Река времени

Вячеслав Козлов
Говорят, что если мысль пришла в голову, значит, где-то она уже была, так как человек – существо слабое и выдумать что-то новое сам не может. Если бы мог, то он был бы творцом, создателем того, чего еще не было.

Поэтому за пришедшую мне в голову мысль я не отвечаю. Видимо, где-то это уже есть, а я только отражаю действительность.

Я о времени. Время – загадочная штука. Все никак не могу осознать его природу. Вам наверняка случалось сожалеть о чём-то сделанном неправильно. Вот только что тут на полке стояла великолепная хрустальная ваза, а теперь – лишь осколки на полу. Как хочется вернуться на мгновенье назад и сделать все правильно! Но нет. Неумолимое время не позволяет. Оно, видите ли, течет только вперед. И такая обида охватывает, такое чувство, что это неправильно, не должно так быть.

Аналогичное чувство возникло у меня, когда мне было шесть лет, и я узнал, что умру. Как это? – удивлялся я – не может этого быть, это неправильно! Моя душа не принимала этого всем известного факта, она протестовала. Через много лет я узнал, что душа человека бессмертна, и понял, что был тогда прав. Чувство не подвело меня. Так может быть я и сейчас прав, может быть, время течёт не только вперёд, как чувствует моя душа?

Подумайте, река времени перемещает нас в одном направлении откуда-то куда-то. Перемещает весь мир, всё сущее. Это значит, что где-то, точнее говоря, когда-то нас уже нет, а где-то мы когда-то будем. Получается что мир не находится в равновесии. Из одного – из прошлого – всегда вытекает, а в другом – в будущем – всегда прибавляется. Мир постоянно перетекает из одного в другое. Так и опрокинуться недолго.

Это предположение подкрепляется вторым началом термодинамики. Все процессы ведут к хаосу. Но почему же этот хаос не настал? Времени не хватило? Почему существуют сложные упорядоченные системы? Почему существует человек? Значит, существует обратный поток – от хаоса к порядку.

Если мир равновесен, стабилен, устойчив, то этот обратный поток должен существовать и во времени – поток из будущего в прошлое. Как в обычных реках вода течёт в море – это прямой поток. Но потом она испаряется, поднимается в небо, чтобы выпасть на землю дождём. Это обратный поток. Она всегда возвращается. Может быть, и река времени действует аналогично: здесь она несёт нас прямо, а где-то в другом месте или в другом пространстве она движется обратно.

Подумайте, что было бы, если бы время пошло назад. Люди сначала умирают, потом молодеют, потом рождаются. Кислое молоко со временем свежеет. Уроненный предмет летит вверх и обязательно попадает в руку. Думаете было бы неудобно жить? Нет! Люди этого даже не заметили бы. Это если смотреть из нашего времени, тогда кажется, что всё наоборот. А если смотреть из их времени – из обратно текущего времени, то всё нормально. Их психика, их мышление, их логика – всё идет наоборот. Они жили бы точно так же, как и мы. А может быть и живут?

Другой вариант. Все мы знаем, что Бог всемогущ. Он видит будущее. А что значит видеть будущее? Это значит, воспринимать его, то есть находиться в нём. Если он может находиться и в настоящем, и в будущем, это значит, что на самом деле, Он не находится в них, Он находится над ними. Наверное, Он должен охватывать оба потока: и прямой, и обратный. Получается, Он существует везде и всегда. Может быть, поэтому Он способен творить, то есть создавать из хаоса порядок, из праха создать человека, то есть воспользоваться обратным потоком времени и обратным потоком энтропии.

Конечно, вдумчивый читатель скажет, что мы залезли в такие дебри, что даже вообразить невозможно. Но мы же вообразили, а поскольку не может человек выдумать того, чего нет, стало быть, оно так и есть.