В плену лабиринта иллюзий

Галина Гостева
   
    Сколько лет с того дня прошло, столько и вспоминаю 22 апреля 1970 года с  интересом и недоумением одновременно. И не только потому, что в тот день исполнилось ровно сто лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. И, конечно же, не потому, что тогда в городе Абакане проводился грандиозный Ленинский Субботник в ознаменование такого события.

    Студенты Абаканского Педагогического Института вместе со всеми горожанами  с лозунгами и песнями, с граблями, лопатами и метлами после обеда вышли в радостном, приподнятом настроении на свои закрепленные участки, чтобы  убрать их от полусгнивших за зиму опавших листьев, от разного мусора и произвести посадку  молодых  деревьев.

     Музыка, шутки, смех звучали со всех сторон. Веселье студенты  поддерживали  и частыми глотками из банок с надписью « Вишневый сок». Теперь уже можно признаться,  что вместо сока в банки было налито фруктовое вино по цене 1 рубль 30 копеек за пол-литра.
 
     Стояло весеннее  двадцатиградусное тепло. Чудесная, безветренная погода  плюс разогрев от « бормотухи» заставили всех скинуть с себя куртки и  работать только в спортивных костюмах.

     Нам, будущим выпускникам английского отделения факультета иностранных  языков, достался самый грязный участок заброшенного Черногорского сада. Когда работа подходила к завершению, мне, как дежурной по комнате 525 общежития, позволили уйти раньше, чтобы я смогла приготовить праздничный обед.

      Взлетев на крыльях 19-летней бесшабашности и задора по лестнице на пятый этаж, подбежав к нашей комнате, открыла дверь ключом и так и оставила его в отверстии замка. Сменив одежду, я повернулась к двери и ойкнула от испуга, увидев, как незнакомый мужчина лет 30 с гитарой в руках,  неслышно войдя  в комнату, запер дверь на ключ и  спрятал  его в кармане брюк.

      Сурово глядя на меня, словно голодный удав на попавшегося кролика,  он жестами приказал мне молчать и сесть на стул у стола.  Молча, почти в шоковом состоянии, я села на стул и приготовилась к самому худшему, мысленно кляня себя за то, что оставила ключ в двери.
 
      Незнакомец неожиданно попросил меня налить ему  водки. Я развела руками, отрицательно покачав головой.
 -  Тогда  собери что-нибудь поесть, - приказал он мне.

      Я, не раздумывая, схватилась за пакет с картошкой и начала очищать ее от кожуры.    Пока я чистила картофель, он играл на гитаре и вполголоса пел хрипловатым голосом:
«Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал».

      Одна песня сменяла другую. Это были песни Владимира Высоцкого, которые мы часто со смехом напевали сами воскресными вечерами, собравшись с друзьями за бутылкой самого дешевого  Вермута:
«А что же мы?  - и мы не хуже многих.
Мы также можем много выпивать.
И бродят многочисленные йоги,
Их, правда, очень трудно распознать».

      Услышав следующую песню, я чуть не  рассмеялась  вслух  от неожиданности, так как часто слышала ее из комнаты напротив. В ней жил Василий Кравцов, бессменный  руководитель нашего стройотряда, единственный на этаже любитель утренней физзарядки:
« Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус, три – четыре,
Ширится, растет заболевание.
Если хилый ,  сразу в гроб,
Сохранить здоровье  чтоб,
Применяйте, люди, обтирание».

     Внимая песням, я успокоилась окончательно и даже стала тихонько мурлыкать слова вслед за гитаристом:
«Тут  поднялсЯ  галдеж и лай,
И только старый Попугай
Громко крикнул из ветвей:
- Жираф большой  -  ему видней!»
Получив незачет или двойку на экзамене,  мы обычно говорили про преподавателя:
 - Жираф большой  -  ему видней!

    Очищенную картошку я залила в кастрюле водой из графина, взяла с собой соль и хотела выйти из комнаты, чтобы помыть, а затем отварить картофель на плите в кухне. Незнакомец так и не разрешил мне выйти в  коридор с кастрюлей:
 - Мечтаешь смыться от меня, хитрюга?!

    Гитарист прекратил петь и насмешливо стал выспрашивать меня о том, что я знаю о Владимире Высоцком. Конечно, тогда я знала о певце не так уж и  много. Словно на экзамене, я стояла перед ним на вытяжку с кастрюлей в руках и лихорадочно пыталась выложить ему все, хранившиеся в памяти, сведения:
- Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. Известен, как поэт, бард, актер. У нас есть магнитофонные записи с его песнями. Преподаватели запрещают нам слушать записи с его песнями, так как в 1968 году его творчество было подвергнуто резкой критике.

    - И это все, что ты знаешь обо мне? – недовольно уточнил он.
   -  О Вас я вообще ничего не знаю, так как  вижу Вас впервые в жизни.
Хитрить и врать я  вообще не умела. Лучше бы мне тогда промолчать.

    -  Посмотри внимательнее на меня! Неужели, не узнаешь меня? – уже с нескрываемым раздражением стал он допытываться у меня.
   - А кто Вы?  Разве мы были знакомы раньше? – уставилась я в испуге на него.

     Из внутреннего  кармана  куртки он достал 2 фотографии с изображением
красивых молодых женщин: - Смотри! Это моя первая жена, Иза Жукова. Мы с ней вместе учились в школе-студии МХАТ. Жили с ней на Первой Мещанской улице с осени 1957 года. Официально зарегистрировались только в 1960 году.

    - А это моя нынешняя жена, Людмила Абрамова. Живем вместе с 1962 года.
Поскольку Иза долго не давала мне развода, то брак зарегистрировали только 25 июля 1965 года. Ну, дошло до тебя, наконец, кто я?  Чуть не плача, я отрицательно затрясла головой.

    - Да, ты совсем тупая, как я посмотрю. Может тебе еще и мой паспорт показать? Жаль, что у меня его нет сейчас с собой. Вот, лучше послушай отрывки песен  и скажи, чьи они?

     Перебирая пальцами струны гитары, низко опустив голову, он запел с каким-то  душевным надрывом:
« Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты».

     Один куплет сменялся другим:
«Если б не смерть, ходил бы тогда
Тоже героем…»

     Я слушала и меня словно морозом по коже прошибло:
«Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
Он осколков беречься не стал»

     Никогда раньше не слышала этих песен и не знала, кто их автор. Столько боли чувствовалось в его исполнении, что слезы непроизвольно потекли из моих глаз, когда он пропел следующую песню:
«Она вынесет все, переждет.
Не записывай землю в калеки.
Кто сказал, что земля не поет,
Что она замолчала навеки…
Ведь, земля  -  это наша душа.
Сапогами не вытоптать душу».

     В это время в коридоре послышался топот множества ног. Кто-то шептал в замочную скважину : -Галя! Ты жива там? Мы сейчас откроем дверь запасным ключом.  Ничего не бойся. Отойди подальше от окна и двери. Мы спасем тебя. Не бойся! Он не опасен! Пусть он поет!

     Прикрыв глаза, мужчина, отрешившись от реальности, пел, не глядя на меня  и не слыша того, что происходило в коридоре:
« Он мне спать не давал,
Он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя»

     Почти одновременно из отомкнутой распахнутой  двери и из открытого окна по пожарной лестнице в комнату стремительно влетели люди в белых халатах и милиционеры.

     Санитары  набросились на гитариста, надели на него смирительную рубашку и вывели из комнаты, не сказав мне ни единого слова.

      В коридоре толпились студенты и преподаватели, вернувшиеся с Субботника. Они мне и рассказали, что из психиатрического отделения сбежал больной, который  возомнил себя Владимиром Высоцким.

     Хорошо, что напуганная вахтер, мимо которой он стремительно пробежал за мной, не смотря на ее запрещающие крики,  позвонила в милицию. Там  уже знали о сбежавшем больном. Связавшись с врачами, они прибыли вместе в общежитие. А уж по звукам гитары определили, в какой он комнате находится.

     От пережитого страха я сначала смеялась вместе со всеми, а потом начала плакать навзрыд. Взяв с меня объяснительную, насчет произошедшего, пожилой милиционер погладил меня по голове, сказав: -  Повезло тебе дочка, что он не буйный, а просто помешанный на песнях Высоцкого. Ключ больше никогда не оставляй снаружи двери. Урок это тебе на всю жизнь. Мало ли кто может войти и все что угодно сотворить с тобой. Люди они разные бывают.
 
     Ночью я так и не смогла уснуть, переваривая в мыслях встречу с гитаристом.
Утром я пошла к нашему преподавателю по психологии, чтобы уточнить, как называется эта болезнь, которой страдает гитарист. Возможно ли, что  у него шизофрения?

     Она, выслушав меня, обстоятельно  пояснила:
-  Никакой он не шизофреник, страдающий  раздвоением личности. Возможно,  у него диссоциативное расстройство идентичности. А скорее всего, он страдает эскапизмом. Возьми вот у меня брошюру об эскапизме.

     Так впервые я услышала об этой странной патологии. Эскапизм  - бегство
человека от скучной, серой реальности в мир фантазий и иллюзий, в котором он чувствует себя героем, творческой личностью, знаменитостью.

     Таким образом, странная встреча в студенческие годы с тем гитаристом, пробудила во мне жалость, сострадание и искреннее желание оказывать помощь личностям, которые по тем или иным причинам не способны раскрыть свое Я в нашей реальной жизни.

    Позднее, работая в школе, мне приходилось часто встречаться с подростками, которые пережив какую-то травму, испытывая трудности в учебе и в отношениях с одноклассниками, « убегали» то в болезнь, то в путешествия в другие города, то в придуманную жизнь своих кумиров. Они как бы создавали себе новый мир, в котором  пытались реализовать все свои мечтания. Ведь, нереализованные мечтания - источник  нарастающей неудовлетворенности собой, ведущий к комплексу неполноценности.

    С появлением компьютерных игр количество таких людей еще больше увеличилось. Все эти виртуальные игры легко открывают двери в другие реальности, где игроки проявляют свои придуманные способности и таланты. Другими словами, это их сон наяву.  Бегство в мир фантазий дает им возможность почувствовать себя полноценными личностями. Эскапизм позволяет им жить жизнью придуманных героев. Такова игра разума.

     Опасность в том, что человек может потеряться в этом новом мире, превратив  его из временного убежища в постоянное. Человек может заблудиться в лабиринте своих же собственных фантазий. Отдушина может поглотить его целиком, негативно влияя на его психическое и физическое здоровье.

     Родным и близким его необходимо помочь человеку вырваться из фантазийного плена; научить его смотреть на жизнь без розовых  очков, принимая ее такой, какая она есть.Для этого надо укреплять силу воли и духа личности, чтобы научить
держать удар перед повседневными проблемами.

    Лучшее лекарство от эскапизма -  жить своей собственной жизнью, а не жизнью воображаемых героев.

      Пояснения.
 В тексте взяты строки из песен В. Высоцкого:
« Если друг оказался вдруг». 1966 г.
« Песня про  йогов»  или « Чем славится Индийская культура».  1967 г.
« Вдох глубокий, руки шире». 1968 г.
« В желтой жаркой Африке».  1968 г.
« На братских могилах». 1963 г.
« Мне этот бой не забыть нипочем».1964 г.
« Полчаса до атаки». 1967 г.
« Кто сказал  « все сгорело  дотла». 1969 г.
« Он не вернулся из боя». 1969 г.