Дневник сумасшедшего 314

Владимир Светашев
21 ноября 2012 года (9877)

Сегодняшний день прошел за чтением Шпенглера, но не весь – немного времени пришлось потратить на работу по опросам, а также на обед в Т., который, вместе с дорогой, занял чуть больше часа. Работа по новой схеме мне совсем не понравилась: во-первых, сложно выйти на контакт с теми людьми, которых нужно опрашивать; во-вторых, трудно расположить этих людей к общению. За час удалось сделать только один опрос, в остальных случаях меня вежливо послали. Немного доработал вступление; завтра попробую иной подход.
Теперь что касается чтения. С одной стороны интересно следить за ходом развития мыслей чудака, который, чувствуя свое ничтожество, перед безграничным всеобъемлющим пространством, переносит это ничтожество и на более долговечную материю, предрекая и ей бесследное исчезновение в потоке темного и безвременного будущего. Нет сомнения, что «все ставшее преходяще», что через несколько столетий не будет никакой западноевропейской культуры, никаких немцев, англичан, французов и т.д. Но разве следует на основании этого обращаться к технике вместо лирики, к военно-морской службе вместо живописи, к политике вместо критики познания, как того желает автор? Когда прочитываешь места, где Шпенглер сравнивает мораль киников, стоиков, Эпикура с переодетой трусостью перед всякого рода тяготами и ответственностью, и ставит им в пример гордость отважной египетской души любящей твердую каменную породу колоссальных сооружений, то возникает желание закрыть книжку и больше никогда ее не открывать, чтобы под ее влиянием случайно не утопить в море порицания, этот мужественный и выдающийся островок, почти со всех сторон омытый рекой забвения. Однако почти половина пути уже пройдена, да и противоположный взгляд на античную культуру даст о ней более ясное представление. Буду читать.

В начало: http://www.proza.ru/2017/09/08/1154
Продолжение: http://www.proza.ru/2018/10/01/1473