Необходимо ли Русской Православной Церкви покаяние

Татьяна Васса
Необходимо ли Русской Православной Церкви покаяние?

Необходимо ли РПЦ покаяние, как религиозной организации?
О покаянии Церкви речи не идёт, так как она – собрание душ святых, и "врата ада не одолеют её".
Могут сказать, что покаяние, как акт, относится только к личности. Ну, тогда, можно сказать иначе: признать свои ошибки.
Почему возник этот вопрос о покаянии? Думается, что нужно начать издалека, от Любви, которой многим так не хватает...
В Евангелии сказано, что Бог есть Любовь. Но мы – большие умельцы замусолить любую святыню. И у нас одно и то же слово "любовь" применяется по отношению и к борщу, и к человеку, и к Родине, и к Богу. 
Если сказать по-другому, то принято разделять любовь по отношению к предмету любви. Например, любовь к мужчине или женщине – один вид любви, к родителям – другой, к братьям и сестрам – третий, к родине – четвертый, к Богу... иная любовь.
Разные ли должны быть эти чувства? Думается, что нет. Как может быть разным одно и то же чувство? Это проявления разные, разные действия по отношению к разным объектам чувств. По отношению к любимому человеку мы совершаем одни действия, по отношению к родителям – другие, иная забота у нас о Родине.
Но, что же это за чувство – любовь?
Лучше апостола Павла, на мой взгляд, никто не дал определения:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Что это перед нами?
Спросим себя честно, имеем ли мы внутри это чувство?

А, вот, что говорит нам наука психология о другом чувстве, которое она назвала отождествлением.
Что такое отождествление? Психология обычно рассматривает это явление как срастание личности с чем-то внешним по отношению к ней самой. 
Чтобы не утомлять научными терминами, сразу пример, который приводят психологи, в частности психолог Олег Сатов:
Возьмем для пущей наглядности какого-нибудь ярого футбольного болельщика. Что с ним происходит, когда его любимая команда выигрывает? Он испытывает прилив положительных эмоций, он рад победе и горд достижениями команды точно так же, как если бы он сам был ее частью, как если бы он сам забил решающий гол.
А что с ним происходит, когда команда проигрывает? Он на полном серьезе чувствует себя несчастным – он испытывает горе и стыд, как если бы это было его личное поражение, как будто это он дал неправильный пас или собственноручно пропустил гол. Он злится на свою команду потому, что бессознательно чувствует себя соучастником их проигрыша, но не хочет брать на себя за это ответственность.
В этом примере болельщик отождествил себя с командой, за которую болеет. То есть, даже не так: «боление» за команду – это и есть самая примитивная форма отождествления. Для болельщика «Я – это моя любимая команда», «Ее победы – мои победы, ее поражения – мои поражения».

То же самое мы можем применить и к Родине. Отождествление себя со страной, семьёй, с местом, где родился... Попробуй, задень, скажи кто другой, что наша страна вовсе не величайшая, что мы - отсталый народ, что семья наша дрянь, а место, где мы родились - гадкое захолустье... И вот у нас уже желваки, кулаки, обиды, слезы.
Это, что касается внешнего отождествления.
А еще психология выделяет другой вид отождествления - отождествление с внутренними ценностями: 
Приведу пояснение того же психолога, потому что удачнее описания пока не встречала:
Есть наша сознательная личность со всеми ее чертами и качествами. Под давлением воспитания, часть своих качеств, которые поощряются родителями и обществом, мы складываем в стопочку под названием «Персона», а все остальные прячем с глаз долой в сундук под названием «Тень». 
Таким образом, получается, что Персона содержит те наши врожденные и приобретенные качества, которые позволяют нам получать всеобщее одобрение. Персона – это наша маска, подставная личность, первоначальная задача которой обмануть окружающих и получить от них любовь, признание и прочие бонусы.
Персона содержит в себе наш характер, который мы десятилетиями взращивали и оттачивали, наши идеалы, наши драгоценные принципы, вызывающие восхищение в чужих глазах. Персона – это ложь всей нашей жизни, которую мы возводим в высшую ценность, называя это своей индивидуальностью и уникальностью.
Но до тех пор, пока мы врем только окружающим, ничего страшного не происходит. Проблемы начинаются тогда, когда мы сами начинаем верить в свою ложь, когда маска перестает быть маской и становится лицом – то есть, когда мы отождествляемся со своей Персоной. Так происходит погружение в мир ценностей того социума, в котором Персона была сформирована.
С этого момента человек начинает искренне верить в абсолютное значение социальных ценностей – той условной системы координат, которая определяет, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в рамках данного конкретного социума.
На этой почве и возникают все самые серьезные социогенные неврозы, поскольку всякий внутренний конфликт в своей основе имеет как раз столкновение абсолютных ценностей с условными. Когда отождествления с условными ценностями нет, абсолютные легко берут верх в любом споре, и человек безо всяких внутренних терзаний живет в согласии со своей природой. Но когда отождествление уже случилось, условные ценности набирают достаточный вес, чтобы давление в психическом паровом котле резко начало расти. Последствия очевидны".

Теперь приведу пример из религиозной жизни. Скажите, встречались ли вам люди в церковной ограде, которые на словах утверждают, что любят людей и Бога. А тронь его, всю эту "любовь" на тебя так изольёт, что запомнится надолго. 
Здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как отождествление с внутренними ценностями. То есть человек очень искренне врёт себе, что у него с любовью и с верой полный порядок, а это другие – неправильные и неправославные какие-то.
Отождествление с православной верой...
Святые отцы называют это явление прелестью. Оно известно давно и считается одним из опаснейших состояний в духовной жизни.
Если перевести на современный язык, то святые отцы рекомендуют не врать другим, а тем более себе о себе самом, а если хочешь спасения и исправления, то прибегай к покаянию, а не создавай себе Персону из лжи, чтобы она тебя не поглотила.  Покаяться-то, как мы знаем, можно всегда, из любого места, а не только на исповеди у священника.
Итак, мы с вами имеем два явления: Любовь истинную, которая способна объять собой не только Родину, семью, отчий дом, а и весь мир этот дольний и весь мир горний и Бога. И мы имеем отождествление, нередко эгоистично-гордящееся, попирающее других.

Но, если мы обнаружили, что истинной любви не имеем, то как нам до неё добраться? Ведь только она, истинная любовь, способна сделать нас по-настоящему счастливыми. Без любви мы вынуждены гоняться за быстропроходящими удовольствиями, которые предлагают нам отождествления. А у удовольствия есть всегдашний напарник - разочарование.
Добраться до любви можно и даже очень нужно. И скажу без обиняков, добраться можно только в православии – живым, правдивым путём.
Но мы можем сказать, что мы же всё делаем, как нас учили: прибегаем к исповеди к Святому Причастию, молимся, и всё это делаем искренне, от души. Отчего же не рождается в нас любовь? И не видим мы её вокруг в массовом, если так выразиться, порядке. Может быть, любят, но скрывают?
Почему любовь сейчас такая редкость, почему она по пророчествам Библейским всё больше оскудевает, есть печальные соображения...
Два вопроса, которые встали передо мной, ответы на которые мне хотелось найти:
Первый вопрос: отчего в Октябрьскую революцию крещеный люд в массовом порядке пошёл рушить церкви, сбивать кресты с куполов и сбрасывать с колоколен колокола? Почему на священников так набросились и стали активно бороться с религией. Как-то слишком быстро, в одночасье... Это что за крепкая вера такая в народе была, о которой принято сейчас говорить, мол, вот раньше была страна наша православная верой крепка и благообразием, не то, что нынешние развратные времена... Была ли это вера? И была ли она крепкая?
И второй вопрос: отчего в русских народных сказках, в которых большое обилие таких действующих лиц, как представители духовенства, ни одного нет положительного персонажа из них – все отрицательные? Тут нужна небольшая ремарка. Дело в том, что до революции на Руси, практически, не было детских сказок, а были все сказки взрослые. Многие, говоря современным языком, даже 18+. А, как говорится, глас народа – глас Божий.
Уже этих двух вопросов достаточно, чтобы глубоко задуматься, что что-то здесь не так.
Ответы на вопросы лежали не то чтобы на поверхности, а находились они, вернее, указывали на ответы главные законодательные акты Руси и царской России. Ведь ничто так не характеризует время и состояние общества, как законодательство.
Эти нормативные акты находятся в свободном доступе, каждый может их прочесть. Кроме того, существуют научные исследования на этот счёт, в которых тоже можно почерпнуть различную информацию.
После изучения вышеназванного, любой адекватный и непредвзятый человек может сделать такие выводы: инквизиция на Руси была!
Выберем для рассмотрения, начиная от князя Владимира, от даты официального крещения Руси, скажем 1649 год. Например, Соборное Уложение 1649 года при царе Алексее Михайловиче. Вот, извлечение:

ГЛАВА I                
А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ

     1. Будет кто  иноверцы, какия ни буди веры, или и русской
человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего  Иисуса
Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и  про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.
     2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время
святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

В этом же Соборном Уложении были такие нормы, которые бы назвала - "заповеди исполнять заставим, праведников воспитаем."

А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну.

Это не на пачках сигаретных предупредительно-заботливо писать "курение вредит вашему здоровью". Это мощно так боролись. Казалось бы, курящих и до наших пор вовсе быть не должно.

Также интересно, как в этом же Собрном Уложении заповедь о почитании родителей соблюдать заставляли:

1. Будет  которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матерне убийство казнити смертию же безо всякия пощады.
  2. А будет которой сын или дочь отцу своему или матери
смертное убийство учинят с и(ы)ными  с  кем, а  сыщется  про  то
допряма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят,
казнити смертию же безо всякия пощады.
     3. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их
за то посадить в тюрму на год,  а отсидев в тюрме год, приходити
им к церкви Божии,  и у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем
людем  в  слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не
казнити.
     4. А будет кто сын или дочь,  не помня закона християнского,
учнет  отцу или матери грубыя речи говорить,  или отца и матерь з
дерзости рукою зашибет,  и в том на них отец или мати учнут  бити челом,  и таких забывателей закона християнского за отца и матерь бити кнутом.
     5. А будет которой сын или дочь у отца или у матери животы пограбят насильством, или не почитаючи отца и матерь, и избываючи их, учнут на них извещать какия злыя дела, или которой сын или дочь отца и мать при  старости не учнет почитать и кормить и ссужать их ничем не учнут, и в том на них отец или мати  учнут государю бити челом, и таким детем за такия их дела чинить жестокое наказание, бить кнутом же нещадно, и приказать им быти у отца и у матери во всяком послушании безо всякого прекословия,  а извету их не верить.                
     6. А будет которой сын или дочь учнут бити челом о суде на
отца или на  матерь и им на отца и на матерь ни в чем суда не
давати, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдать их отцу и матери.

Вот это – ювенальная юстиция, а не какое-нибудь современное "баловство" с защитой прав детей. 
Нужно сказать, что "бить кнутом" было очень тяжелым наказанием и после него далеко не все выживали, особенно при отсутствии надлежащей медицинской помощи.

За преступления "против веры", как правило, применялся такой вид смертной казни, как сожжение.
"Сожжение заживо. Специфический вид смертной казни, применяемый за поджоги и преступления против веры. Преступников сжигали на обыкновенном костре, иногда предварительно посадив в железную клетку. Первые случаи использования подобной казни отмечены еще в тринадцатом веке. В конце семнадцатого века сожжение стали применять как наказание за упорство в «старой вере». В качестве ужесточения наказания осужденных окуривали едкими составами или сжигали на медленном огне".
("Зарождение и развитие смертной казни в Древней Руси" Игорь Сулимов.)
Какие же, помимо сожжения, виды смертной казни имели место в практике на протяжении всего семнадцатого века в Московском государстве?
1.Отсечение головы. Считалось стандартным видом казни и применялось, если не было никаких иных указании или слов «безо всякия пощады».
2.Повешение. Один из самых древних видов казни, пришедший к нам из Византии. Назначалась за разбой и татьбу, а также за предательство ратных людей. Во второй половине семнадцатого века появилось повешение за ребро на железном крюке, ставшее одной из самых жестоких казней.
3.Утопление. Применялось в случаях массовой экзекуции. За отцеубийство и матереубийство в эпоху Судебников утопление совершали вместе с петухом, котом, собакою и ужом.
4.Четвертование или отрубание всех конечностей и головы в самом конце. Считалось одной из самых постыдных казней и назначалось за государственные преступления. В пятнадцатом веке таким образом казнили самозванцев.
5.Залитие расплавленного металла в горло. Совершалось исключительно над фальшивомонетчиками, а в 1672-ом году была заменено отрубанием левых рук и обеих ног.
6.Закапывание в землю заживо. Эта казнь назначалась за мужеубийство. Причем осужденную со связанными руками закапывали по плечи и оставляли в ожидании смерти от голода или жажды. Рядом стояла стража, а прохожим разрешалось приносить виновной только деньги, которые затем шли на покупку гроба.
7.Посажение на кол. Подобно четвертованию, применялось в основном к бунтовщикам. Казнь была очень мучительной – под собственной тяжестью казнимого кол медленно протыкал внутренности и выходил между лопатками или из груди. Для увеличения мучений наконечник кола оснащали перекладиной.
8.Колесование. Представляло собой раздробление всех крупных костей лежащего на земле осужденного железным колесом. После этого колесо устанавливали на шесте в горизонтальном положении, а изувеченное тело казненного клали или привязывали к нему сверху и оставляли умирать от обезвоживания и шока. Эта казнь особенно часто применялась при царствовании Петра I.

И это при православных-то царях, которые о вере православной заботились, при непосредственном участии церковных иерархов и духовенства. 

Далее Игорь Сулимов пишет:
"Уложение 1649-го года и последующие указы рассказывают о некоторых ритуалах, которые сопровождали исполнение смертного приговора. Согласно им приговоренного предписывалось сажать на шесть недель в так называемую «покаянную избу», в которой он должен был, соответственно, покаяться и приготовиться к концу. Экзекуция над ним могла быть совершена только по истечении этого срока. По Указу 1669-го года покаянный срок уменьшили до десяти дней, из которых семь были отведены для поста, два – на исповедь, а десятый – на исполнение приговора. Нельзя было никого казнить в воскресенье или в день царского поминания. Исполнение приговора над беременными женщинами отлагалось до родов. Казнь предписывалось проводить, по возможности, на том же месте, где и совершилось преступление. Однако нельзя было казнить человека на «пустом» (нежилом) месте, только в городе или деревне".

Другими словами, мы тебя "по-христиански" казним, не просто сожжём, а уже чистенького, попостившегося и покаявшегося.

Несмотря на многовековое насильственное введение православия на Руси, например, в 1551 году, собравшись на Стоглавый собор, клирики и епископы с горестью отмечали, что Русь полна язычества и что в Великий четверг рано утром жгут солому и кличут мертвых, а в Троицу на кладбищах играют скоморохи, и люди скачут, и пляшут, и бьют в ладони, и поют сатанинские песни. И в пасхальную неделю учиняют на кладбищах пьяные поминки с пиршеством, с бубнами и «всяческим беснованием». А в ночь под праздник Рождества Иоанна Предтечи и в сам праздник, а также на Рождество Христово и на Богоявление в городах предаются бесовским игрищам и пьянству и только к утру «отходят в домы свои, и падают, как мертвые, от великого клокотания». 

Но были и светлые, хотя, и редкие просветы в этом государственно-насильственном "православии". 
Особенно это видно на примере величайшего святого преподобного Нила Сорского и его последователей.
Вот что говорят об этом периоде ученые правоведы в учебнике для вузов "История политических и правовых учений. 
(Глава 10 РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XI-XVII вв., 5. Нил Сорский.)
С конца XV в. острую полемику стали вызывать экономическое положение церкви и ее владельческие права, в особенности право владеть населенными землями и использовать подневольный труд живущих на ней крестьян. При этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны.
Направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства, получило известность как нестяжательство. Приверженцы сохранения экономического статуса церкви и монастырей стали называться иосифлянами, по имени главы этого направления Иосифа Волоцкого...
При разрешении вопроса о соотношении духовной и светской властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной областью, в которой не могут применяться государственные методы воздействия.
Такая позиция определяла отношение мыслителя и к проблеме еретичества. В публицистических спорах остро стоял вопрос о роли государства в преследовании врагов церкви – еретиков. При разрешении этой задачи Нил связал проблему еретичества с постулатом о свободе воли человека. Поиски духовного спасения каждым христианином глубоко индивидуальны и выбираются им самостоятельно по внутреннему убеждению на основе личного опыта и знаний. Он категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека.
«Мнозем ненавидимо... от своей воли отсечение, но свое кождо оправдание лихоимствует». Полное послушание пагубно для человека, ибо у послушного чужой воле и действующего без рассуждения человека «и доброе на злое бывает». В выборе линии поведения большую роль играют опыт и знания, уважение к которым прослеживается во всех рассуждениях сорского старца. Подобные мысли исключают возможность наказания еретика силами и средствами государства, да еще с применением таких жестоких санкций, как смертная казнь. По его мнению, даже церковь не имеет прав преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь дружеской беседой, советом и наставничеством. Если человек уклонился от правой веры (православия), то только Бог способен внушить ему исправление. Люди не могут «на таковых ни речьми наскакати, ни поношати, ни укоряти...». 
В русской политической мысли Нил прямо поставил вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли".
Однако все эти истинно-православные утверждения были отвергнуты на Стоглавом соборе, и надолго, очень надолго победили иосифляне. Кровавым итогом итой трагической победы стала Октябрьская революция в России".

Хочется сказать о том, что обилие смертных приговоров ничуть не увеличило праведность в Московском государстве, не сделало народ истинно-православным, и, кстати, не уменьшило преступность.

"К началу Петровского периода обилие смертных приговоров было столь велико, что публичные казни превратились в самое обыденное явление. Общество настолько привыкло, пригляделось к ежедневным зрелищам, что люди перестали ужасаться «нещадных» наказаний. Казни никого не поражали, никого не трогали. Поглазеть на экзекуцию от безделья, казнить преступника, самому быть казнённым – всё это не являлось чем-то выдающимся на сером фоне течения жизни деморализованного общества. Вид телесных и смертных экзекуций с трудом выполнял свою главную цель – цель устрашения.
Иностранцы, посещавшие наше отечество, поражались с какой легкостью относились к смерти сами осуждённые. Люди шли в петлю, под топор, на костёр с таким же безмолвным мужеством с каким бы пошли на вражеский строй. Англичанин Перри в очерках о России времен Петра I пишет: «Русские не боятся смерти и ни во что не ставят её. Когда им приводится идти на казнь, делают это беззаботно». Его современник Коллинс, также отмечал, что приговорённые к повешению сами всходят на лестницу, прощаются с народом, надевают на шеи петли и сбрасываются вниз. Другой заграничный путешественник по фамилии Берхгольц наблюдал случай того, как один мужчина, подвергшись колесованию, вынув с огромным трудом раздробленную руку из колеса, вытер ею себе нос и снова спокойно положил на прежнее место. Затем, увидев, что запачкал кровью колесо, снова вытащил раздробленную руку и вытер кровь рукавом».
("Зарождение и развитие смертной казни в Древней Руси" Игорь Сулимов.)

Но ещё до Октябрьской революции был период, когда в правовой сфере действовал Свод Законов Российской Империи в редакции 1845 года издания. Мы видим, что там уже нет смертной казни за преступления против веры, но действует такое наказание, как каторга сроком до 15 лет. И преступления в религиозной сфере описываются всё подробнее. Духовенство уже относится к привилегированному классу. Говоря современным языком, ему полагаются государственные льготы и гарантии, и само оно полностью финансово этим государством содержится.
В Своде Законов подробнейшим образом регулируются не только "уголовные" аспекты, но также гражданские, имущественные, наследственные вопросы с участием духовенства.
Государство по-прежнему крепко держало религиозные вопросы в своих руках, проводя защиту своих интересов через религию и духовенство. 
"Православие", имеющее мощную защиту государства, которое считало правомерным заточать в застенках и гноить на каторге всех, кто хоть как-то "уклонялся от правой веры", и с этим положением вещей формально согласное, являлось ли вообще православием в том духе, которое оставил нам Спаситель Христос?

Вот, например, статьи из Свода Законов Российской Империи в редакции 1845 года:

"Раздел второй. О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений

Глава первая. О богохулении и порицании веры

182. Кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимого в единосущной троице бога, или на пречистую владычицу нашу богородицу и присно-деву Марию, или на честный крест господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников божиих и их изображения, тот подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

Когда сие преступление учинено не в церкви, но в публичном месте или при собрании более или менее многолюдном, то виновный приговаривается: к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу на заводах на время от шести до восьми лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 для шестой степени наказаний сего рода, с наложением клейм[20].

Глава вторая. Об отступлении от веры и постановлений церкви

Отделение первое. Об отвлечении и отступлении от веры

190. За отвлечение, чрез подговоры, обольщения или иными средствами, кого-либо от христианской веры православного или другого исповедания в веру магометанскую, еврейскую или иную не христианскую виновный приговаривается: к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в крепостях на время от восьми до десяти лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

Когда же при том будет доказано, что им употреблено насилие для принуждения к отступлению от христианства, то он присуждается: к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

191. Отступившие от христианской веры православного или другого исповедания в веру не христианскую, отправляются к духовному начальству прежнего их исповедания для увещевания и вразумления. До возвращения в христианскую веру они не пользуются правами своего состояния и на все сие время  имение их берется в опеку.
...
195. За совращение из православного в иное христианское вероисповедание, виновный приговаривается:
к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую или Томскую, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного до двух лет.

Когда же будет доказано, что для совращения из православного в другое христианское вероисповедание были употреблены принуждение и насилие, то виновный подвергается: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Сибирь, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 22 сего Уложения для второй степени наказаний сего рода.

196. Отступившие от православного в иное христианское исповедание, отсылаются к духовному начальству для увещевания, вразумления и поступления с ними по правилам церковным. До возвращения их в православие принимаются правительством для охранения их малолетних детей и подвластных им крепостных людей от совращения указанные в законах меры... В имениях их, населенных православными, на все сие время назначается опека и им воспрещается иметь в оных жительство".

Очень много статей в этом многотомном издании, где прямо или косвенно регулируются вопросы в сфере религии.
Согласно того же Законодательства, на духовенство возлагалась обязанность доносить на прихожан, если кто-то в течении года не исповедовался и не причащался. На таковых, в зависимости от сословной принадлежности, налагалось наказание. Если сам священник утаит такую информацию, то и на него - тоже.
Так и хочется спросить: "Чего ещё недоставало, каких мер, какой защиты православия, чтобы оно накрепко укоренилось среди народа?". 
Многовековое "православие силой" привело к тому, что Октябрьская революция смела на своём пути всех, и прежнее государственное устройство, и религии, как сжатая до предела, распрямившаяся пружина.
Духовное насилие царило повсюду. Хочешь, не хочешь, а в церковь иди, иначе в неблагонадежные попадёшь. Ведь наказания были и за более мелкие преступления. Например, если ты окажешься на пути крестного хода и не успеешь вовремя уйти, то это посчитают за "неуважение" и сразу могут в тюрьму повести.
И мы наивно будем полагать, что все века этого кровавого инквизиционного пути остались без духовных последствий? Что всё это так, мимо прошло и сгинуло, не будем и вспоминать?
Вот от этой-то духоты и плена насильного "православия" спасался народ, вот отчего революция и крушение храмов. Вот отчего в народной старине всё духовенство в отрицательных персонажах помещено.

Эта статья написана для того, чтобы мы знали печальную правду и не ходили больше этими злыми путями, чтобы мы сделали выводы.
Многое было в нашей истории. Мы проходили через расколы, сектантство, революции. И, как показало время, всё это - ложные, неправильные, неправедные пути, бесполезные пути и нет там никакой Любви. Потому что, кто согласен будет с таким развитием вещей, тот будет этому соучастник. Неважно, как это происходит – по неведению или сознательно.
Ни в коем случае не нужно оставлять православие, несмотря на то, что сейчас в РПЦ вновь начинает укрепляться иосифлянство. Наоборот, находясь внутри Церкви, следовать правде Христовой и Евангельскому духу.
И, может быть, нам даже хорошо принести покаяние за прошлые злодеяния, в которых участвовали и духовенство, и церковные иерархи.
Могут сказать, мы-то тут причём? Все, которые этих дел наделали, и те, которые их поддерживали, уже в мире ином. Не мы же всё это творили.
Однако, как сказал праведный Иов (гл.2.10)"...неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? "
Мы привыкли причислять себя к наследникам правой веры, к последователям Христа, к носителям и преемникам благодати Божией, что, безусловно, отрицать нельзя. А то, что вместе с этим мы оказались наследниками и такого вот прошлого, за которое никто не извинился, которое официально не признано чёрными страницами в истории русского православия? Куда мы это денем? 
Ведь нас, православных, не тронь, мы всегда и во всём правы. Как искусно мы научились давать отпор всем, кто хоть слово критики в наш адрес посмеет сказать. Грудью стоим за веру православную перед невежественными кощунниками. 
Учим на словах милосердию, покаянию, прощению обид, как Христос учил. Упрекаем атеистов и иноверцев, что к истинному Богу не идут православным путём. Хотим перед всем миром казаться беленькими и чистенькими. Даже не то, чтобы не отрекаемся от этого тёмного периода, а просто о нём помалкиваем. 
Мы же учим других покаянию, почему бы не попробовать покаяться за всю ту тёмную часть наследия, которой мы тоже преемники, хотя и молчим о нём.
Как знать, может быть, и даст Бог нам за это покаяние и силы духовной и Любви настоящей. А то так и останемся, как медь звенящая или кимвал звучащий. 
Может быть, получится из нас и свет миру, и соль земли?
И хочется закончить эту статью цитатой, взятой на форуме портала "Наука и религии мира" в статье "Языческая сущность русского православия", где очень хорошо сказано:
"На протяжении всей истории Государства Российского со времён князя Владимира, существовало как бы два православия. Одно – официальное, жестко защищаемое государством, двоеверное, оязыченное христианство, и второе – православие истинное, от времён святого апостола Андрея Первозванного привитое, то самое, Христово, неформализованное, стремящееся к обОжению, понимающее и точно чувствующее Бога. Православие истинное – не массовое явление, оно существует и существовало в людях, которые мы называем святыми". 
Опыт церкви, опыт церкви... Он разный бывает, и относиться нужно к нему с большим разумением, чтобы воистину спастись и не повторять опасных путей. А то уже постучался в дверь нашего времени и удобно расположился пресловутый "Закон о защите прав верующих" с жестокой ухмылкой между, якобы, правильных строк. Неужели снова учение святого преподобного Нила Сорского окажется отвергнутым, и нас ожидает новая тьма?

Монахиня Васса