Обусловленность персонажей концепцией романа

Елеон Горчинский
      Литературная теодицея: Книга Иова - "Фауст" - "Мастер и Маргарита": http://www.proza.ru/2018/10/24/906

      3. Основные идеи (концепция) романа и мир его персонажей.
      3.1 Обусловленность персонажей концепцией романа.

Методология художественной литературы использует систему персонажей, которые, как правило, вымышлены, и используются автором для раскрытия своего замысла. Некоторый герой может быть воплощённой идеей, и автор не просто теоретически учит, объясняет свою мысль, а он живописует ее, делает наглядной.

Скажем, есть такая убеждённость у многих, что Христос – это замечательный, высоконравственный человек, проповедник Добра, невинно пострадавший, но это – человек, а не Богочеловек. Достоевский этой мысли не разделяет, и предлагает наглядное опровержение. Он пишет роман «Идиот», где выводит как раз такой образ Христа-человека в образе князя Мышкина, именуемым им условно в черновиках «князь Христос». Этот роман – испытание этой идеи.  Такой идеальный человек, как князь Мышкин, научить человечество, а тем более спасти его не может, и вынужден стать юродивым, стать «идиотом».

Булгаков проводит похожую мысль, но максимально приближает её к исторической реальности. Йешуа – это воплощение добра, но он по-человечески ограничен. Сумеет ли он заставить мир очнуться? Многих ли он приобретёт себе последователей? Ответы: нет и нет. Хотя для кого-то это и не прошло бесследно. Сам же Йешуа считается «душевнобольным», подобно князю Мышкину.

В «Мёртвых душах» Гоголя каждый помещик, это – персонификация определённого порока. Герои в течение романа не меняются, они – статичны, это – окаменелые характеры, они не противоречат сами себе. Используя таких героев, Гоголь акцентирует внимание на том или ином человеческом недостатке, очень выпукло выставляя его на всеобщее обозрение, иронизирует и надеется, что каждый разглядит этот порок в себе самом. Все ясно: персонаж, связанная с ним идея и соответствующие, напрашивающиеся выводы.

В романе «Мастер и Маргарита» нет, пожалуй, ни одного однозначного героя, персонажи бликуют, они двойственны. Об этом говорят противоречивые оценки их литературными критиками. Применяя нравственный критерий, очень трудно назвать героя безусловно положительным или отрицательным. Тот же Мастер, неся в себе положительную идею свободы, оказывается в странной связи с Воландом, впадает в прелюбодеяние, несёт в себе грех уныния, отчаяния и т.п. По меркам литературоведения, однозначно положительным считается Йешуа. Но для церковномыслящих людей, это – лишь искажение, карикатура на Христа.

Система персонажей позволяет автору адекватно передать свою идею, показать ее со всех сторон. Диалоги, размышления героев, поведение в стрессовых ситуациях и т.п. – все это позволяет лучше и нагляднее запечатлеть свою мысль. Взять, к примеру, Льва Толстого и его замечательное произведение «Анна Каренина», которое, кстати, прямо цитируется в «Мастере и Маргарите».  Автор постулирует вступительный тезис: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья  несчастлива по-своему», и затем планомерно развивает его.

В романе фигурируют несколько счастливых и несчастливых семейств. Повеса Стива Облонский – образчик неверного мужа, и обманутая им жена Долли. Но Стива никогда не уйдет от своей жены, да и она от него. Так и будут жить в постоянном обмане, без любви. Другое дело – Каренины: Анна – неверная жена, увлечённая страстью к другому мужчине, Алексей Александрович – обманутый муж, поднявшийся было на небывалую духовную высоту, сумевший простить Анну, но не удержавшийся на этой вершине. Совместная жизнь для них становится невозможной, жить в лицемерии, без любви – теперь это уже не для них. Анна бросается под поезд.  «Мне отмщение, и Аз воздам», - делает вывод словами Св.Писания (Рим.12,17-19) Лев Толстой. Все здесь четко и ясно.

Подобным же образом автор изображает счастливые семьи. Кити и Левин, Львовы – главная их проблема состоит в том, чтобы найти смысл жизни, для которой они воспитывают своих детей. Ведь, к сожалению, всё их счастье – земное, не имеющее опоры в духовности, а потому и шаткое. Поэтому с этой точки зрения, можно опровергнуть изначальный тезис Толстого, ведь есть настоящее семейное счастье, есть вечная любовь, а значит, есть семьи – счастливые совсем по-иному. Левин же не менее эгоистичен, чем Стива или Анна, он любит свою любовь к Кити. А такая счастливая семья рано или поздно придет к краху, к угасанию любви.  Впрочем, наша задача здесь лишь показать, как раскрывается концепция романа автором, с помощью художественных персонажей.

Возвращаясь к «Мастеру и Маргарите», необходимо указать, что концепция этого романа не вполне ясна. Персонажи не несут однозначной смысловой нагрузки, как уже говорилось, их поступки противоречивы, подчас полярно, если только не предположить, что в таких двоящихся образах и заложена концепция романа. Ведь судя по эпиграфу, в котором говорится о злой силе, вечно творящей благое, эта мысль – о некоей сопряженности в нашей жизни добра со злом, - должна пронизывать все пространство романа.

Тогда, быть может, станет понятной эта вставка из «Анны Карениной» в «Мастере и Маргарите», приведённая выше. Ведь на первый взгляд она совершенно неуместна, нелепа, и никак не увязывается с контекстом. Так что ж, она попала сюда случайно? Включена лишь для красного словца? В это поверить трудно. Вспомним, каким мастером слова был Булгаков, как он оттачивал текст, десятки раз редактируя его, изменяя и шлифуя слова и выражения. И вдруг он не заметил такой очевидной шероховатости и надуманности фразы? Это – вряд ли. Впрочем, все встанет на свои места, если предположить, что «смешение», которое случилось в доме Облонских, соотносится со смешением двух противоположных начал в человечестве, его «полудобром», как концепцией романа.

        Воланд - главное действующее лицо, так кто ж он: религиозный символ или художественный образ: http://www.proza.ru/2018/10/25/681