Богема на борту к Таймыру

Феликс Цыганенко
   На картинке: община нганасанов на Таймыре
   
   Когда  в пароходстве подбирали судно, чтобы  отравить на нём в Дудинку группу художников из Ленинграда,  остановились на теплоходе «Дедовск». А главное, подошёл грамотный, интеллигентный  и спортивный, молодой капитан  Василий Кириллович Дубрава. Двенадцать мужчин и женщин, членов Союза  художников России, добирались на Таймыр, в творческую командировку. И лучшего капитана, который смог бы создать на судне соответствующую обстановку, чем Дубрава, администрация пароходства не видела…
   
   Моряки с любопытством рассматривали группу модно одетых представителей богемы, собравшихся в кают-компании. Как-то непривычно было наблюдать на грузовом судне, в арктическом рейсе на  Дудинку, столько изящных созданий женского пола и бородатых мужчин с курительными трубками Части питерских художников в качестве жилья старпом предложил пустовавшую каюту судового врача, лазарет, практикантскую и лоцманскую каюты. Остальных – подселили  в каюты старшего комсостава, имеющих блочное жильё.
   
   Присутствие на рудовозе художников, особенно женщин, которые своими красивыми руками непостижимым образом нанесут на холст арктические пейзажи за бортом, создавало какую-то удивительно тёплую, домашнюю обстановку на «Дедовске», транспортном судне с сугубо мужским коллективом…
   
   В Карском море была сложная ледовая обстановка  и  Василий  Кириллович вынужден находиться на ходовом мостике сутками. Тем паче, что шли под проводкой атомохода «Арктика». За бортом судна – бескрайняя снежная панорама с ледяным покровом, а в тёплой и уютной рулевой рубке – молодые женщины, похожие скорее на манекенщиц, нежели на членов Союза художников.
   
   Устроившись по бортам ходового мостика, богемные женщины, взмахивая тонкими, нежными кистями рук, отображали в карандашных эскизах будущего героя своих полотен – молодого полярного капитана на ледовой вахте. Высокий и стройный судоводитель с биноклем на груди и целеустремлённым взглядом в заснеженную арктическую даль – являлся прекрасной естественной натурой. Глядя восторженными глазами на Василия Кирилловича, столкнувшись, может быть впервые в жизни с представителем настоящей мужской профессии, хрупкие дамы были очарованы Арктикой и её покорителями. Но они оказались и практичными женщинами, скрашивая арктические будни капитана не просто своим присутствием в рулевой рубке. В перерывах творческого созидания женщины варили крепкий ароматный кофе, весело щебетали и угощались вместе с капитаном…
   
   Конечно, при выходе судна на чистую воду,  капитан был вынужден оказать ответный знак внимания, потому приглашал молодых женщин в свою каюту и накрывал стол. Общение с молодыми женщинами, особенно с изящной и очень талантливой, как считали её подруги, Светланой Ларченко, было приятно для молодого капитана. Но и несколько утомляло, в чём он признался бывалому моряку, старшему механику Владимиру Владимировичу Калинину. Для капитана, выполняющего первый арктический рейс в этой должности, плавание во льдах требовало большого напряжения и бессонных ночей…
   
  Настоящая творческая обстановка царила и в большой каюте старшего механика Калинина, где прижились «квартиранты»:  два молодых, при пышных бородах, художника. Хозяин каюты, прибывший из отпуска,  чинно сидел в кресле и позировал питерским мастерам кисти, дымившим курительными трубками. На столе красовалось крымское вино «Массандра»,  фужеры,  минеральная вода, красные яблоки и… пепельница. Нет, это не было экспозицией для натюрморта, просто периодически принятый живительный глоток вина помогал деятелям соцреализма в плане вдохновения. Что до «дедушки» (как величали на судне  старшего механика) Калинина, он терпеливо позировал художникам, не забывая поглядывать на тахометр, закреплённый на носовой переборке каюты. Частота вращения коленчатого вала и Главный двигатель – это жизненная и профессиональная установка  стармеха океанского судна!  У художников иная цель – портретное изображение благородного и мудрого старшего механика…
 
   В заполярном порту Дудинка, куда прибыл «Дедовск, была запланирована командировка группы художников к нганасанам на востоке Таймыра. Большая часть их древнего рода  проживала на долганской этнической территории – Усть-Авам.  В верховьях реки Дудыпты около ста человек обитали в тундре, на «точках» охотничье-рыболовецкого промысла. Сюда и добирались с Дудинки  несколько мастеров живописи,
   
   Крепко сожалели остальные  мастера кисти, упустив возможность  посетить самый северный народ Евразии, отобразив его в зарисовках! Это была бы редчайшая экспозиция, например, в журнале «Живописец»,  который издавался в Санкт-Петербурге с 1903 года…

   А пока, ленинградские художники качественно использовали стоянку судна в порту.  Прежде всего, посетили охотничьи угодья в окрестностях Дудинки и оленеводческие стойбища в близлежащих хозяйствах. Ведь кто таков северный олень? Это царь природы Таймыра, символ основного занятия северянина, главный источник его благополучия. Художникам удалось прокатиться в оленьей упряжке. Затем, они поспешили ознакомиться с краеведческим музеем, рукоделием и необычными сувенирами жителей Долгано-Ненецкого округа в торговых точках.  Интересной оказалась и зимняя  одежда из оленьей шкуры и крупных пластин из рога оленя.
   
   Те, что оставались в Дудинке, изъявили желание вернуться в Мурманск на  «Дедовске» – больно хороша тут оказалась обстановка для творческого созидания. Глубоко вздохнув, капитан  Дубрава был вынужден запросить по этому случаю пароходство и… получил положительный ответ. 

   Подошло время, когда теплоход «Дедовск» тремя гудками тифона оповестил Дудинку, что подошло время прощания. Трюма рудовоза заполнены грузом алюминия и меди из Норильска на Роттердам, с заходом в Мурманск, а румпельное отделение (помещение рулевой машины на корме судна) - сохнущими картинами. Это был результат интересной и захватывающей работы питерских художников.  Им будет чем отчитаться перед творческим объединением Союза художников России. Командировка удалась на славу не только в творческом плане, они ознакомились с крайним Севером, мастерами рукоделия и царём природы – северным оленем. И ещё: деятели искусства с Большой Земли обрели в морском коллективе подлинных друзей…

   Прошли годы…

   В судьбе капитана Василия Кирилловича Дубрава произошли большие изменения. Молодой и перспективный специалист морского флота был направлен на учёбу в академию внешней торговли. По окончании, ушёл работать в качестве торгового атташе в одну из европейских стран.
   
   На художественной выставке за рубежом и произошла удивительная встреча Василия Кирилловича с  очаровательной художницей Светланой Ларченко, угощавшей его когда-то кофе на трассе Северного морского пути! Именитый теперь художник представляла на выставке картины с видами бескрайнего русского Севера, Таймырского полуострова и великой сибирской реки Енисей…