Супруги-родственники

Рыльщиков
Профессиональному генеалогическому сообществу давно известен тот факт, что родители Александра Сергеевича Пушкина были друг другу родственниками в четвёртом колене - Сергей Львович Пушкин приходился  троюродным братом Марии Алексеевне Пушкиной - матери своей супруги, значит своей супруге Надежде Осиповне Ганнибал  Сергей Львович приходился троюродным дядей. Нам с вами, энтузиастам-любителям, людям интересующимся прошлым России и родословием лучших её сынов, думаю, будет интересно узнать некоторые подробности.

  У Петра Петровича Пушкина было шестеро детей, но нас интересуют двое - Александр и Фёдор. Александр, он был старше - это прадед великого поэта по мужской линии, Фёдор прапрадед по линии матери. Сам Пётр Петрович прожил всего 48 лет. Родился в 1644 году, умер в 1692 году. За это время он успел повоевать с турками, ходил в Крымские походы с князем В.В. Голицыным, был пожалован юными царями вотчиной, упоминается в похвальной грамоте юных государей - видимо проявил себя в военных походах, дослужился до стольника, управлял Владимирским судным приказом, был похоронен в Москве в стенах Варсонофьевского монастыря рядом с могилой своего отца.

   Мысленно перенесёмся из второй половины XVII-го века, в конец XVIII-го.  Мария Алексеевна Ганнибал в девичестве Пушкина, бабушка поэта по материнской линии, не была счастлива в браке. С мужем Осипом Абрамовичем Ганнибалом, человеком весьма легкомысленным, у Марии Алексеевны отношения разладились в первые же годы совместной жизни. Вместо брака были непрекращающиеся десятилетиями тяжбы и суды между супругами. Но благодаря поддержке родственников, и Пушкиных и Ганнибалов,  Мария Алексеевна и её дочь Надежда Осиповна не остались без средств. Мария Алексеевна смогла дать своей красавице-дочери достойное  воспитание. В своей книге "Предки Пушкина" М.О. Вегнер пишет: "Поддерживала она (Мария Алексеевна прим. автора) связи с родными - жившими в Петербурге братом Мих. Ал. Пушкиным и своим покровителем, сановным Иваном Абрамовичем Ганнибалом.  В 90-х годах в Петербурге проживали сыновья Льва Александровича Пушкина, Василий и Сергей Львовичи. Это были блестящие баричи, молодые гвардейские офицеры. Надежда Осиповна выросла красивой барышней, которой мать сумела дать прекрасное воспитание. Родство, хотя и дальнее, ускорило и облегчило знакомство и сближение. Сергей Львович бывал у Марии Алексеевны, бывал и в Суйде. В 1796 году он женился на 21-летней Надежде Осиповне".

  Что интересно, в родовом древе Александра Сергеевича Пушкина  имеется ещё одна настолько же близкая родственная связь. Дед великого поэта по отцу, Лев Александрович Пушкин приходился троюродным братом своей жене, Ольге Васильевне в девичестве Чичериной. Общим прадедом для Льва и Ольги был Юрий Силыч Есипов, который был отцом двух дочерей, Ульяны и Федосьи. Мы имеем весьма скудные сведения о Юрии Силыче и его дочерях. Из Бархатной книги мы узнаём, что с 1680 года женой Петра Петровича Пушкина, того самого, которому юные цари Иоанн и Пётр вотчину пожаловали , была Федосья Юрьевна Есипова; за нею в Рязанском уезде с.Мокеево, с 1671 года больна падучею. Об Ульяне , кроме того, что она была женой Василия Приклонского, матерью Лукии Приклонской и бабушкой Ольги Васильевны Чичериной, у меня сведений нет.

  Похожие родственные связи в родовом дереве имеются и у Льва Николаевича Толстого. Его мать, Мария Николаевна Волконская приходилась своему мужу Николаю Ильичу Толстому четвероюродной племянницей. Общим предком родителей великого писателя был Иван Петрович Толстой.  Иван Толстой был сыном сподвижника Петра Великого, Петра Андреевича Толстого, первого графа из рода Толстых. Иван Петрович Толстой сопровождал царя и своего отца в поездках на юг государства, выполнял важные дипломатические задания. После смерти Петра Великого и Екатерины I, отец и сын Толстые попали в опалу из за интриг против Меньшикова, были отправлены в Соловецкий монастырь, где Иван Петрович Толстой умер от цинги. Он прожил всего лишь 43 года. У Ивана было кажется 10 детей, но нас интересуют Андрей и Прасковья - прямые предки великого писателя по отцовой и материнской линии, прадед и прапрабабушка соответственно.

  Интересно? Может быть сложновато для восприятия, но очень интересно, я считаю. Кстати родители Прасковьи  Толстой, в девичестве Троекуровой , первой жены вот этого самого Ивана Петровича Толстого,   умершего на Соловках, приходились друг другу пятиюродными братом и сестрой. Имеются в родовых деревьях и А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого подобные супружеские союзы между братьями и сёстрами, скажем в    10-м колене, или  ещё более далёкие родственные связи. И таких схождений насчитывается с десяток у Толстого и четыре-пять у Пушкина. Это связано с тем, что предками обоих по различным линиям были князья  Рюриковичи, а у Рюриковичей информация о родстве прослеживается на протяжении более тысячи лет, в том числе и по женским линиям, представители которых так или иначе восходят к тем же первым Рюриковичам.

  Повторяется ли эта картина в генеалогических деревьях других наших знаменитостей? Отдельные примеры у меня имеются, но обобщать не берусь. В частности могу сослаться на труд Н.К. Телетова "История рода Ржевских". Оказывается родители декабриста Захара Чернышева приходились друг другу родственниками в пятом колене. А в шестом колене  декабрист Захар Чернышев был братом Александру Сергеевичу Пушкину. Это родство восходило к общему предку из рода Ржевских. У знаменитого нашего философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева в родовом дереве тоже имеется несколько подобных схождений. Родители Ивана Алексеевича Бунина, к примеру, были друг другу весьма близкими родственниками, да и лицом они были похожи как родные брат с сестрой. Это и не удивительно Людмила Александровна Чубарова, мать писателя, приходилась своему мужу Алексею Николаевичу Бунину двоюродной племянницей. Но это ещё не всё. Родная сестра Людмилы Александровны, Мария Александровна Чубарова вышла замуж за своего троюродного дядю, Владимира Аполлоновича Бунина.

  Приведу курьёзный пример. У достаточно известного художника Льва Михайловича Жемчужникова (Лев Жемчужников был другом Тараса Шевченко) прапрабабке не нужно было менять фамилию при замужестве - как была Нарышкина так и осталась. Дарья Кирилловна и Иван Львович приходились друг другу роднёй кажется в пятом колене и носили одну и туже фамилию. К братьям Жемчужниковым, писавшим под псевдонимом Козьма Прутков, супруги Нарышкины также имеют прямое отношение - это и их предки тоже. Кстати в генеалогическом древе  Жемчужниковых имеются и другие браки между дальними родственниками. Брак без смены фамилии, как у Нарышкиных, среди предков наших знаменитостей вовсе не единичный случай. У  Петра Яковлевича Чаадаева, например, бабушка с дедушкой  были дальними родственниками носившими одну и туже фамилию - оба были из рода князей Щербатовых. Кажется  и у троюродных родственников писателя Ивана Бунина наблюдается похожая картина - оба родителя большого семейства родились Буниными. Не буду перегружать текст их именами и отчествами и именами их многочисленных детей.

  А всё-таки,  можно ли подобные пересечения в родовых деревьях всех без исключения наших знаменитостей XIX-го века считать правилом? Вопрос сложный и требующий отдельного изучения. Я думаю, что подобных вышеприведённым, найдётся предостаточно примеров. Но примеры - это не главное. Не по всем выдающимся деятелям проведены подробные и  глубокие генеалогические исследования - не во всех случаях имелась такая возможность. Главное то, что прослеживается определённая тенденция. И объяснить её достаточно легко. Даже если во времена Пушкина или Толстого в высшем обществе фигурировало несколько сотен фамилий, все эти фамилии, их носители, так или иначе связаны были с парой десятков мужей славных вышедших из "немец",  также как пушкинский предок Ратша или толстовский легендарный Индрис, или из "воряг", или скажем из земли татарской или литовской. Кто либо из двух десятков подобных легендарных мужей, и очень часто у высшей аристократии ещё и Рюрик с Гедимином - это непременная, обязательная составляющая генеалогического древа множества представителей российской культурной, политической и военной элиты XIXвека. На протяжении веков неравные браки в слоях высшей аристократии крайне не приветствовались, именно поэтому пятиюродные брат с сестрой так часто становились супругами - выбор был ограничен. И когда человеку не очень родовитому удавалось приблизиться к высшему обществу благодаря своим талантам и достоинствам, или сделать это всеми правдами и неправдами, почти всегда такой человек, чаще всего через своих детей, стремился породниться с аристократией, с представителями древних родов. 

   А как обстояло дело у провинциального дворянства? Род Буниных, например, к высшей российской аристократии не относился, он  относился к провинциальному дворянству. Но и в кругу провинциального дворянства действовали похожие законы, что и в высшем обществе. Единственное отличие состояло в том, что провинциальное дворянство часто было ограничено при выборе супругов ещё и географическим фактором - в брачные союзы вступали в основном соседи, и не страшно что они, соседи-новобрачные, были друг другу родственниками в четвёртом колене, выбор то был не богатым.

  Есть у меня ещё один, прямо скажем, шокирующий пример. Сергей Рахманинов, великий русский композитор, женился на своей двоюродной сестре, Наталье Сатиной. В данном случае всему причиной и виной любовь. Это она все трудности превозмогла и препятствия  преодолела. Но настолько близкая родственная связь между супругами, поистине что-то из ряда вон выходящее.

 

Используемая литература:

С. Б. Веселовский «Род и предки А. С. Пушкина в истории»

М.О. Вегнер «Предки Пушкина»

Н.К. Телетова «История рода Ржевских»

Ю.Д. Гончаров  «Предки Бунина»