За тайной Звезды Юга - в страну алмазов!

Николай Бичехвост
Мы все, так или иначе, дети Жюль Верна.
                Рэй  Брэдбери

Мне ничего легко не дается... Чтобы роман понравился, нужно изобрести            совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку.
                Жюль Верн

           Украшенный сединой Жюль Верн подошел к огромному глобусу, стоящему в его библиотеке. Этот земной шар был испещрен замысловатыми маршрутами героев его книг, цепко охватывая  страны и континенты. И взметывались над ними смертоносные  штормы и злой песок пустынь, звенел свирепый арктический вихрь... Но  глаза писателя остановились на знойной Южной Африке,  землях буров-переселенцев – там будет накаляться крутая интрига его нового романа, приключенческая  и фантастическая.

            «А время идет горячее! В тех полудиких краях  после открытия на берегах рек Оранжевой и Вааля месторождений алмазов в 1869-70-х годах, вовсю бурлит люд, - прикинул Жюль Верн. - Там возникает алмазная империя, которой управляет хваткий предприниматель англичанин Сесиль Родс. А сильная, нахрапистая  Англия  с целью захвата  золотых и алмазных копий на территориях бурских республик Трансвааль и Оранжевая,   развязала против них  в 1880 году  войну».

            Писатель подошел к огромной картотеке и достал выписку из  английского научного журнала за 1880 год. Она как раз нужна к интриге этого романа! Ученые ошеломили мир сообщением об опытах  по созданию искусственных алмазов! Заволновались биржи, маклеры и  владельцы  добывающих приисков – неужели наступит крах их  прибыльной деятельности с ценными  природными алмазами?!
           И Жюль Верн, плотно усевшись в своем кабинете, методично и выверено, лист за листом формирует роман, озаглавив его «Южная звезда». Именно формирует, шлифует, придает ему своим кипучим умом и пером законченную художественную форму, но не сочиняет сам его от корки и до корки. Почему так?
 Об этом необычном  казусе мы скажем далее.

         Давайте присмотримся. Стиль повествования «Южной звезды», при комбинированном сюжете, вполне соответствует литературной  манере  Жюль Верна.

         Вначале действие неспешно разворачивается, чтобы перейти к  крутому витку событий. Молодой инженер Мэрэ, надеясь разбогатеть в Южной Африке, влюбляется в мисс Уоткинс, дочь крупного владельца алмазных копий. Любовная линия следует вперемежку с лекциями Мэрэ  для девушки о химии и  искусственном получении алмазов. Вводятся положительные персонажи, как аборигены  Матаки, старый шлифовальщик алмазов Вандергаарт, труженик китаец Ли. И только с пропажей алмаза интрига, как подстегнутый горячим всадником конь, понеслась вскачь по тропической саванне.  Ведь Мэрэ, чтобы получить руку возлюбленной, должен обойти соперников и отыскать драгоценную  пропажу!

         Начинается бешеная погоня  за тайным похитителем, за «Южной звездой», с  чредой острых приключений!
 
         Автор постоянно напрягает внимание читателя  - ведь украден не абы какой алмаз, а самый красивый и крупный в мире! И вот розыски бесценной драгоценности  и его неопознанного вора ведут прямой тропой к событиям в Трансваале! В ход идут эффектные экзотические трюки, как бешеные скачки  фигурантов верхом на быстроногом страусе и жирафах, грот с несметными сокровищами и другие атрибуты для с горящими глазами, искателей приключений.

        Узнается опытная рука Ж.Верна в четком изображении положительных героев и их  антиподов, этаких злодеев и завистников. Бесценный  алмаз пробуждает самые корыстные устремления. Отрицательный персонаж  мистер Уоткинс – классный негодяй, но  фигура деловая и яркая, с алчными взглядами и  чертами характера, напоминающими короля алмазов  С.Родса. Этого Уоткинса, как и трех  коварных соискателей на руку его дочери, по воле писателя постигает неумолимая смертельная  кара. Писатель тверд  в своем  окончательном вердикте - всегда наступает расплата за ярую жадность, заговоры и предательство!

        Жюль Верн, наделенный обостренным чувством справедливости и свободы, с возмущением говорит о захватчиках-англичанах, посягнувших на независимость  бурского населения в Южной Африке. И  он, современник, оказался прав, ибо в результате англо-бурской войны к 1902 году было убито в боях и уничтожено в концлагерях англичанами более 30 тысяч буров, женщин, детей и стариков. 

         Писатель с явной симпатией повествует о темнокожих аборигенах Африки, как верные и толковые кафры Матаки и Бардик, что в век оголтелого расизма звучало весьма  вызывающе и  заставляло задумываться о равноправии белого и цветного населения.
       В то же время он оттеняет и не одобряет военные распри между племенами туземцев, домогающихся для этого в лице коварного и жестокого вождя Тонайа огнестрельного оружия от европейцев. Конечно, автор живописует  акварельной кистью  экзотическую, малоизвестную природу и оживляет ее  охотничьими вылазками искателей похищенного  бриллианта. Это были приметы той эпохи.
                Я пробрался в глубь неизвестных стран,
                Восемьдесят дней шел мой караван;
                Цепи грозных гор, лес, а иногда
                Странные вдали чьи-то города.
                И не раз из них в тишине ночной
                В лагерь долетал непонятный вой.
                Мы рубили лес, мы копали рвы,
                Вечерами к нам приходили львы.
                Но трусливых душ не было меж нас.
                Мы стреляли в них, целясь между глаз.

      Однако не всем книголюбам известно, что у романа «Южная звезда»  есть не одна, а две тайны. И если первую читатель с помощью Жюль Верна благополучно раскрывает, претерпев с героями мыслимые и немыслимые приключения, то вторая была надежно спрятана во тьме прошлого.
 
      Эта тайна раскрылась так. Однажды в Национальную библиотеку Франции, более полусотни  лет назад, поступил архив  солидного издателя Этцеля. Он печатал в своем журнале приключенческие и научно-фантастические произведения Жюль Верна в серии «Необыкновенные путешествия» и заключил  пожизненный  договор с писателем  о предоставлении ему не менее трех романов в год.
        Опытный Этцель рискнул  на необычное сотрудничество с молодым и неизвестным автором - и не ошибся! Кроме немалой прибыли издателю, славы и устойчивого гонорара Ж.Верну, они стали близкими друзьями, обсуждали в переписке  планы будущих романов, их детали,  порою   крепко спорили, не соглашаясь друг с другом.

             Однако ни блеск золотых барышей, ни свет всемирной славы, ни творческие размолвки, не могли уничтожить их крепкое содружество! Но они скрывали свою деловую и личную переписку от посторонних глаз, и она  долгое время оставалась тайной за семью печатями!

           Поэтому сотрудники Национальной библиотеки, в предвкушении раскрытий загадок, буквально впились глазами и руками в ранее не недоступные  им  архивы Этцеля! Ведь в нем  находилось более восьмисот неизвестных писем Жюль Верна! Открытия следовали одно за другим. Одним из сногсшибательных оказалась тайна написания романа «Южная звезда»!

          Пытливый литературовед Симона Вьерн, исследуя в 1966 году этот архив, выяснила, что бежавший в Англию из ссылки на о.Новая Каледония парижский коммунар и журналист Паскаль  Груссе, вступил в деловые отношения с  Этцелем. Груссе заинтересовал его циклом занимательных повестей «Жизнь школы во всех странах», близким  по духу к жюльверновской серии «Необыкновенные путешествия», и  рукописью романа «Наследство Ланжеволя».

        Последнюю  Этцель выкупил у бедствующего Груссе за полторы тысячи франков. По настоянию Этцеля Ж.Верн переработал, правда, с неохотой, сырую и неумелую рукопись, которая под его именем и с названием «Пятьсот миллионов бегумы» вышла в свет в 1879 году. Так появилась книга, фактически созданная двумя авторами, но издававшаяся под одним именем Жюль Верна.

         Шло время. Далеко не молодой Ж.Верн писал Этцелю, что устает от повышенной литературной работы, запас  необычных сюжетов им  почти исчерпан и  все труднее их придумывать. В тоже время читатели европейских стран привыкли ежегодно получать новые сочинения  Ж.Верна, которые приносили  наибольший доход фирме Этцеля. Желая облегчить писателю творческую  работу и   не дать иссякнуть этому роднику, Этцель выкупает у нуждающегося  П.Груссе (псевдоним Андре Лори), вторую рукопись под названием «Северная звезда» и права на нее. Он передает ее для  художественной  переработки Жюль Верну. Все это совершалось под большим секретом.

      Заметим, что ту эпоху секретное сотрудничество было распространенным среди  именитых мастеров пера.
Это давало им  возможность за счет помощников-«негров» экономить силы и время и быстрее наполнять свои кошельки. Тот же  современник Ж.Верна знаменитый А. Дюма, (который опекал и подбадривал его), содержал целую  группу таких помощников, которые затем предъявили к мэтру в суде  иски, что отнюдь не умаляло его славы.

      Под рукой  Ж.Верна «Северная звезда» была тщательно отшлифована и превратилась в ограненную «Южную звезду», названную по аналогии со  знаменитым тогда алмазом «Звезда Южной Африки», найденном случайно на ферме у р. Оранжевой. Пройдя через руки перекупщиков, он был  продан за баснословную сумму в туманном Альбионе.

         Хотя бойкое перо Ж.Верна и прошлось по рукописи П. Груссе, придав ей блеск, опытные литературоведы  усматривают в законченном романе явные  следы его первого автора. 

        Задумаемся и мы! Жюль Верн полагал, что  в его романах сюжеты любви и женщины отвлекали бы  внимание от  подвигов мужчин на поприще опасных путешествий, приключений и фантастики. Поэтому он  уклонялся от  введения  в  романы  женских образов, (может и  вследствие духовной отдаленности с женой Онориной).

          И вдруг в «Южной звезде» главной интригой является его Величество любовь! Он прекрасно и мило описывает мисс Алису Уоткинс  и  ее чувства  к Мэрэ. Весьма вероятно, что образ обаятельной Алисы выписан пером Паскаля Груссе. Внук Ж.Верна в своей монографии признает ее «самой женственной из героинь автора», которая  в африканской глуши «не только отличная хозяйка, она образованна, очарование и нежность сочетаются в ней с живым умом».
     И еще. Коммунару и изгнаннику П.Груссе, с его приверженностью  к идеалам социальной справедливости, полагаем,  принадлежит и колоритный образ еврея  Вандергаарта, в лице которого торжествует социальная  правда униженных и изгнанных граждан.
      Думается, что сквозь авантюрный сюжет в «Южной звезде» просматривается и философский подтекст. Ведь погоня за самым красивым алмазом в мире заканчивается тем,  что он распадается, разлагается во время урагана, как бы символизируя, что безудержная, алчная  гонка за сокровищами  в вихре вечного времени, весьма напрасна.

         «Мы обманываемся, веруя в материальные блага мира, они становятся самоцелью, и в тот самый миг, когда нам кажется, что мы держим их в руках, они рассыпаются, от них не остается и следа. Жажда золота влечет за собой одни несчастья, в ней все зло, в том числе порабощение народов, независимо от того, белые они или черные».
        И мы, пожалуй, согласимся с этим проницательным мнением к «Южной звезде» внука писателя Жана Жюль Верна.
 
      Французским читателям роман впервые был предложен в журнале Этцеля «Magasin d’;ducation et de R;cr;ation» в 1884 году под названием «Южная звезда. В стране алмазов» с чудесными иллюстрациями Л.Бенетта.

        В России первое издание романа появилось в 1886 году в Москве. В 1907 году его получили  читатели в полном собрании сочинений Ж.Верна,  выпускаемого крупным санкт-петербургским  издателем П.П.Сойкиным.
        Смеем надеяться,  что когда откроются полностью архивы коммунара, каторжника и писателя П.Груссе (Андре Лори), то в них обнаружатся  и другие интересные документы о его соавторстве с Ж.Верном. 
           Для юношества многих поколений  роман «Южная звезда» словно глоток родниковой воды - никогда и ни в чем   не сдаваться, не отчаиваться и  мужественно идти  к поставленной цели!
 
                Николай Бичехвост,  член Союза журналистов России,
                Волгоград, 2017 г.