Социальная справедливость и проблемы её реализации

Владимир Леонович
                Социальная справедливость, и проблемы её реализации
                (Информация к размышлению)

Ключевые слова: справедливость, манипулирование, зомбирование, утопия.

"Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма!"- заявил Карл Маркс. Он  сказал это о наивном коммунизме, учение которого изложено в трудах средневековых утопистов.
Однако много раньше придумок средневековых утопистов, и уже не только по Европе, но и по всему миру, начал бродить призрак-мечта, призрак социальной справедливости.
Не имея логического выхода на какие-либо организационные структуры, эта мечта о справедливости претворялась и конкретизировалась в мечте о справедливом правителе.
Что такое социальная справедливость?
Написано - много. Передумано - еще больше. А туман не рассеивается. Перед нами только прекрасный мираж. Справедливости - не то, чтобы нет, она есть, но всегда в окружении торжествующей несправедливости. А мечта, она именно о торжестве справедливости.
Каков исторический опыт?
А опыт в том, что справедливость неразрывно связана с совестью, и является природным даром человечеству.
Однако природный дар не делит справедливость на бытовую и социальную. Социальная справедливость кристаллизуется  из бытовой справедливости, но не совпадает со своим источником. Социальная справедливость противостоит субъективной бытовой справедливости, и является сдерживающей силой корпоративного эгоизма.
Проявления справедливости  всегда есть. Но их мало! А людям хочется, чтобы справедливость была везде и во всем. Вот и живет вера в такое устройство общества, в котором всё будет справедливо.
Теоретические попытки заглянуть в справедливое социальное будущее, при первой же проверке избранных теоретических положений на практике - оказывались утопиями. Чернышевский был уверен, что если всех накормить и одеть, то воровство исчезнет.
Последней в ряду теоретических попыток была идея построения коммунизма.
Казалось бы, утопичность идеи коммунизма – очевидна и без проверки опытом. Но, тем не менее, идея овладела умами огромных масс, возглавляемых выдающимися учеными. Такова сила самовнушения, опирающегося на заветную мечту и потребность.
Утопичность идеи коммунизма проявляется в парадоксальных и очевидных противоречиях, заложенных в его учение и в его манифест конкретно. Вот эти основные противоречия.
Целью коммунистического общества является достижение полного удовлетворения потребностей каждого человека.
Но из физиологии известно - полное удовлетворение всех потребностей влечет кому, физиологическое безразличие, апатию и сон. А человек стремится вовсе не к этому. Человек стремиться к счастью.

Декларация свободы личности не учитывает (замалчивает) необходимость воспитательного насилия над каждым членом общества. И главное – не определена мера этого, жизненно необходимого насилия, ведь человек рождается беспомощным эгоистичным животным.
Где границы воспитательного насилия? Их нет. Воспитание длится всю жизнь.
Теоретики коммунизма прикрываются понятием осознанной необходимости. Но где критерии осознанности? Любое учение должно давать методику своей реализации.

Движущей силой прогресса общества, как ни крути, является борьба индивидов за право обладать максимально возможной частью общественного продукта, в самом широком смысле.
И именно эта борьба составляет смысл жизни большинства людей. Счастье в борьбе – это не зря сказано. Вот в процессе этой борьбы и возникает потребность (нужда) в справедливости.
Коммунизм к борьбе приспособлен плохо. За что бороться? Всё в изобилии. Чтобы дать людям счастье и обеспечить прогресс, борьбу при коммунизме надо придумывать, или уповать на природные катаклизмы.

От каждого по способностям.
Но способности формируются в процессе воспитания и работы, т.е. в процессе целенаправленной деятельности. А воспитание, опять же, несет в себе элементы насилия.

Каждому по потребностям.
Эта декларация является проявлением очевидной и величайшей глупости. Даже критиковать её как-то неловко.
Потребности порождаются любопытством и мечтой, а мечты и любопытство не знают границ, и побуждают человека к деятельности.

Все коммунистические декларации нуждаются в сопровождении оговорками, ссылающимися на коммунистическую сознательность, и сводятся, в конце концов, к осознанной необходимости. А осознанная необходимость – понятие неконкретное и расплывчатое.
Почему нет фантастических романов о быте счастливого коммунистического общества, вне космических катаклизмов? Потому что процесс написания такого романа убьет дар писателя, и все писатели это интуитивно чувствуют.

Попытки теоретически изобрести социально справедливое устройство общества не получили всеобщего признания.  Но если в поиске социальной справедливости не получается посмотреть вперед, может нужно оглянуться назад? Может, посмотрев на самоё себя в процессе становления, общество осознает, что нужно делать, чтобы мечта хотя бы не теряла надежду.
В этом аспекте, рассмотрим для начала семью, как ячейку социального общества, в исторической ретроспективе.
Действительно, как в рамках семьи, т.е. в кругу максимально близких людей, решаются и решались проблемы справедливого распределения?
Анализ может быть сколь угодно объемным, однако его результаты предсказуемы. Равное распределение благ не является признаком справедливого распределения, а семья не дает гарантий социальной справедливости.
Если даже очень близкие люди (родственники) не могут с гарантией реализовать призрачный идеал, то как можно надеяться, что этот идеал реализуется в человеческом сообществе.
Каверзность предыдущего вопроса состоит в том, что справедливость постоянно присутствует в нашей жизни. Но обязательно в окружении несправедливости. По-другому не бывает. А понятие: справедливое общество,- предполагает полное отсутствие несправедливости, т.е. торжество справедливости.
Понятие утопия имеет два синонима: неосуществимое и недостижимое. Второй синоним дает подсказку. Как извечную мечту о справедливости освободить от бремени утопичности. Надо всего лишь отказаться от желания построить идеально справедливый строй; надо бороться за справедливость здесь, сейчас, постоянно и в условиях любого строя. И мерилом результата этой борьбы должно быть реальное смещение (приближение) к заветной, пусть даже несбыточной, мечте.
Таким образом, борьба за справедливость становится борьбой за смещение положения динамического равновесия между злом и добром.
Действительно, социальная несправедливость может быть вопиющей, например, в условиях рабского строя, а может быть лишь поводом для пересудов, например, в условиях отдельно взятой процветающей корпорации.
Совершенно ясно, что борьба за справедливость будет более успешной, если она  будет организованной.
Прогресс стихийно привел общество к либеральному капитализму, в структуре которого также стихийно, т.е. естественно, возникли и профсоюзы.
Движущей силой прогресса должна быть не провоцирующая идея уравниловки между богатыми и бедными, а стремление жить по критериям доступной на данный момент социальной справедливости; критериям, установленным демократическим путем.
Молодая греческая демократия завоевала мир, потому что содержала в своей структуре элементы профсоюзных функций, чем и была привлекательна. Сейчас эти элементы буржуазной демократией отторгнуты.
Ближайшей задачей теоретиков-социалистов должна стать разработка обоснованности профсоюзных  требований. Начало этой деятельности положил Карл Маркс, своим трудом «Капитал». Этот труд не устарел, он просто стал недостаточным.
Вот поле деятельности для теоретиков социальной справедливости.

Предположим, что теоретическая база признаков социальной справедливости разработана, и часть её положений утверждена демократическими законами.
Кто и какими методами будет претворять их в жизнь? Чиновники?
Чиновники, в том или ином виде, были всегда. И всегда они были надежными могильщиками всех прогрессивных начинаний тех прогрессивных лидеров, которые иногда случались в истории.
Не помню имя мыслителя, кажется Фейхтвангер, который дал интуитивную оценку времени жизни справедливого государственного строя. Смысл его высказывания был следующим. Как бы хороша ни была справедливая государственная система изначально, она будет трансформирована деятельностью чиновников в свою противоположность приблизительно за триста лет.
Изуверская мудрость Сталина помогла ему нейтрализовать советские профсоюзы, превратив их в карманную организацию партии, сделав профсоюз всего лишь ширмой.
Чиновники либерального капитализма при первой же возможности, выразившейся в росте благосостояния трудящихся, приняли законы ограничивающие деятельность своих профсоюзов.
Можно ли надеяться на то, что чиновники изменят свою сущность? Похоже, что нет.
Только благодаря деятельности и устремлениям высших чиновников, опыт передовых успешных государств не внедряется ни в одной из отсталых стран.
Замалчиваются, например, причины успеха Тайваня и Сингапура.
А ведь много лет Тайванем правил Цзян Цзинго, сын Чан Кайши, который в последние годы жизни стал народным любимцем Тайваня.
 Чан Кайши послал сына учиться в Советский Союз. Здесь он стал ортодоксальным марксистом, прошел школу управленца-марксиста, женился на свердловской комсомолке Фаине Вяхревой. Цзян Цзинго вернулся в Китай лишь по указанию Сталина, в качестве агента-разведчика.
Сингапур повторил экономическое чудо Тайваня только после того, как премьер Сингапура Ли Куан Ю изучил и применил опыт Цзян Цзинго.
Но это всего лишь исключение, которое подтверждает правило. Чиновник – тормоз прогресса.
Казалось бы, нет ничего проще, чем поменять неугодных высших чиновников. Иди – и проголосуй против их партии. Но это обманное ощущение, в чем уже все убедились. Все жулики и бандиты, которые этого хотели, были избраны в нашу Государственную думу. То же самое с украинской Радой.
Чиновники США и РФ кровно заинтересованы в постоянной конфронтации наших стран. А еще в этом заинтересованы генералитет и службы безопасности. Вот неизбывный тандем, который обеспечивает сохранность любого действующего режима.

Наш немудреный анализ приводит к мысли, что следующий социальный строй, призванный обеспечить больший уровень справедливости, должен быть практически без чиновников.
Вот еще один конкретный признак социально справедливого общества – отсутствие класса (прослойки, если хотите) чиновников.
При современном состоянии общества устранение чиновников невозможно. Но их  сокращение, как постоянная забота общества,- цель вполне приемлемая.
Роботов надо обучать не только подметанию пол и приготовлению пищу, роботы должны освоить функции чиновников.
Но и решив эту задачу по минимизации количества чиновников, теоретики социальной справедливости окажутся перед следующей труднейшей задачей.
Интенсивность прогресса общества всегда будет обеспечиваться разделением, т.е. специализацией труда. Как справедливо распределить труд, и вознаграждение за него? Кто с кем должен бороться, чтобы установить справедливое динамическое равновесие?
Здесь на помощь приходит природа человека. Природа заложила в человека все качества, необходимые для бескровной, мирной реализации этой неизбежной борьбы - борьбы, которая является одной из составляющих той борьбы, непрерывно ведущейся человечеством, и определяющей его смысл жизни.
Человек наделен многими способностями, помогающими ему бесконфликтно распределять меж собою специфику труда.
Человек наделен свойством привычки. Причем именно такой привычки, которая становится насущной (навязчивой) потребностью. Эта способность лежит в основе возникновения профессиональных династий. Человек любит заниматься тем, что у него хорошо получается. Люди, всю жизнь занимающиеся однообразной деятельностью, не испытывают от этого никакого дискомфорта и недовольства, чем бы они ни занимались.
В сочетании с азартом привычка смиряет человека даже с самым неприглядным трудом.
Для философствующего обывателя покажутся несправедливыми самоограничения, которым подвергают себя монахи, ученые затворники, путешественники первопроходцы, великие спортсмены, да и простые труженики всю жизнь безвыездно проживающие в одном месте. Но таких людей множество – и все они добровольцы.
Все эти добровольцы являются генетически предрасположенными к избранному ими образу жизни. Но есть и другой генетический тип людей, людей не способных к такому самоограничению. Для таких людей понятие справедливости будет иметь совсем другое содержание.   

Ещё человек наделен подверженностью к гипнотическому влиянию, а также к стадному инстинкту.
Каждое из этих свойств, а особенно их сочетание, позволяет человеку преодолевать стресс измены своим убеждениям, когда человек вынужден совершать чудовищные безнравственные поступки. Но эти же свойства позволяют власть имущим скрытно зомбировать общество, склоняя его к определенным, желаемым правителям действиям. Эти действия могут быть даже деструктивными с позиции интересов их исполнителей, см. [1].  Войны затевают чиновники и крупные собственники (правящая элита), а воюют трудящиеся.
Война – это величайшее зло. Но это зло откровенно. Однако правящие элиты постоянно творят тихое скрытое зло, инициируя его исполнение с помощью каналов манипуляции общественным мнением. На этом поприще трудятся высокооплачиваемые специалисты. Организации, в которых они трудятся, хорошо законспирированы. Но наличие этих организаций иногда проявляется в результате неловких действий самих заказчиков (элиты).
В конце лета 2018 года, заказчики решили проверить действенность методик оболванивания. Для проверки (тестирования) качества оболванивания СМИ было предложено убедить общественность в абсурдном утверждении, что Земля плоская. Три дня по ведущим телеканалам велась соответствующая трансляция со ссылками на авторитетные научные инстанции. Ни Интернет, ни авторитетные инстанции  даже не колыхнулись. Полагаю, что тест зачли.

Вернемся, однако, к основам понятия справедливость.
Справедливость – понятие и общественное и субъективное, имеющее глубоко личные составляющие.
Каждый индивидуум дает себе самооценку по огромному количеству признаков, которые он о себе все знает. Однако свои отрицательные черты человеку свойственно забывать.Явление называется «девичья память». Следствием этого является традиционно завышенная самооценка. А т.к. о своих оппонентах каждый знает значительно меньше, чем о себе, и положительные черты оппонента часто менее броски для взора окружающих, то конфликтующие стороны не могут оценить свои спорные притязания адекватно. Неспособность людей адекватно оценивать свои притязания приводит к необходимости судебных разбирательств.
Либералы, уповающие на принцип реализации личных свобод, погрязнут в судах, если эти принципы восторжествуют. Такой милый, на первый взгляд, принцип: свобода каждого человека кончается там, где начинается свобода другого человека,- окажется источником вечных раздоров. Попробуйте для тренировки рассудить отношение к Сибири с точки зрения россиян и с точки зрения японцев, проживающих на перенаселенном горном острове.
Либеральный принцип свободы личности также утопичен и не реализуем, как и основные принципы коммунизма, т.к. нет, и не может быть, классифицируемых критериев разграничения свободы личности. Спектр разграничительных ситуаций мыслится таким огромным, что практика прецедентов явно окажется беспомощной. Деликатность и тактичность, как общечеловеческие качества, прекрасно реализуют либеральный принцип свободы, однако реализуют его на уровне менталитета, но не на уровне подзаконного юридического статуса.
Либерализм – самая коварная утопия, придуманная правящим классом. Либерализм призван и юридически, и в формате традиции, закрепить статус-кво класса жирующих.
Сорос разбогател как биржевой игрок. С его либеральных позиций – он это богатство заработал, с чем не согласится любой труженик.
Бил Гейтс разбогател как предприниматель. С его позиций  он свое богатство тоже заработал. И с его доводами можно было бы согласиться, если бы он плоды своего труда продавал в рамках стандартных рыночных отношений, т.е. в режиме конкурсной торговли. Но он торговал как монополист, и явно завышал нравственно допустимую норму прибыли.
Судиться с Бил Гейтсом на поприще либеральной справедливости бессмысленно. «Бил Гейтсы» востребованы обществом; пусть их будет больше, они присваивают (воруют) от прироста достатка. Но всё равно, их богатство не должно освящаться признаком справедливости.
К примеру, рядовые конструкторы и программисты, сотворившие богатство Бил Гейтса, они-то считают справедливыми свои премиальные, которые им выплатил Бил Гейтс? Кому принадлежит интеллектуальный товар в формате изобретений? Капиталистическое право отвечает – Бил Гейтсу. Однако, если Нобелевский комитет сочтет какую-то разработку достойной премии, то кого следует награждать: автора или собственника?
Справедливость не может быть жестко регламентирована. Но справедливость, тем не менее, должна быть реализована во всех реальных ситуациях. Как это может быть? И, более того, как это сделать без вмешательства суда, лишь предполагая его существование?
Судебный справедливый раздел допускает и предполагает наличие недовольных сторон судебного производства в разных сочетаниях. Часто в результате справедливого разбирательства недовольными оказываются обе стороны.

Резюмируя изложенное , можно надеяться, что реализация государственного строя, отличного от капиталистического либерализма, и отличного от ориентированного на построение коммунизма социализма, который обеспечивает следующий, более высокий уровень социальной справедливости, вполне возможна.
Вопрос в том, возможно ли внедрение в жизнь новой формации демократическим путем. Но этот вопрос выходит за рамки данной статьи.
Есть ещё вопрос – почему проблема устройства более совершенного, социально ориентированного государства, не обсуждается обществом. Более того, потребность в социальном справедливом государстве всячески забалтывается и замалчивается всеми существующими способами. Косвенный ответ на этот вопрос уже дан выше.

Человек с большим трудом отрывает себя от заложенной в него звериной сущности, и легко скатывается обратно под давлением случайных или сфабрикованных обстоятельств.
Человек, не способный на самостоятельно задуманное убийство, достаточно легко сделает это по приказу авторитета. И убив один раз, будет это делать в дальнейшем без угрызений совести, т.к. обязательно построит соответствующую психологическую защиту, основанную на самообмане, см. [1].
Чтобы ввести в практику новый, прогрессивный государственный порядок, Наполеону потребовалось завоевывать все реформируемые государства. Ни одну из завоеванных  стран Наполеон не разорил, ни одну из этих стан не присоединил к Франции.
Какие стратегические задумки были у Наполеона, когда он пошел на Россию? Об этом никто не пишет. Что, этих планов не было? Или они до сих пор засекречены?
Может быть Кутузов – это рок исторической возможности?
 
Есть еще одна форма социальной утопии: капитализм с человеческим лицом.
Это из той же сумы, в которой ищут добрых правителей, которых обманывают их приближенные чиновники. Обман с двойным дном.
Не бывает добрых правителей. Прогрессивные случаются. Добрых – нет. Редкость, когда правитель не нравственный преступник. Горбачев позволил скрыть от народа масштабы чернобыльского заражения. А кто после этого посчитал количество умерших в муках детишек, которых не вывезли из зоны поражения. В результате – белокровие и мучительная смерть.

Картина социальной справедливости существующей реальности вырисовывается достаточно безысходной. Однако прогресс неизбежен. Просто развитие общества идет не только в соответствии с устремлениями человечества. Всегда присутствуют скрытые силы, недоступные нашей прозорливости.
Мы можем только исследовать уже случившиеся прецеденты, но не упреждать их  вновь возникающую  сущность.
Так, уже видно, что дикий капитализм порождает (в буквальном смысле) мажоров, которые прерывают предпринимательские династии. А чрезмерно большие доходы шоуменов множат поколение нравственно обездоленных детей. Азарт наживы – это болезнь. Болезнь смертельная. А смерть  (в философском аспекте) – необходимость и одна из движущих сил нескончаемого прогресса.

Надо бороться. Счастье в борьбе. А государственный строй - взойдет, как аленький цветочек.

Нижний Новгород, ноябрь 2018г.

С другими публикациями автора можно познакомиться на странице http://www.proza.ru/avtor/vleonovich сайта ПРОЗА.РУ.

 

1. Редакционная статья блога «Мир тесен», Анатомия молчаливой жестокости,