Крутой вираж техника Соколова. Глава 15

Валерий Каменев
Гл. 15. Встреча

Городок Кентвилль по нашим меркам – поселок. Только не такой, как обычные наши рабочие поселки – неухоженные и грязные. А именно город, только маленький, и дома здесь – одно и двухэтажные. Зато везде чистые тротуары, цветы, газоны. Магазины, кинотеатр, кафе и кофейни – все, как в любом городе. Площадь с часами и крошечный каменный замок в центре городка.
Настя подрабатывает гидом. Английский она освоила быстро. Конечно, ее всегда приглашают, когда требуется русский.

Когда Виктор рассказал о своих приключениях, Настя, передернув плечами, удивилась:
–Никогда бы не подумала, что ты на такое способен.
–Я и сам раньше ничего подобного представить не мог. Наверное, достали. Понимаешь, я был на грани отчаяния. Жизнь зашла в тупик. Не знал, как дальше жить. Я пошел на этот полет после долгих мучительных раздумий. Сначала у меня была такая мысль: взлечу в небо, затем в пике. В период моих мучительных размышлений во сне привиделся отец. Он меня, по сути, спас. Я четко слышал во сне его слова: «Не делай этого, сынок. Иди ко мне». Тогда у меня появилась цель. Не вообще цель, а как бы цель жизни. И появился смысл.

Настя задумалась:
–А знаешь, я сейчас позвоню, чтобы за Олей присмотрели – она осталась у соседки, у нее тоже девочка, на два года старше моей, и им нравится играть вдвоём. Мы с соседкой часто выручаем друг друга при необходимости. А мы с тобой махнем в одно место.
???
–Пока ничего точно сказать не могу. Нужно проверить. Понимаешь, однажды, когда я летала в Торонто, здесь, в аэропорту встретила человека из администрации местной авиакомпании, который мне показался очень знакомым. Я очень долго думала, где я его могла видеть, но так и не вспомнила. Теперь, когда ты все рассказал, вспомнила – он очень похож на твоего отца. На родине я его видела всего один раз, поэтому не очень хорошо запомнила.

Они сели в автобус, который привез их в аэропорт. Маленький местный аэропорт, который обеспечивал связь с центральными провинциями. А также с Торонто, куда постоянно летало уйма народа, чтобы полюбоваться на Ниагарский водопад.
Зашли в небольшое помещение, похожее на зал ожидания. Настя бросила на ходу:
–Жди меня здесь, – и исчезла, войдя в дверь, ведущую в служебные помещения. Через несколько минут она появилась возбужденная. За ней вышел человек… Неужели? Человек был похож на отца и одновременно на Феликса Дзержинского – такие же усы и бородка. Такой же худой и высокий. Только вместо шинели и фуражки со звездочкой на нем был строгий костюм с модным ярким галстуком. Виктор смотрел во все глаза. Нет, этот человек не мог быть его отцом. Отец никогда не носил галстуков. И все же, все же… Да это был он, отец!

Отец стоял и смотрел на Виктора. Было видно, что он не узнавал его. И вдруг, будто кто-то его разбудил, и он отошел от сна. Встрепенулся, заулыбался, но не бросился к Виктору, который стоял неподвижно, словно прирос к полу. Подошел спокойным уверенным шагом и только тогда произнес совсем буднично:
–Виктор! Каким ветром? – а Виктора вдруг всего затрясло, к глазам подступили невольные слезы. Он уткнулся в плечо отца и все повторял:
–Папа, папа... Я нашел... Папа, я нашел тебя. – На него свалилось что-то такое… С ним случилась истерика, и он зарыдал громко, не в силах сдержаться. И почувствовал, как вместе со слезами уходит сумасшедшее напряжение, сдавливающее его сердце и его душу все это время, начиная с того самого момента, когда он вышел из дежурного домика.

–Ну, ну, Витя. Все хорошо. Вот и встретились. Ты мне все расскажешь. Сейчас я отойду на пять минут – дам необходимые распоряжения, и мы поедем ко мне домой. Сейчас я здесь в качестве директора авиакомпании. – Оказалось, что он не только директор, но и совладелец компании. Он посадил их вместе с Настей в свою длинную роскошную машину, и они поехали обратно в Галифакс.
По пути завезли Настю домой. Виктор попросил отца немного подождать и пошел вместе с Настей посмотреть ее дом. Он был в восторге. Маленьким домик был таковым только по американским меркам. А по нашим – просторный дом. Гостиная, она же столовая, метров под тридцать, кухня, спальня, детская, ванная и еще одна комната – про запас. Стандартный местный экономичный проект.

Большой ухоженный участок. Вдоль дальней ограды – кусты малинника, к нему ведет обрамленная ирисами дорожка, посыпанная красноватым песком. С обеих сторон аккуратные грядки. У входа в дом два больших цветущих розовых куста. Виктор обратил внимание, что так же, как в ее родном доме в Николаеве, вблизи дома росли три дерева – абрикос, груша и вишня. Только там они были большие, раскидистые, а здесь совсем еще молодые. Заботливо подстриженные и побеленные.
Отец тоже имел свой дом. Роскошный дом по любым стандартам. В два этажа. С тыльной стороны дома – зимний сад, бассейн. Небольшой, по длине метров восемнадцать, как раз по ширине дома. Если это дом, то понятно, что у Насти домик.
 
Вошли в дом. Отца встречала молодая женщина. Одета просто, по-домашнему. Старше Виктора, но, пожалуй, не намного. Отец представил:
–Моя экономка, Елизавета, Лиза. Мой сын, Виктор, – у женщины округлились глаза, Виктору показалось, что в них промелькнул ужас.
– Да, да, сын. Приехал в гости, – слова отца вызвали досаду: «Почему в гости? Просто приехал. Нет, не просто. Я, что – вот так искал его для того, чтобы к нему в гости сходить?».

Они расположились в большой гостиной. Лиза накрыла стол и удалилась. Отец разлил по бокалам виски, стал рассказывать. Тогда, в последнем бою его самолет был расстрелян почти в упор. Чудом остался цел, но самолет был сильно поврежден. Видимо, было попадание в топливную систему. Увидел дым, сначала небольшой. Самолет продолжал полет со снижением в сторону моря. Было повреждено управление, и он не мог развернуть самолет на север, в сторону территории, контролируемой северокорейскими частями. Выход был один – как можно дальше в море. Попадать в руки противника запрещалось.
 
Когда высота упала до четырехсот метров – катапультировался. Едва парашют раскрылся – вода. Сверху купол. Кое-как выбрался. Унты пришлось сбросить. Удалось отыскать ЛАС (лодка аварийная спасательная). Забрался в нее, стал замерзать. Берега не видно. Так бы и замерз, но появился вертолет. Выбросил конец с привязной системой. Таким образом, американцы меня спасли. У нас же вертолетов не было. Да, и вообще, такой, как у американцев спасательной службы не было. Доставили на свою базу. Я пытался требовать, чтобы меня вернули нашим. Мол, был инструктором у китайцев, в бою не участвовал. Просто заблудился и случайно оказался в зоне боевых действий. Сильно американцы смеялись. И пригрозили. Если буду «валять Ваньку» (так и сказали) отдадут под суд, как наемника. Короче, прижали меня. А, что я мог?

Через неделю я был уже в Америке. Поставили условие – тюрьма или сотрудничество. Если сотрудничество, то будет нормальная жизнь – политическое убежище, пособие беженца и подъемные на дом и обустройство.
В чем сотрудничество? Вроде бы ничего такого. Тогда американцами в штате Невада создавался полигон («зона», как они его называли), специально предназначенный для испытаний советских самолётов и другой советской техники. В частности, там была сооружена целая система противовоздушной обороны, обладающей характеристиками советских систем. Другая важная задача состояла в том, чтобы изучать лётные свойства советских боевых самолётов с целью разработки тактики ведения с ними воздушного боя. А для этого им нужно было не только изучать наши самолёты, но и знакомиться с нашей тактикой. Другими словами: им нужно было знать, как ведёт себя советский самолёт в бою ведомый советским лётчиком.
Для меня задача была простая – летать на наших самолетах – тех же МиГ;ах. А они изучали характеристики. У них были наши самолеты: МиГ-15, позднее  и МиГ-17 – несколько модификаций. Предложили контракт на год. Сумма контракта позволяла начать безбедное существование в стране. Я согласился. Взамен они обещали скрыть, что я попал к ним. Погиб и погиб. Чтобы дома семью не преследовали и без пенсии не оставили.

Тут Виктор невольно подумал: «А ведь семью преследовали. Мать затаскали, довели до болезни. А меня? Впервые ему подумалось, что пробиться в летчики ему не удалось не просто так. Его намерения постоянно блокировались. Все началось с медицинской комиссии. Где гарантия того, что ее результат не был заказан заранее? Известно – кем. С самого начала военной службы на него тщательно велось досье, в котором фиксировалось все, что могло подпадать под определение «неблагонадежность».

Отец не без бахвальства продолжал рассказывать о том, как он дурил американцев, летая так, чтобы они не сумели определить реальные боевые возможности наших самолетов: не выкладывался на виражах, «мазал» при стрельбе. Летал и на американских самолетах. Ничего самолеты, просторные кабины. Только к приборам нужно привыкнуть.
Как попал в Галифакс? Целая цепь случайностей. После того, как контракт закончился, открыли мне счет в банке, и отпустили на все четыре стороны. Рекомендовали обосноваться в Стратфорде, там большая русская диаспора, вертолетная фирма, основанная еще Сикорским.

Заказал билет. Слегка удивился, когда узнал, что лететь нужно в Торонто – это же Канада. Пришлось еще оформлять визу. Теперь-то я знаю, что в мире существует несколько городов с названием Стратфорд. Один (основан еще в 1196 году) – Стратфорд-на-Эйвоне в графстве Уорикшир Великобритании – родина Уильяма Шекспира. Стратфорд в провинции Онтарио ведет свою историю с 1832 года. Кстати город, названный в честь английского предшественника, получил не только полное его название, но и соответствующее название получила река, на котором он расположен – Эйвон. В этот город я ошибочно и заказал билет, вместо американского Стратфорда в штате Коннектикут. Говорят, что существует еще один Статфорд в Новой Зеландии. Хорошо, что я туда не улетел.

Так вот, попал я в канадский Стратфорд можно сказать случайно. Первое время мне все было интересно. Узнал, что Ниагарский водопад недалеко. Поехал. Там встретил Лизу – Лизавету. Она работала в туристической фирме. Принимала экскурсию из Галифакса. В группе было несколько человек из русских. Я, как услышал русскую речь, так сразу к ним и пристроился. Короче, оказался я вместе с ними в Галифаксе. Город меня сразу покорил – тишина, спокойствие. На улицах чисто, вокруг цветы, просторные зеленые массивы. Люди доброжелательные.
Решил обосноваться. Почему здесь?

В Америке люди постоянно озабочены двумя вещами – как больше заработать, и куда заработанные деньги вложить? После того, как я отработал свой контракт, у меня появились деньги. Теперь я должен их куда-нибудь вложить. А еще тогда, когда я летал на экспериментальной базе, мне один из летчиков подкинул идею, которую сам мечтал воплотить в жизнь – обосновать где-нибудь в отдаленной провинции маленькую авиакомпанию для местных линий. Здесь в Галифаксе все сошлось: место, люди и отсутствие авиакомпании. Зато был маленький аэродром, на котором работала школа первоначального обучения пилотов и парашютистов.
Познакомился с владельцем аэродрома и школы. Тим Робинс оказался толковым мужиком. Сразу осознал перспективность моей идеи и согласился. Школа дохода ему практически не приносила. Решили создать компанию на паях. Его пай – аэродром. Мой – самолетный парк. Для начала хотя бы один самолет. Я знал, где можно было по дешевке купить самолет. На одной из военных баз я видел вполне исправный, но бесхозный С-47. Это военный вариант пассажирского ДС-3 (в Советском Союзе он производился по лицензии под маркой Ли-2). На двадцать четыре пассажира.

 Командир базы не знал, как от него избавиться. Продал мне его по стоимости автомобиля. Он действительно на эти деньги автомобиль купил, и был счастлив, что я его избавил от источника дополнительных хлопот. Мне пришлось только вместо скамеек для десантников поставить нормальные кресла. Удалось найти списанный ДС-3, и с него я сам перемонтировал кресла.

Поначалу мы все делали сами. Только наняли экипаж – летчика, механика и бортпроводницу, роль которой выполняла Лиза. Она же одновременно была кассиршей. Я летал в качестве второго пилота, потом получил лицензию и пересел на левое кресло. За первый год мы прилично заработали, начали строить здание аэропорта, купили еще один самолет. Теперь мы имеем устойчивый бизнес.