Призрак мятежного Ориона. 17гл

Ольга Шельпякова
начало: http://www.proza.ru/2018/12/10/1596
предыдущее: http://www.proza.ru/2018/12/24/1620

*Мемуары друга публикуются с его согласия.
Фамилия ЛГ вымышлена. События реальны.

«Новому поколению подводников России в память о тех,
кто погибал без боя и без славы,
но честь не потерял и Присяге не изменил.»

17 ГЛАВА.

- Понравилось побеждать? - задал командир вопрос Дмитрову в его рубке. Он ещё находился в постадреналиновом состоянии.

- Пока ещё отхожу. Всё прокручиваю. Что-то делал. Главное, что получилось. Я боялся глубины больше ста сорока, а тут запросто для дела, сам пошёл. Спасибо, товарищ командир. Почаще бы так. Вы Панова не обидели? Неудобно как-то...- ответил штурман, всё ещё резко кивая головой и кусая усики.
 
Видимо, только Самарину, известны эти его признаки волнения...

- У него всё впереди. Ты показал ему пример, и это для него тоже учёба,- успокоил он офицера,- Лично я не намерен был проигрывать. А Сергей ещё не готов побеждать.

Но его упрёк задел Самарина, и тот вернулся в штурманскую.

***
- Штурман, а что означает выражение: «На обиженных воду возят? - спросил командир.
- Не задумывался как-то. Говорят так, ну и пусть говорят,- он встал и косился на планшет недавних манёвров.

Самарин пригласил его опереться локтями на стол автопрокладчика:

- С детства, я не употребляю слова «обида» или «обижаться» в том понимании, как высказался сейчас ты.
Как-то пожаловался деду и сказал, что обидели. Мне было тогда лет семь-восемь.
Он бросил косить траву и ответил серьёзно:
«Внук, никогда не обижайся - делай выводы. На обиженных воду возят».

Я спросил: «Почему?».

«Обижаться - это значит, себя жалеть,- говорил он,- А бабушка тебе скажет, что жалость к себе - грех.
Обида порождает злобу, желание мстить или прятаться, а это неправильно. Справедливость нужна всем, но по-хорошему...без злобы. Что-то не то тебе сказали, а ты подумай. Может правильно сказали. А нет, так спокойно поговори с обидчиком и смени поведение».

Позже, увлекаясь историей, прочитал о средневековой инквизиции.
Так вот, на публичные казни сожжением - представителей ереси и дьявола, собирали огромные толпы людей. Инквизиторы выискивали сочувствующих, то есть тех, кто считал казнь несправедливой. Достаточно было опустить голову или пустить слезу. Их забирали и подвергали наказанию «обидос».
К ним привязывали бочки с водой, и они должны были подниматься на возвышенность и сливать воду на виноградники, сады и огороды. Так или иначе, но на них, как на ишаках воду возили.
Почему так? В чём глубокий смысл? Можно много придумать обоснований этому наказанию.
Я считаю, что противостояние огня и воды бессмысленным, а наказание - гуманным и полезным, хотя и деспотичным изначально.

Штурман покивал головой и, глядя в свой манёвр на планшете, ответил:
- Про инквизицию, конечно, познавательно. А вот дед, точно прав. Я изменю для себя смысл этих слов.

- Мой дед был убеждённым сталинистом и всегда жёстко боролся с несправедливостью. Не жестоко, а жёстко. Мне сейчас уже кажется, что он был верующим. Придерживался архаичного крестьянского, истинно русского уклада жизни в деревне, со всеми обычаями, правилами и нормами поведения. Когда спорил с кем-нибудь о политике, называл Ленина германским шпионом, а Троцкого американским «жидом».

Андрей, слушая командира, расслаблялся...
Но не спускал удовлетворённых глаз со своего прорывно-отрывного манёвра.

- О Панове, думаю, поговорим в кают-компании и всё сгладим. Учти, что я использовал командирское право. Успокойся,- закончил Самарин беседу и пошёл давить своё любимое кресло.

Четвёртая контрольная точка ему была уже не интересна. После удовольствия, полученного от грамотных действий штурмана в поединке с современной лодкой, он хотел расслабиться и отдохнуть.

_______________________________________

Мои стихотворения по теме «Призрак».

1.

- Ты можешь объяснить мне выраженье,
Про воду, что "обиженный" везёт?
- Не знаю, - оторвался на мгновение,
От мыслей штурман (всё ведёт расчёт).

Хоть, только что закончены манёвры,
Он изучает пристально планшет.
Вопрос каким-то показался вздорным,
Но командир и сам даёт ответ:
 
- Я помню, в детстве жаловался деду,
Когда обидит кто-нибудь меня.
Бросал дела, дед вёл со мной беседу.
Внимал мальчонка, голову склоня.

2.

«Запомни: обижаться - это значит
Себя жалеть, у бабушки спроси.
Но это же грешно...а как иначе.
Обида сеет злость, желанье мстить.

И прятаться - неправильно, подумай,
Укрыться от обидчиков нельзя.
Не лучше ли спокойно и без шума,
Поговорить не споря, не грозя.

А может быть, что правильно сказали,
Тебе сейчас обидные слова?
Благодарить здесь нужно, не скандалить.
Подумай. Для чего нам голова?»

3.

- Спустя года, ответ нашёл я в книге.
Что это наказание - «обидос».
Всё дело в инквизиторской интриге.
А правило: не подавайте виду,

Когда, казнят кого-то принародно,
Толпа стоит угрюмо, без слезинки.
Проявишь слабость, будешь среди сброда,
Таскать бочонки на правах скотинки.

Здесь жалость виноградникам на пользу,
И наказанье обернулось благом.
Легко принять обиженную позу...
Признать вину - душевная отвага.

*продолжение: http://www.proza.ru/2018/12/26/1249
*коллаж автора, на фото ПЛ С-37