Фантазии

Инвариант
Александр Галич

Фантазии на русские темы для балалайки с оркестром и двух солистов - тенора и баритона

Тенор:

Королевич, да и только!
В сумке пиво и "сучок",
Подрулила птица-тройка,
Сел стукач на облучок.
И - айда, и трали-вали,
Все белым-бело вокруг,
В леспромхозе, на канале
Ждет меня любезный друг.

Сколько лет не был в Москве. Но повезло. Ира сняла трубку чуть не с первого гудка. Уговорились на субботу. Предупредил, что заночую там.

Он не цыган, не татарин и не жид,
Он надежа мой - камаринский мужик!
Он утеха на обиду мою,
Перед ним бутыль с рябиновою!
Он сидит, винцо покушивает,
Не идет ли кто, послушивает.

Первая, третья... одиннадцатая... умеют же в Москве называть улицы... Не ожидал, что она будет не одна. Подруга - зачем она тут, и еще какой-то тощий патлатый парень на непонятных ролях ловко принял у меня из рук коньяк. Бутылка быстро пустела.

То ли пеший, то ли конный,
То ли "Волги" воркотня...
И сидит мужик законный,
Смотрит в сумрак заоконный,
Пьет вино и ждет меня.

Московская трепотня. Я слабо вслушивался. Много не понимал да и без интереса. Ждал, когда гости начнут расходиться.

Ты жди, жди, жди, обожди,
Не расстраивайся!

Баритон:

Значит, так... на Урале
В предрассветную темь,
Нас еще на вокзале
Оглушила метель,
И стояли пришельцы,
Барахлишко сгрузив,
Кулаки да лишенцы -
Самый первый призыв!

Парень ушел, наконец. Подруга откровенно зевала. Ира принесла постель, кинула на диван. Ушла умываться. Подруга повалилась на диван и оттуда призывно посмотрела на меня. Я обозлился: - Там я буду спать. - А я подвинусь - она вильнула бедрами. Мне шутка не понравилась. Нет, фигурка у нее была ничего, но вот лицо... на одного нашего сержанта похожа. Спать с сержантом... Да и не к ней я приехал.

Значит, так... на Урале
Холода - не пустяк,
Города вымирали
Как один - под иссяк!
Нежно пальцы на горле
Им сводила зима,
Но деревни не мерли,
А сходили с ума!

Ира умылась, вернулась. В ванную пошла подружка. - Остаешься здесь, я ухожу с Наташей. - Обожди! Я загородил дверь. Останься. - Нет. Она обошла меня и прошла к выходу. За вечер мы не поговорили и пяти минут. И теперь она уходит? Я демонстративно щелкнул дверным замком: - Не пущу. Она подняла руку и неловко ударила меня по щеке. - Здорово! Выходит, она мне не доверяет? В ярости я открыл дверь: - Иди. - Ты иди! Уходи вон из моей квартиры!

Значит, так... на Урале
Ни к чему лекаря:
Всех непомерших брали -
И в тайгу, в лагеря!
Четвертак на морозе,
Под охраной, во вшах!
А теперь в леспромхозе
Я и сам в сторожах.

Пораньше бы ей это сказать. Куда я теперь среди ночи. На такси у меня точно нет. Метро, пока доберусь, закроется. А мне еще и автобусом за МКАД. Только в парк на скамейку...

Нету рая спасенным,
Хоть и мертвый, а стой,
Вот и шнырю по селам
За хурдою-мурдой:
Как ворье по закону, -
Самозванный купец -
Где добуду икону,
Где резной поставец!

- Никуда не пойду, - уперся я. Здесь заночую. Вернувшаяся подруга смотрела на нас расширенными глазами. - Он хотел, чтобы я осталась, - пояснила Ира состав преступления. Девчонки вернулись за стол. Я тоже. Посидели. - Сейчас придут люди, и выкинут тебя отсюда, пообещала Ира. - Наташа, сходи за Валерой. - Ну да, - сообразил я. Ментовский же дом. И что, вот так - незнакомого чужого человека придут и выкинут? Я сдвинулся на край стула, подобрал ноги - успею сдвоенным в живот? Подруга вернулась одна - Валеры нет.

А московская наедет сволота -
Отворяю я им, сявкам, ворота:
Заезжайте, гости милые, пожаловайте...

- Ладно, - приняла решение Ира. Мы уходим. Оставаться было глупо. Я вышел за ними. Ночь. Свет фонарей только сгущал темноту. Иду сзади. Внезапно, подруга резко поворачивается ко мне. - Слушай, будь человеком. Там собака. Она потом всю ночь гавкать будет. - Где здесь метро? - спрашиваю я. Мне показывают направление.

Тенорок:

Славно гукает машина,
Путь-дорожка в два ряда,
Вьюга снегу накрошила,
Доберемся - не беда!
Мы своротим на проселок,
Просигналим: тра-та-та!
Принимай гостей веселых,
Отворяй нам ворота!

Блуждаю в темных аллеях. Подозреваю, что где-то прошел уже дважды.Замечаю издали какого-то мужика и быстро иду к нему. Мужик шарахается в сторону. - Где метро? - кричу я, останавливаясь. Мужик машет рукой. Сворачиваю туда. Наконец, вижу большую аргоновую "М". Успел? Прыгаю вниз через две ступеньки. На станции уже закатывают по роликам чугунные решетки заграждений. Раздраженная уборщица метет по мрамору горку опилок. Отыскиваю в кармане пятак, проскакиваю турникет.

Ты, любезный мой, надежа из надеж!
Всю Вселенную проедешь - не найдешь!
Самый подлинный-расподлинный,
Не носатый, не уродливый,
А что зубы подчистую - тю-тю,
Так, верно, спьяну обломал об кутью!

На Курском жизнь ключом. Ночевать придется здесь, переход уже закрыт. Отыскиваю буфет - поесть так и не получилось. Гречневая каша и бутерброд с осетриной. Горячий кофе. Ну и цены у них. Кофе приятно греет изнутри. Свободных мест немного, так что без выбора.

Не стесняйся, было - сплыло,
Кинь под лавку сапожки,
Прямо с жару, прямо с пылу,
Ставь на стол "сучок" и пиво,
Печь лучиной разожги!
Ты жги, жги, жги, говори,
Поворачивайся!..

Лежать на скамейках, оказывается, нельзя. Только сидеть. Ментовская рожа плывет у меня в глазах. Отчаянно хочется спать. Но стоило закрыть глаза, как тот же мент опять трясет меня за плечо: - Не спать! Понятно, он будет тут дежурить всю ночь. Я встаю и обхожу вокзал. Никакого места приткнуться найти не удается. Возвращаюсь назад в зал.

Баритон:

Что ж... за этот, за бренный,
За покой на душе!
Гость с шофером - по первой,
Я - вторую уже.
Сладок угорь балтийский,
Слаще закуси нет!
Николай Мирликийский
Запеленут в пакет.

С трудом дожидаюсь утра. Тащусь в переход. Мне еще наискосок через всю Москву и потом еще автобусом от конечной. Погостил...

Что ж... хихикайте, падлы,
Что нашли дурака!
Свесив сальные патлы,
Гость завел "Ермака".
Пой, лягавый, не жалко,
Я и сам поддержу,
Я подвою, как шавка,
Подскулю, подвизжу.

Что ж... - попили, поели,
Я постелю стелю,
Гость ворочает еле
Языком во хмелю,
И гогочет, как кочет,
Хоть святых выноси,
И беседовать хочет
О спасенье Руси.

Мне б с тобой не в беседу,
Мне б тебя на рога!
Мне бы зубы, да нету!
Знаешь слово "цинга"?
Вертухаево семя!
Не дразни - согрешу!
Ты заткнись про спасенье,
Спи, я лампу гашу!

...А наутро я гостей разбужу,
Их, похмельных, провожу к гаражу...
Заезжайте, гости милые, наведывайтесь...