Бабушка

Галина Санорова
               
               
               
   
    Моя бабушка Важенина, в девичестве Медведева, Елена Кондратьевна многое пережила,  сейчас я хочу рассказать только об одном событии в её жизни. 
     Родилась  в 1906 году в Горном Алтае. Потомственная крестьянка, а затем колхозница она в 30 лет потеряла  мужа. Отправил колхоз мужиков зимой на лесозаготовки без провизии,  есть нечего, но  откуда-то завезли рыбий жир.  Мой дед его на дух не переносил. Перебороть отвращения не смог, умер от голода.

В деревне одной  тяжело, да еще с  детьми на руках.  Мужская сила ох как нужна. Тут овдовел односельчанин Григорий Ломакин и тоже с тремя сорванцами. Поговорили они  и решили жить вместе, хотя Григорий был гораздо старше.  Вот так у моей бабушки  прибавилось  три  ребёнка. 

Бабушка – красавица, а нового мужа  портил шрам на щеке, полученный в бою в первую мировую.  Мужик работящий, бабушку не обижал, пил в меру.  Но вот горе – дети хорошо помнили свою мать и совсем не воспринимали мою бабушку. Уж как она ни старалась, всё без толку.  Особенно старшая четырнадцатилетняя дочь Ксения или Сина, как её называли в деревне,  грубила:”Какая ты нам мама. Ты нам мачеха!”   Изнуряющая работа в колхозе от зари до зари, дом, скотина и огород, ручная стирка,  выпечка хлеба и приготовление еды. Сил для установления контакта с падчерицей вовсе не оставалось.   Сина совсем отбивалась от рук. В селе, где каждые руки на счету, ничего не хотела делать,   не слушалась, смеялась бабушке в глаза. Больше же всего огорчало бабушку противостояние сводных братьев и сестёр.  Вечные ссоры и даже драки возникали по всяким пустячным поводам.

Один случай изменил всё.  Бабушка постирала вручную бельё (стиральных машин не изобрели) и пошла полоскать его на речку. Речка бурная, горная метров через 200 впадает в широкий и глубокий Чарыш. Вода обтекает огромные камни-валуны.  За ней потащились  дети  и стали прыгать с валуна на валун. Устроили состязание, кто прыгнет дальше.  Разделились на две группы. В одной дети в другой пасынки.  Сина,  как всегда, с неприязнью смотрела в сторону родных детей, начала толкать их, пытаясь  сбросить с камней, но ребятишки уворачивались от её рук и быстрее прыгали дальше. Бабушка краем глаза следила за ними. Боялась, как бы не случилось беды.  Сделала замечание Сине: “Не надо обижать более младших”.  Сину же это только раззадорило. Прыгая, она пыталась нагнать сводного брата, но тот был ловчее и смог увернуться от неё. И тут случилось непредвиденное, пытаясь перепрыгнуть на далёкий валун, Сина поскользнулась, упала в воду, ударилась о каменистое дно и потеряла сознание. Быстрое течение понесло её в Чарыш. “Мама, мама!- закричали дети, -Сина тонет !”  Бабушка тут же бросилась за Синой по берегу. Нагнала её, прыгнула в воду.  Сильное течение могло сбить и её, об этом не думалось. “Спасти, спасти”,-  билось  в её голове.
Схватила Сину, вытащила на берег и начала приводить её в чувство.

Через день Сина уже вставала. Тело у ней было в огромных синяках. Когда течение несло её, то она билась о камни.

После этого случая Ксения не грубила, стала послушней, но мамой мою бабушку так и не называла. Трудно назвать мамой другого человека, когда  хорошо помнишь родную мать.