Михаил

Тамара Брославская-Погорелова
(На фото наш прадед МИХАИЛ, и встреча у тёти Нади, которая сохранила для нас его фотографию)

Объявлен конкурс: - внук иль внучка,
Чтоб стали лучшими на сайте.
Я в этом деле самоучка.
Ну, что ж, вздохнула – полистайте…

И внучкой с дедом не жила;
За «лучшей» мне смешна охота;
 (Не честь нужна и похвала),
Прочтите Вы мою работу.

Возможно, маленький рассказ,
Или поэма, в пятьсот слов.

Вам баллы все отдать сейчас,
Готова. А сюжет таков.

Когда росла, была мала,
В историях о прошлом, сходных,
Запомнила лишь, что смогла,
С времён тех дорогих, голодных.

Про деда папа вспоминал,
А мне он кто?  - ПрадЕд, однако.
Когда со мной отец бывал,
О счастье говорил двояко:

Он нам внушал: - Не в окнах свет,
А за окошком его много!
Мне в двух словах отца портрет
 Представить трудно Вам. Убого,

Выглядят, друзья, рисунки все,
Вот так, с полслова.
Регламент нарушать нельзя,
Мой папа нраву был не злого.

И с ним, вдобавок, доложу:
Его жил дед, а мой-то прАдед.
 (Гляжу на счётчик, и сужу: -
Повествованье лихорадит...)

Рассказ про прАдеда: - Вопрос
 Открылся, как бы невзначай,
Мой папа с дедом в детстве рос,
Отец погиб, мать, заключай,

Тогда и вышла за другого,
А дед мальца один растил.
Жизнь, сиротой, не знал толково,
Но внуку душу он вложил.

Жалел он внука, по – мужски!
Хлеба растили, на прокорм!
Такие были мужики,
Из тех, столыпинских реформ!

В Сибирь подался он от бед,
Был в прошлом крепостной. Хитёр!
Хозяином жил славным дед,
И многим, как бы, нос утёр.

Я это всё узнать смогла,
Поехала проведать тётю.
Ей девяносто Жизнь дала,
Жива и счас, когда прочтёте,
Вы строки добрые мои,
О людях из моей семьи.

А тётю я почти не знала,
И встречи с нею не искала.
Но выпал день, и выпал случай,
Я думаю, он в Жизни лучший.
Мне тётя фото отдала,
Так прадеда узнать смогла.

Когда отец ушёл на фронт,
Дед, уж, как мог, семью кормил,
Придёт, бывало, на порог,
Голодный сам, что нету сил…

«Дедуня, - внучек говорил,
 (С войны, он раненым  пришёл), -
Ты не ходи, и не проси,
Народ весь сам, и сир, и гол».

А дед устало отвечал: -
Я не прошу, сами дают...
Так и замёрз, когда привал,
Там, в Хабарах, или приют,

У Бога в марте приобрёл,
На сельсоветовском крыльце.
Он из семьи, по правде, шёл,
Опять заботясь об отце.

Война и холод, дети были,
Все семьи очень трудно жили!
А голодали, жуть сказать!
Спасибо Вам, отец и мать!

Спасибо, дед, ты воевал,
Погиб на Первой Мировой!
Спасибо, прадед! Из начал,
Ты самый лучший и живой!

Ты нам пример! Ты крепость Духа!
Ты верность дому и семье!
Ты – Михаил! Сие – не слухи:
Архангел – это о тебе!

24 ноября 2018 года     в  22-00