Рецензия на фильм Лето

Алексей Сергиенко 2
Лето. Hear me tonight

На протяжении всего фильма меня не покидало сентиментальное и грустное ощущение того, что я смотрю растянутый до большого метра клип Mojo «Lady (hear me tonight.». Картина со схожей фабулой и идеей, как это было преподнесено в отзывах и синопсисах, только с поправкой на местный колорит и наш суровый российский быт,  органично перенесенная  на нашу отечественную почву.

Когда видишь на экране человека-икону, невольно отдаёшь дань тому, насколько полно и убедительно реконструирована его жизнь, старательно воссоздана атмосфера того времени, насколько портретно схожи герои фильма с кумирами, «звездами, которые не гаснут». За одно только это благодарен создателям фильма- за усердие.  Однако и грешишь на то, что создан фильм «Богемская рапсодия», полотно, которое по размаху, масштабу и внутреннему содержанию не идет ни в какое сравнение с этим фильмом-после чего задаешь себе вопрос «стоит ли его досматривать вообще -вторую половину?», если только начал смотреть. Ищешь синонимичность. Ищешь параллели. Пытаешься понять одно кино через другое. При всей несхожести этих фильмов-не только от судеб и сценариев-вплоть до идей и посылов фильмов. В «Богемской» создают байопик, показывая роль случайностей во вполне закономерном пути к успеху. Да, скорее это байопик про путь к успеху, хоть тернистый и отягощенный скандалами. История про роль личности в музыкальной истории, если хотите. Насколько музыкальную индустрию переформатировало их творчество- ведь было заявлено «больше, чем их музыка-их история».

Здесь же -фильм –настроение, в котором не нужно показывать конфликт творца со средой, конфликт с другим творцом. Я извиняюсь, конечно, за сравнение, но по сути, начало всей картины- задача показать в парадигме картины Иванова «Явление Христа народу» в масштабе музыкального андерграунда вход Цоя в творческое общество и свою будущую аудиторию.

Таких музыкальных фильмов -настроений можно перечесть много. Но, пожалуй, самый впечатляющий из них, для меня, это все же «Дом солнца»- где если мы и видели героев и кумиров нашей юности детства, то по касательной и не всегда в упор. Как это обычно бывает. За счет этого и создается неповторимая магия еле уловимого присутствия. Чувство сопричастности. Ощущение скоротечности бытия и уникальности и неповторимости текущего момента. Здесь же ты видишь и можешь бесконечно радоваться тому, насколько полно и точно воссозданы образы героев и показаны первые планы. Ты рад одной визуализации- за то, что кто-то сумел это все дело срежиссировать и воспроизвести. Даже если этой истории и не существовало на самом деле-ее нужно было придумать. Все споры о мифологизации истории 28 панфиловцев упираются в исторические несостыковки-но никто не может отрицать массовый героизм солдат великой Отечественной. Поэтому и здесь тоже так-даже если отечественные музыканты расходятся во мнениях что и как было, никто не сможет опровергнуть, что на широкую сцену шли этими или схожими дорогами.

Богатство «рапсодии», ее яркость и насыщенность ты признаешь, как данность. Иное бы было жалкими потугами и недостойным уровня артиста, который стал символом эпохи. На этом фоне сразу становится заметным подсуживание баллов «своим». Это то, что ты всегда прощаешь отечественному кино. Ты всегда хвалишь его уже за саму отчаянную попытку. Ты предвзят только потому, что ты заведомо ставишь ему предельно низкую планку, и поэтому зачастую даже не обламываешься-поскольку ты большего то от него и не ожидал. Ну какие-то сценки из жизни. Ну какие-то потешные диалоги, в которых думаешь «угадали или нет». Люди такое говорят в обычной жизни или нет?

Впрочем, это очень тонкая материя и большой риск снять честное, правдивое и адекватное кино про Цоя, когда он еще не стал «Цой Цой». И голос ну почти такой как в «Игле». И актер, играющий главного героя, на которого взгляд не замылен, на его прежние амплуа и работы. Образ чистый, в чем-то наивный, неиспорченный славой, еще не прошедший медные трубы, категоричный во всем.

Много достойных и занятных фильмов про тех, кого мы знали, но еще на стали теми, кем вошли в историю. Взять фильм «Монгол» Бодрова про Чингисхана, и даже «Дневник мотоциклиста» про юность Че. Даже эпичный фильм про предысторию Робин гуда с Расселом Кроу- путь героя до того, как он вошел в историю борца за справедливость- аккуратно благодаря магии кино увидеть ту перспективу и призму дорог, которые привели его к цели, столбовой дороге, к тому, как он был нами узнан. И как он принял свое время.

Думаешь об условиях, в которых создавался фильм. Но авторы никогда не творят в идеальных, тепличных и стерильных условиях. Есть и естественное сопротивление среды и есть экстремальные условия. Все творчество это и есть, старательный измождающий путь преодоления. Вспомним, что Параджанов работал над фильмом «Лебединое озеро. Зона» в местах заключения.

Фильм легкий по восприятию. «Дуэли» Науменко-Цой, противостояния их как персонажей нет. Нет и любовного треугольника.  Когда заходит в конце фильма неловкий разговор о деньгах, кто ведет бухгалтерию, и кто сколько зарабатывает на концертах, нужно и важно было для драматургии фильма- опять воскресить ту сцену поцелуя как-то что могло статься –но не пришлось. Спасти чистой сценой. Кумиров вашего детства мы хотим видеть такими вдохновляющими нас. Смелыми, отважными мужественными. Которые нас мотивируют в жизни на успех, драку, достижения. Мы хотим видеть их людьми, совершающими поступки, несущими кофе через весь город, живущими на пределе своих сил и возможностей, щедро отдающим последнюю рубаху. Спасающими любую ситуацию-от концерта до уговоров чиновника на вступлении рок-клуба. Мы не знали того времени. И мы пели их песни. Мы подпевали их песни, даже не слышав их в оригинале-эти песни пережили их и их время, стали легендой, классикой, хрестоматией, нашим культурным фондом и народным достоянием. Поэтому чего от героев мы не ждем в фильме ни при каких обстоятельствах-так это зацепки и фиксации на материальных моментах и малодушии.

Продолжение-http://www.proza.ru/2018/11/28/1989