить сражение, он не смог бы удержать свои дружины, разум которых уже помутила злоба и жажда мести.

   Странный звук хазарских труб неожиданно раздался по равнине. Протяжный низкий рев казался, что выходит из-под земли. Когда звуки труб стихли, все услышали нарастающее движение конницы. Глухой топот многих тысяч копыт возрастал, превращаясь в страшный гул. Это шли несокрушимые ларисии не знавшие поражений в столкновениях с врагами, и вел их сам каган Иосиф.

   Конница наемников неслась на горбоносых карабаирах покрытых защитными попонами, сами всадники были закованы в чешуйчатые панцири. В побоище ларисии вступали в исключительных случаях и то только по решению самого кагана, когда надо было переломить ход битвы.

   Не успела дружина Святослава встать стеной, как в них со страшной силой врезалась конница ларисийцев, пробив, стену из щитов. Ларисии начали рубить направо и налево, насмерть вставших перед ними русин.

   Дружина князя не дрогнула в схватке с ними, нарубив перед собой завалы из конских и человеческих тел, отбросила хорезмийцев назад.

    Впервые ларисии отступили, а затем, повинуясь окрикам сотников и десятников, развернули коней и вновь атаковали дружину русин. Удары хазар следовали одна за другой, пытаясь найти уязвимое место в рядах княжеской рати, чтобы развить там успех и прорвать строй. Боевые порядки русин гнулись и трещали под мощнейшим напором, но не ломались, и чтобы спрямить строй и не дать ему разорваться, воеводы с трудом выравнивали стену. Но Иосиф чувствовал, что русины держатся на пределе сил, а потому бросался в бой снова и снова, надеясь решить исход битвы.

   Князь Святослав рубился в первых рядах как простой воин, личным примером ободряя ратников, многие княжьи бояре пали в сражении, защищая своего князя. Изнемогая под страшным вражеским напором, ряды русин все же дрогнули, и стали пятиться назад.

   Но тут ударили боевые барабаны русин, и младшая дружина, поднявшись из-за холма, вступила в сражение. Ратибор вел построенную в клин конную дружину, а за ней бежали с оружием в руках пешие вои. Страшный встречный удар отбросил ларисийцев, разбил их строй и смешал ряды, кони вертелись на месте и падали вместе с всадниками, от ударов длинных копий наемники валились из седел, где их затаптывали копытами, многие уже стали разворачивать коней, готовые обратиться в бегство. Пешие вои младшей дружины воспрянули духом и яростно обрушились на хазар, тесня их назад изо всех сил.

   Иосиф спешно вывел из боя несокрушимых и ввел в сражение уцелевших белых хазар. 

   И вновь белые хазары навалились с чудовищной силой! Волна рукопашной схватки приблизилась к реке Итиль, тут бились печенеги, разрушая боевые порядки хазар.

   У реки, которую впоследствии назовут Волгой, русины встали насмерть, и битва здесь достигла невиданного накала, многие пали с той и другой стороны, когда, наконец, печенегам и русинам удалось обратить хазар в бегство.

   Проходя груды иссеченных тел, дружины Святослава продолжали наступать. Кони хазар, потерявшие седока, топтались в грязи, замешанной на крови.

   Медленно словно невидимая зловещая рука укрыла равнину в ночь, но и она была не в силах остановить битву. Когда совсем стемнело и стало трудно различать врага, на ближних сопках загорелся лес, подожженный кас-саками. И бой продолжался при свете исполинских невиданных факелов.

   Утром, когда все стихло, Святослав ехал на коне по безжизненному полю, на котором еще недавно была сеча. Конь, фыркая и подрагивая шкурой то и дело останавливался. Как вдруг конь вздрогнул всем телом и попятился, часто переступая ногами, ...  Князь повернул голову и увидел окровавленного война, который пытался приподняться с земли.

   Это был Ворон. Вокруг него лежало столько мертвых врагов, словно их принесли сюда на траурный костер.

   Князь слез с коня и подошел к раненому. Подъехавшая свита подступила ближе, опасливо смотрели на война.

   - Пить... пить, - выговорил спекшимися губами, Ворон.

   - Дайте ему воды.

   Кто-то из воевод отвязал от седла баклагу с водой, и поднес к губам раненого.

   Сделав несколько глотков Ворон, скользнул прояснившимся взглядом по лицам дружинников и встретился глазами со Святославом.

   - Князь мне нужно сказать тебе. ... Ты если встретишь мою сестру и братьев. …

   Святослав кивнул.

   Тело Ворона было изрезано, и он нервно дергался, слова вырывались с хрипом и свистом, словно воздух из разорванного пузыря:

   - Если доведется увидеть их. ... скажи им, что я их всегда искал, и умер отомстив за наших родителей. После победы пусть навестит меня. Любаве, сестре моей, передай: ее имя будет мне лучиком света там. ... в стране теней.

   - Почему ты так уверен в победе? – спросил Святослав.

   Ворон с трудом улыбнулся слабой улыбкой:

   - Ныне Перун на твоей стороне, – он с трудом проговорил, теряя силы. Ворон поднял глаза к небу, и в них князь уловил безмятежность, кас-сак молчал, а глаза не мигая смотрели в пасмурное небо. Моросивший дождь смывал с его лица следы крови, а под усами поблескивали зубы. Он и мертвый продолжал улыбаться.

   - Накройте его, – сказал князь, поднимаясь в седло. – Когда утихнет дождь, похороните, как полагается. ...





                ВОЛХВ – священнослужитель славянского языческого культа.
                Волхвов иногда называли жрецами. К волхвам обращались за
                советом и предсказаниями князья и простолюдины. Испокон
                веков волхвы стояли наряду с вождями славяно-языческой
                общины, в обязанности которых входили: проведение
                религиозных обрядов, гадания, практическая магия и духовное
                наставничество.

                Чепрак  — суконная, ковровая, меховая подстилка под
                конское седло, кладётся на спину под потник.

                Сагар или Сакар – Секира.




                http://www.proza.ru/2019/01/02/436