Дерибас 3-5. Ремонт в Констанце

Михаил Бортников
Продолжение, Начало - http://www.proza.ru/2018/09/16/500

В Николаеве сменилась часть экипажа, в том числе влился в коллектив, наконец, мой старый друг, Олег Емец, который четыре месяца этого ждал. Не скажу, что старый наш электромеханик плохим специалистом был, наоборот, но с Олегом мы уже давно знакомы, а иметь друга на борту - большое дело.

Месяца полтора после захода в Николаев далеко мы на "Дерибасе" не ходили. Причин для этого было две: повреждённые лопасти гребного винта и намеченный ремонт в Констанце, сроки которого приближались.
 
Экипаж это устраивало. Без особых приключений мы сделали рейс на Турцию, выгрузились в египетской Александрии, по пути в Румынию приняли в Греции на борт техснабжение для ремонта и взяли курс на Дарданеллы. Констанца - порт огромный, причалов там видимо-невидимо, и судоремонтных завод там тоже не один. Нам предстоял ремонт в Медее, пригороде Констанцы.

Ремонт за границей, в любой стране, резко отличается от того, к которому мы привыкли в Советском Союзе. Там мы на ремонт становились на долгие месяцы, здесь же сроки определялись стоимостью и измерялись неделями.

Даже за стоянку у причала для судов, готовящихся к ремонту нужно платить. А каждые сутки в плавдоке - это деньги очень большие, даже в том случае, если в доке только корпус почистят и покрасят.

Нам же предстояло и изношенные листы обшивки корпуса менять, и донные цистерны ремонтировать, и арматуру забортной воды перебирать, а самое главное - снять с гребного вала винт, выровнять и наплавить его повреждённые лопасти, с которыми мы целый год ходили.

Полный перечень необходимых работ каждый готовил по своей части: капитан со стапомом - по корпусной, я - по механической и трубопроводной. Занимались этим мы уже давно, и месяца за два до ремонта послали готовые ремонтные ведомости в Грецию для корректировки и утверждения. Чем более тщательно и обоснованно составлена ведомость, тем меньше её суперинтендант сокращает, понимает, что не с потолка записаны десятки метров трубопроводов, конкретные механизмы и арматура.

Последние годы мне приходилось ремонтировать суда в Китае и Сингапуре, ещё раньше - в Перу, и везде приходилось тяжело. Во-первых, везде было жарко - тропики, во-вторых, общаться приходилось на английском, а его ни мы, ни рабочие китайские и перуанские толком не знали.

В Констанце с этим было намного проще. Многие там русский понимают, и уровень английского примерно такой, как у нас. И инженеры и рабочие квалифицированные, общаться было легко. Опасения насчет вороватости рабочих, к счастью, не подтвердились.

Больше всего нас тревожило, как румыны справятся с рихтовкой и ремонтом лопастей гребного винта. Но всё они сделали по уму. Пропеллер, то есть гребной винт на слэнге, аккуратно спрессовали с конуса гребного вала и уложили тут же рядом, на стапель-палубу плавдока. Вокруг него соорудили импровизированную палатку, прикрыли винт от ветра, чтобы внутри было тепло, и нагреваемые участки лопастей легче было нагреть и править.

И все остальные запланированные нами работы румыны сделали отлично. Мы быстро нашли общий язык с румынскими инженерами, и легко шли навстречу друг другу. Впрочем, нас с Сергеем Неденко, и несколькими матросами и мотористами, в конце ремонта сменили. Контракт был окончен, уезжали мы с лёгким сердцем и в хорошем настроении. На смену приехали наши друзья после отпуска, а мне пришлось вернуться на борт снова через четыре месяца. 
Продолжение - http://proza.ru/2017/11/26/578.