1922г. 15-19 июля. Гаагская конференция

Марина Северчанская
Фото: Отель «Des Indes»,
расположенный на улице Ланге Вурхаут, 54-56.
Гаага (Нидерланды)[1]

Гаагская конференция с 15 июня—19 июля 1922 года

Ленин возлагал большие надежды на положительные результаты в иностранной торговле в отношении Советской России, которые предполагалось реализовать в ходе международной Конференции в Генуе 10—19 апреля 1922 г.
В своих предварительных расчетах он выразил убедительную уверенность, что «капиталистический мир» тоже терпит экономический кризис, заинтересован не только в российских ресурсах и поэтому вынужден будет пойти на условия возглавляемой Лениным страны. Свою уверенность, хоть и без гарантий, Ленин подробно изложил на ХI съезде РКП(б) 27 марта 1922 года, убеждая делегатов, и через прессу — широкую общественность, что как будто бы внешнюю политику он проводит так же уверенно, как прежде проводил революционное уничтожение Российской империи и становление государства пролетариев: «Политической власти совершенно достаточно...Основная экономическая сила — в наших руках. Все решающие крупные предприятия, железные дороги и т. д. — они все в наших руках».
По общему смыслу весь двух-часовой доклад Ленина 27 марта 1922 года был построен в формате популизма и демагогии в силу катастрофически полного отсутствия у него какой-либо программы и тупика в экономическом развитии у советского государства, несостоятельности администрирования, отсутствия кадров. Кроме совершенно начальной идеи масштабно развивать государство путем удержания власти засчет всеобуча рабочих и крестьян и жесткой партийной дисциплины, вместе с тем, что «буржуазию заставить на нас работать», Ленин ничего продуктивного не сформулировал. (Протоколы XI Съезда РКП б - http://www.proza.ru/2018/09/14/39).

Итоги прошедшей через несколько дней Конференции в Генуе оказались жестоким ударом для советской делегации и для Правительства – чопорный капиталистический мир под доминированием Великобритании демонстративно показал, что не видит в Советской России не только равного партнера, но и хоть какого-то значимого субъекта для диалога.

Карл Радек [2] написал по поводу конференции статью «Генуэзская и Гаагская конференции» (http://www.hrono.ru/libris/lib_r/radek_genuya.html). Документы, которые должны были быть вручены советской делегации, оказались недоступными.

В ходе Генуэзской и Гаагской конференций официально не зафиксировано ни одного вопроса или замечания по поводу убийства царской семьи и серии физического истребления членов Дома Романовых [3]. Тем не менее, в рамках политической дипломатии эти обстоятельства навсегда будут учитываться во внешнеполитических отношениях.

Гаагская конференция 1922 года — международная финансово-экономическая конференция в Гааге (Нидерланды), состоявшаяся 15 июня—19 июля 1922  года по решению Генуэзской конференции 10—19 апреля 1922 года. В работе Гаагской конференции участвовали те же представители всех государств — участники Генуэзской конференции, кроме Германии (см. ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ — http://www.proza.ru/2018/09/14/52).
 
Советскую делегацию возглавлял М. М. Литвинов.
В отличие от Генуэзской конференции, основными делегатами капиталистических государств на Гаагской конференции были главным образом представители деловых кругов (главные выгодоприобретатели, так, например, от Великобритании — Ллойд-Грим [4], секретарь по делам внешней торговли, и Джон Лесли Уркварт, бывший директор правления Русско-Азиатского банка, бывший владелец Кыштымских и Ленских рудников [5]; от Франции — Ш.Альфан, директор бюро «Защиты частной собственности французских граждан в России», и пр.).
 
Гаагская конференция должна была обсудить претензии капиталистических стран к Советскому государству, связанные с национализацией собственности иностранных капиталистов и аннулированием долгов царского и Временного правительств, и вопрос о кредитах Советской России.[6]

Представители капиталистических стран, отвергнув все предложения советской делегации направленные к международному сотрудничеству, отказались обсудить на Гаагской конференции вопрос о кредитах; они настаивали на возвращении национализированного имущества бывшим его собственникам, что было направлено на реставрацию капитализма в Советской России. Советская делегация решительно отвергла эти домогательства и тем самым отразила новую дипломатическую и финансово-экономическую атаку капиталистических государств. [7]

Гаагская конференция не приняла, по существу, никаких решений.

Источник: Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА — ДВИН. 1963.


[1] 18 мая 1899 года здесь, в отеле Des Indes на улице Ланге Вурхаут, прошла первая Международная мирная конференция, которую тогда инициировал российский царь Николай II (См. Hotel des Indes (Гаага)). Николай II и граф Михаил Николаевич Муравьев, его министр иностранных дел, сыграли важную роль в организации конференции. Конференция открылась в день рождения царя. Договоры, декларации и заключительный акт конференции были подписаны 29 июля того же года, и они вступили в силу 4 сентября 1900 года. То, что называется Гаагской конвенцией 1899 года, состояло из трех основных договоров и трех дополнительных деклараций.
Вторая Гаагская конференция была созвана по предложению президента США Теодора Рузвельта в 1904 году, но была отложена из-за войны между Россией и Японией, и уже проходила с 15 июня по 18 октября 1907 года. Договоры, декларации и Заключительный акт Второй конференции были подписаны 18 октября 1907г. и вступили в силу 26 января 1910 года. Конвенция 1907 года состоит из тринадцати договоров, двенадцать из которых ратифицированы и вступили в силу, и одной декларации.
Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов продолжают оставаться символами необходимости ограничений на войну и желательности их полного предотвращения.

[2] Карл Бернгардович Радек (наст. Кароль Собельсон, род. 31 октября 1885 года в г.Лемберг  Королевства Галиции и Лодомерии (ныне г. Львов, Украина), 19 мая 1939 года убит в Верхнеуральском политизоляторе заключенным Варежниковым. Революционер, радикал. После Октябрьской революции активно вливается в политические силы советской республики в вопросах германских и польских внешних отношений, сторонник партийной борьбы Льва Троцкого и за мировую революцию, член исполкома Коминтерна. Переводчик Гитлера Г. Хильгер свидетельствовал, что уже в 1934 году Радек восхищался фашистским движением. Лучше всего к политической активности Радека подходит русская поговорка «наш пострел везде поспел», так как определенной политической линии Радек не придерживался, а больше пытался занять какое-нибудь теплое место среди любых политических элит своего времени. Наиболее точно Радека описал известный немецкий писатель, защитник мира и прогресса Лион Фейхтвангер: «выступая, немного позировал, слегка посмеивался над остальными обвиняемыми, показывал свое превосходство актера, надменный, скептический, ловкий, литературно образованный». То, «внезапно оттолкнув Пятакова от микрофона, он встал сам на его место. То он ударял газетой о барьер, то брал стакан чая, бросал в него кружочек лимона, помешивал ложечкой и, рассказывая о чудовищных делах, пил чай мелкими глотками» (Юрий Белов. ««Москва, 1937» Лиона Фейхтвангера». Газета Правда, №24 (30811) 5-6 марта 2019). В 1930 году автор известной книги «Воспоминания бывшего секретаря Сталина», перебежчик Б. Г. Бажанов (1900, Могилев-Подольский — 1982, Париж) писал, как Радек сочинял и распространял такие политические анекдоты, которые могут спровоцировать не только межнациональную вражду, но даже могли развязать полномасштабную войну.
Бывший член Исполкома и секретарь Коммунистического интернационала А. И. Балобанова (1878, Чернигов—1965, Рим) в своей книге «My Life as a Rebel» («Моя жизнь — борьба», 1938г.) характеризовала К. Радека одним из подобных эпитетов, как «смесь безнравственности, цинизма», она писала, что в официальных кругах к Радеку относились неуважительно и брезгливо, однако «его приспособляемость сделала его очень полезным Ленину, который при этом никогда не воспринимал его всерьез и не считал его надежным человеком».

[3] С 13 июня 1918 года по 30 января 1919 года из императорского Дома без доказательств вины, заслуживающей смертной казни, политическим руководством Ленина расстреляны 6 великих князей и сын великого князя, 3 князя императорской крови, великая княгиня, сын принца Ольденбургского, царская семья (император, императрица, их 4 дочери - великие княжны, наследник цесаревич).

[4] Филип Ллойд-Грим (наст. Филипп Канлифф-Листэр, первый граф Суинтон, 1 мая 1884—27 июля 1972), Секретарь по внешней торговле 1921—1922 гг. (младшая позиция министров в Великобритании с 1917 до 1953 года, в подчинении Председателя Совета по торговле) и старший член Тайного совета Соединенного Королевства (1922), как Филип Ллойд-Greame до 1924 года, и как виконт Суинтон между 1935 и 1955 годами, был видным британским консерватором, политиком с 1920-х по 1950-е годы (27 ноября 1924 года Ллойд-Грим сменил фамилию на Канлифф-Листер, чтобы унаследовать собственность от семьи своей жены. В 1929 году повышен до кавалера Большого креста Ордена Британской империи).
По архивным данным Парламента Великобритании Филип Ллойд-Грим был Парламентским секретарем 1920—1921 гг., затем неоднократно непрерывно избираемым Президентом Торгового Совета с 1922—1931гг., Государственным секретарем по делам колоний 1931—1935 гг.. Титулы в лордах: Виконт Суинтон, 1935—27 июля 1972г., Граф Суинтон, 1935—27 июля 1972г., Эрл Суинтон 5 мая 1955—27 июля 1972г.
В Парламенте Соединенного Королевства Ллойд-Грим планомерно продвигался по службе, что с 24 ноября 1952 г. по 7 апреля 1955 г. занимал должность Государственного секретаря по делам Содружества, и с 1965 года до самой кончины оставался старшим членом Тайного совета Соединенного Королевства (биография Philip Cunliffe-Lister, 1st Earl of Swinton).

[5] Джон Лесли Уркварт (11 апреля 1874—13 марта 1933) родился в семье шотландцев и был предпринимателем и миллионером. Его отец Эндрю Уркварт жил в Уджари (турецкий Уджар), сейчас в Азербайджане, и занимался бизнесом по экспорту лакричника — корня солодки и пасты, экстракт из которой широко использовался в фармацевтической и табачной промышленности, а также при производстве кондитерских изделий. У отца была фабрика Oriental Trading Corporation. Дядя Томас Уркварт, инженер по профессии, руководил железнодорожной линией Грязи - Царицын в России.
А так как британский капитал занимал видное место на бакинских нефтяных месторождениях, в 1904 году он связался деловыми отношениями с директором компании «Баку Русская нефть» Чарльзом Лесли. После русской революции 1905 года Лесли начал бизнес с Урквартом, инвестируя в российскую нефть также полезные ископаемые. Эта англо-сибирская группа на уровне правления была преобразована в Пермскую корпорацию, включая Фредерика Франкленда из шахт Восточной России и инженера-строителя Томаса Блэра Рейнольдса, а также Чарльза Лесли и Джона Уркварта. Для получения других средств капитала Уркварт создал Англо-Сибирскую корпорацию и в 1908 году он покупает Кыштымский горнорудный комбинат 1900 года, и к Англо-Сибирской корпорации присоединилась Пермская компания, занимавшаяся разработкой полезных ископаемых на Урале. Поисковые работы на Кыштыме подтвердили наличие месторождений меди, железа и серы, и золота в Соймоновской долине. В результате минеральные ресурсы Кыштымского имения контролировались правлением под председательством Чарльза Лесли, в котором заседал Уркварт. Осенью 1908 года Уркварт и управляющий директор Семми Йозеф Блюмлейн руководили кыштымскими инвестициями, в том числе железнодорожными путями и плавильным заводом. В этот период Уркварт купил доли Риддера (Лениногорска) на северо-востоке Казахстана с содержанием свинца и цинка, и Экибастуз с залежами угля. Также Уркварт возглавлял корпорацию «Иртыш», в которую входила Киргизская угольная компания, владеющая шахтами. Иртышская корпорация, в свою очередь, финансировалась Русско-азиатской корпорацией, британской компанией, директором которой был Уркварт. Еще его меднорудные владения находились в Таналыке в Оренбургской области.
К 1912 году в сложной корпоративной борьбе Лесли порвал отношения с Урквартом.
Неоднозначная корпоративная ситуация оказалась нестабильной из-за напряженности между британскими интересами, связанными с перекрестными холдингами. Вмешались американские интересы, которые делали все возможное, чтобы сорвать Генуэзскую и Гаагскую конференции, так как уже начали к этому времени финансировать Германию, так как послевоенное восстановление Европы намерены были обратить в зависимость от американских капиталов. Американцев больше интересовали вопросы, связанные с разделом источников добычи нефти, особенно на Ближнем Востоке, поэтому в Генуэзской и Гаагской конференциях активное участие принимали американские монополии, связанные с добычей, переработкой нефти и сбытом нефтепродуктов.
Договор в Рапалло между РСФСР (Россия в 1917—1922гг) и Веймарской республикой (Германия в 1918—1933гг) 16 апреля, подписанный вслед за договорами со странами Востока, нарушил комбинации в этих американских намерениях.
 
Уркварт имел прозвище «Горный царь» (Кеннеди, Кетт Ховард (1986). Горный царь: жизнь и времена Лесли Уркварта. Аллен и Анвин. С.1-2. ISBN 9780868618982).
В 1916 году Уркварт получил российский императорский орден Святого Станислава 2-й степени со звездой.
Следствием ноябрьской революции 1917 года стала национализация горнодобывающих предприятий бывшей Российской империи. В 1921 году  Уркварт стал президентом Ассоциации британских кредиторов России (ABC of Russia), широкой группы давления. Его личная цель заключалась в том, чтобы обеспечить Russo-Asiatic концессию на повторное управление добывающими участками корпорации при новом политическом режиме, о чем он проводил секретные договоренности лично с В.И. Ульяновым-Лениным. Кампания «Руки прочь от России», проводившаяся британскими левыми, не имела особого успеха, но администрация Ллойд Джорджа (Дэвид Ллойд Джордж, 1-й граф Ллойд-Джордж, премьер-министр Великобритании с 1916 по 1922 год) стремилась торговать с Советской Россией.
Уркварт был сильным противником большевиков и, поддерживая Александра Колчака, который в результате государственного переворота 18 ноября 1918 года был выбран диктатором Российской империи, выступал за интервенцию союзников в Гражданскую войну в России (по личному распоряжению Ленина 7 февраля 1920 года расстрелян в Иркутске, и Ленин отвоевал место российского диктатора).
Соглашение 1921 года о концессиях Экибастуза, заключенное Урквартом с Леонидом Красиным, сорвалось из-за публичных нападок Уркварта на ЧК и желания Ленина сделать антибританский акцент (британцы хотели 95% от добытых металлов). Однако, ко времени Генуэзской конференции Уркварт решил подойти к российским недрам с другой стороны: он стал сторонником кооперативного отношения к Советскому Союзу, так как был убежден в своем праве претендовать на утраченную по экспроприации британскую собственность и бизнес.
Его деловые отношения в дальнейшем, все-таки, были связаны с международной напряженностью, вызванной событиями вокруг Муданьского перемирия в октябре 1922 года. А «Советы» были фактически исключены из последующей Лозаннской конференции. Во время НЭПа Уркварт принимал усилия по обеспечению концессий на территории СССР. Но Ленин решил лишь частично уступить Уркварту Экибастуз в 1922 году и в приватном письме Георгию Пятакову 6 октября 1922г. Ленин о концессии пишет: «Если Кузбасс гораздо дороже и дальше (транспорт не по воде), то мы не вправе отдать Уркарту (Ленин плохо читал по-английски и переводил «Уркарт») всего Экибастуза; возьми 1/2 — пожалуйста. Прошу Вас показать это письмо только Кржижановскому; не передавать этой про­верки ни в чьи чужие руки; произвести ее самому...» («Собрание сочинений. Ленин: 768. Письмо Г.Л. Пятакову о концессии Лесли Уркварта», — Интернет-архив марксистов. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Михаил Немцев. Риддерская концессия Лесли Уркварта.2007, —
[6] Перед Конференцией состоялось заседание Департамента внешней торговли от английского Правительства, которое открыл секретарь Сэр П. Ллойд-Грим.
Стенограмма с общего заседания HANSARD 1803–2005 гг. — 1920-е гг. — 1922 г. — июль 1922 г. — 26 июля 1922 г. — общее заседание —
ГААГСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: HC Deb 26 июля 1922 г., том 157, cc 491-639.
(На английском языке: HANSARD 1803—2005 — 1920s — 1922 — July 1922 — 26 July 1922 — Commons Sitting. HAGUE CONFERENCE.HC Deb 26 July 1922 vol 157 cc 491—639 — 491 §Sir P. LLOYD-GREAME
(Secretary, Department of Overseas Trade)
 — Сайт английского Парламента https://www.parliament.uk/. Собрание документов с 1800 года

[7] С российской (советской) делегацией эксперты вступили в обсуждение на следующий день 27 июля 1922г. — http://tajni.ru/gaagskaya_konferenciya-a558.html

Англо-французская Антанта окончательно распалась во второй половине 1922 года.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Генуэзская конференция -  http://www.proza.ru/2018/09/14/52
1922г. Поэт Маяковский о Генуэзской конференции - http://proza.ru/2020/10/09/488
Почему большевики могли захватить и держать власть - http://proza.ru/2018/07/23/596

Архивы. Исторические документы — http://proza.ru/avtor/warwara1&book=7#7
«1922г. В. И. Ленин на XI Съезде партии», - http://www.proza.ru/2018/09/14/39
«Раскол. Сети ловцов для России», - http://www.proza.ru/2018/12/27/257