Лебедевы. В архивной пыли

Димитрий Крылов
 а до этого http://www.proza.ru/2012/09/27/726

Лебедев закрыв тетрадь удовлетворенно улыбнулся. Это студентам он сделал ксерокопии уникального документа, а сам любил работать по старинке - писать конспект от руки. Так текст запоминался лучше, да и потом можно было демонстрировать широту и глубину знаний предмета - диктовать по памяти, никуда не заглядывая. Правда "слова-паразиты" в его речи присутствовали всегда, но с этим и сам Виктор уже примирился и студенты к его устойчивым оборотам  быстро привыкли. Он даже знал что ему  его студенты прозвище дали "Практика". Еще старшему преподавателю кафедры и аспиранту. поскольку его диктовка темы почти всегда начиналась с фразы "Мировая практика показала..."

А вот к архивам Виктор Михайлович  своих студентов пока так и не приучил. Вернее к работе в архивах. Может хоть история купца Оглобина их теперь сподобит. Сам Лебедев историей был очарован и сожалел только о том, что она осталась на бумаге на бумаге в архиве купца, а не была реализована в жизни. Революционные потрясения помешали. Купец эмигрировал, а затем окончил свой век в Бельгии, в доме для престарелых.

А ведь какую бумагу нашел Лебедев - проект создания коммерческого училища Сибири. Двухэтажный особняк в центре уездного сибирского города жертвовал купчина и 2000 ежемесячно ассигнациями лично от себя. Плюс объявлялась подписка среди купцов и прочих благотворителей, кому сколько широта души позволит. А ведь до революционных потрясений общества купцы были имперским сословием. И в большинстве своём меценатами и филантропами. Наверное потому, что старались придерживаться духовных устоев, веры. "Бог дал тебе богачество, а значит богатством надо делиться"


И ведь делились сами, без всяких принуждений и экспроприаций. И Прохор Митрич Оглобин купец второй гильдии делился. Строил каменные здания и дарил их городу. И городская управа, и аптека, и городская больница, и ремесленное училище в городе в построенных Оглобиным домах располагались. Слухи по городу ходили конечно, что это купцу денег девать некуда, поскольку сахар "от Оглобина" даже бывает в столицу вывозился, а не только вся губерния кушала. Прохор Митрич же всегда и работал с размахом и мыслил. И окружающие его далеко не всегда понимали. А купец видел главную беду всей коммерции в общей необразованности народа. И поэтому проект училища предусматривал публичную библиотеку при нем.

 Одно плохо наверное. Пользовался Оглобин дозволенным купцам отпуском «по болезни души». С завидной регулярностью пользовался, бросая дела на приказчиков. От непонимания окружающими его стремлений и душевных мук. Уездный вестник о душевных муках купца не писал конечно. А вот о гульбе в ресторане города да еще с цыганами, газета сия сообщала регулярно – сотрясал Оглобин моральные устои уездного общества. . Наверное, еще и поэтому Прохор Митрич в первую гильдию так и не выбился. А может и не стремился, теперь ведь доподлинно не разузнаешь.  Одни бумаги да газеты в память о купце остались, одна архивная пыль. Правда для Виктора она была дороже, чем золотая, это была память эпохи, целой эпохи российской коммерции. Которая потом канула в небытие.

Лебедев закончил на сегодня и мысли его быстро переключились. Пасека деда ведь была недалеко от тех оглобинских мест. А в кои веки дед распродает хозяйство и обещался теперь перебраться к внуку насовсем. Давно ведь ворчал, что за непутёвым внуком пригляд бы нужен, да ведь от кедров своих оторваться видимо не получалось. А после спасения Светланки деда Платона как подменили. Теперь вот квартиру новую видимо пора присмотреть, тесно им всем вместе станет. Да еще Светланка сегодня борщ обещала хитрое создание. Знает, что Виктор борщ любит и проверять дневник доценту будет некогда. Мысли Лебедева  в предвкушении ужина двигались в голове уже совсем лениво и доцент неторопливо зашагал домой. Как обычно почти не опираясь на трость,но не в силах расстаться с подарком деда. Хотя вот Платон Степанович и сам вскорости до внука приезжает и это уже не пыль, это факт. И факт отрадный.

http://www.proza.ru/2019/02/16/1498