Роман с продолжнием

Валентин Суховский
     Лида не в первый раз попала в Крым, но  в советское время была ещё совсем молодой и ещё одинокой. Вспыхнула любовь, потом десять лет счастливой жизни до приезда её матери, которая встревала в их разговоры, разжигая ссоры, а то и прямо провоцировала, иногда без всякого повода бросалась на зятя с ором, как цепная собака. Их дочка Нина от этой ругани стала нервной и однажды даже набросилась на бабушку с кулачками, крича:
  -Папа хороший, а ты плохая! Мы без тебя очень хорошо жили.
  Лида пробовала останавливать мать, но безуспешно.
  И один раз, когда её Миша пришёл сильно выпивший, а выпивать он стал с приездом
тёщи, между ними вспыхнула ссора и зять, доведённый тёщей до белого каления, огрел её табуреткой.
 В самый разгар судебного заседания  из коридора, открыв дверь, вбежала Нина и со слезами на глазах закричала:
  -Папа очень хороший, ласковый и добрый, а бабка Яга злая. Она его всегда первая ругает и оскорбляет, а он только отвечал сначала, как ни в чём невиноватый. А тут она его довела. Папины друзья называют её стервой, хамкой, извергом. Ведь так, дядя Витя?!
 -Девочка совершено права. Такого бы издевательства никто бы не выдержал. Доведись до меня я бы просто выбросил за дверь, как паршивую тварь! - в сердцах сказал дядя Витя.
  -А вам, свидетель, слова ещё не давали - сказала судья.
  Друзья Миши развернули самодельный плакат "Даёшь справедливый суд! Мы за правду!"
  Когда слово дали Лиде, она обнимая Нину, раскрасневшуюся и в слезах , также вся заалела лицом и срывающимся голосом сказала:
   -Хоть она мне и мать, но мне больше всего жаль ребёнка и мужа также жаль. Мать моя виновата во всём, она унижала и оскорбляла мужа. Как привыкла отца моего ругать и во всём винить. И отец из-за её постоянной ругани стал пить, и муж мой за десять лет ни разу пьяный не был, а из-за ругани моей матери стал выпивать.
   Приговор суда был такой: Михаилу два года условно, а тёще вернуться в свою деревню и не вносить смуту в семью.
   Правда прежняя идиллия не вернулась, а когда Миша с друзьями ездил на помощь с уборкой в колхоз, выходя после работы с бутылкой из магазина, он столкнулся с тёщей и сильно в ответ на её отборную ругань, побил. Свидетели начало не слышали, только то, что он колотил пожилую женщину. И ему дали два года уже по-настоящему. На химии, как тогда называли работу, на которой были заняты осужденные, у него стал портиться характер. Это Лида заметила за две поездки к нему, а в третью поездку нашла его в больнице с открывшейся язвой. Если до стычек с тёщей Миша курил мало, потом всё больше, а теперь уже до пачки в день доходило. Вскоре его освободили, но на прежнюю работу, не смотря на уговоры друзей, не восстановили. А дальше пошло всё хуже и с работой, и в семье, а Лида ничем не могла ничего поправить, несмотря на все старания уже не столько ради себя, сколько ради дочери. Погиб Михаил, спасая на дороге девочку, которую он, выпивши, принял в потёмках за свою дочь. Лида год после этого ходила, как в воду опущенная.
    А тут подвернулась поездка в Крым и новая любовь. Отношения сначала были дружеские, а потом Семён спас Лиду, далеко заплывшую от берега и стал для неё почти родным и близость между ними всколыхнула чувства. Он был разведённый, она вдова. Решили полгода пожить гражданским браком. Нина помнила отца и к отчиму относилась прохладно, хотя в целом терпимо до приезда бабушки, которая нового зятя невзлюбила не меньше прежнего и стала крыть его отборной бранью.
   Произошло неожиданное. В отсутствии Лиды Нина стала защищать Семёна.
  -Ты моего папу в могилу свела и нового маминого мужа, которого она любит, тоже хочешь со свету сжить. Никогда тебе не прощу смерть папы! Убирайся!
   И наставила на бабку игрушечный, но похожий на настоящий пистолет и та испугалась решительной внучки, которой исполнилось тринадцать лет.
   Через месяц Семёна взяли на  военные сборы  на три месяца. В соседнем городке у Лиды жила тётка и она приехала на свиданье с гражданским мужем.
   -Да у нас роман с продолжением - ,полушутя сказал Семён,- пожалуй, если повысят в звании, придётся жениться и отметить это дело в Крыму.
   -А дочку возьмём?- счастливо улыбаясь, спросила Лида.
    -Обязательно! А вот чтобы с тёщей мы не пересекались! И это моё главное условие!