О прошедших точку невозврата

Татьяна Жегунова
Он шёл мне навстречу по узкому тротуару и дышал тяжело. С присвистом. Как при обострении бронхита. Я знаю, когда так дышат – у самой хронический.
Давно немытый, нечёсаный, нестриженный, в грязной одежде с чужого плеча.
Один из прошедших точку невозврата.
Дурно пахнущий опустившийся человек с извиняющимися голубыми глазами. Их-то я успела разглядеть, когда мы поравнялись.

Эти живые глаза – отличительный признак Человека – напомнили мне о том, что в прошлом он–чей-то сын. И что было время, когда мама целовала его крохотные розовые пяточки, подстригала ноготки, учила делать первые шаги. А в первом классе, когда он учился писать палочки, учительница гладила его по голове.И когда-то в него была влюблена девчонка. И они целовались. И… много чего можно вспомнить, если начать копаться в его душе…

Но всё это – в прошлом.

Сейчас он не живёт. Доживает. Ему просто НЕ_ДЛЯ_КОГО жить.

Я человек толерантный.
Со мной местные – из числа подобных – здороваются, и, кстати, я им отвечаю тем же.
И Аньке, и Светке, и второй Аньке, и Мартыну, и Вадику –всех их я когда-то учила...
И чуднОму старине Вагуличу с бородой Хоттабыча, которого помню ещё ПМКовским трактористом…
И когда-то расторопному завхозу первой школы Николаю Степанычу, ныне Кольке-пьянице.

Всем в ответ на их кивок я говорю: «Здравствуйте». Хоть иногда при этом
приходится задерживать дыхание, потому что «дыша шелками и туманами» - это не про них.

Я их жалею. Конечно, в том, что они стали такими, есть их вина. Но и беда – тоже.
Как говорил старичок Лука из горьковской пьесы «На дне»: «Ни одна блоха не плоха. Все чёрненькие, все прыгают…»
Просто я знаю механизм, как такое происходит.

Попытаюсь и вам объяснить. Хотя бы на примере папок и мамок воспитанников учреждения, которому отдано четверть века.

Человеку нужно жить ДЛЯ кого-то.
К примеру, для детей, появившихся на свет.
Пусть не по плану, не вовремя, не от того или от той, но - родившихся.
А потом - жизнь не задалась. То есть абсолютно. Понимание и осознание этого факта топится в вине. Как результат - дети оказываются в приюте.
(Им там хорошо, не спорю. Кормят. Одевают. Развивают. Воспитатели качественно выполняют свою работу. Даже любить пытаются. Не каждого получается всецело и безусловно, но речь сейчас не о том.)

Я про родителей.

Так вот, оказывается, что дети-то и были спасательным кругом этих бедолаг!
Благодаря им, детям, выпивохи падали на дно не так резко. А пытались держаться на плаву. Им было ради кого жить. Протрезвев, мамка принималась стирать одежду и варить хоть какой-то суп, а папка шёл в лес за дровами. А теперь - не_для_кого…

Жизнь – боль, детей отняли, надо выяснять отношения -кто в этом виноват больше, драться, потом мириться, и пить, пить, пить. Пить без просыпу, чтоб не помнить, стереть из памяти то время, когда всё было ещё как у людей.

Вот так и подходит горе-родитель к точке невозврата. Критической черте, после перехода которой нет возможности возвращения к исходному состоянию, нельзя вернуться назад.

А вот вам другая история.
Знакомая рассказывала.
Как шестидесятилетняя мать её подруги, что долгие годы вдовствовала, на старости лет из ума выжила: живёт с бомжом.

Она у помойки его встретила. Тому плохо с сердцем у неё на глазах стало, упал. Предынфарктное состояние, что ли. Скорую вызвала, с ним в больницу поехала. А бомж после больницы к ней пришёл - спасибо говорить. Помытый, побритый, непьяный. Она ему чаю налила, заговорили. Оказывается, бомжует недавно, с Украины, жить негде, не осталось никого на этом свете из родных, вот и запил, опускаться начал…В мае это было, лето впереди ,и она его на свою дачу поселила. Как только не побоялась? А бомж рукастым оказался, всю мужскую работу переделал. На огороде ей помогал, сам видел, что надо, не спрашивал. Она домой уходила, придёт – все в порядке. Не пил. Курить бросил. И по осени – вместе с урожаем - с ней переехал. Дочь в шоке. Подруга – в непонятках.

А я тихонько радуюсь. Успела женщина человека спасти до точки невозврата!
Им - обоим – теперь «есть_для_кого_жить».

А что вы об этом думаете?