Особенности национального юмора 4

Нина Джос
                ЮМОР  В  СССР

     Советский юмор - это особое явление, замешанное на сплаве разных национальных культур. Хорошие шутки и анекдоты помогали людям строить и жить в тяжелых условиях. Советские комедии народ "растаскивал на цитаты", их смотрели по много раз и по-настоящему любили. Герои советских фильмов даже становились персонажами анекдотов, как было с Чапаевым и Петькой, Штирлицем и Борманом, поручиком Ржевским. Героями анекдотов стали даже сами актеры - Вицин, Никулин и Моргунов. Советские комедии объединяли людей разных национальностей, способствовали взаимопониманию и дружбе. 
 
      То же самое и с анекдотами - вся страна с удовольствием слушала "Армянское радио", истории про чукчу, еврейский юмор, про эстонцев - тугодумов, о темпераментных и богатых грузинах, о находчивости и смекалке русского Ивана: в этом многонациональном котле из культур каждая народность имела свою репутацию. Все смеялись и дружили, никто особо не обижался на анекдоты, кроме политиков в эпоху культа личности.
 
     Хочу особое внимание уделить феномену Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Григория Александрова - их комедии народ смотрит бесчисленное количество раз на протяжении всей жизни. Их фильмы - на все времена. Причем, таких фильмов они сняли по несколько штук каждый! Кто из западных режиссеров может этим похвастать?  Поэтому меня всегда возмущают высказывания некоторых телеведущих о том, что нам надо учиться у Голливуда снимать кино.   
 
     Хочу добавить о юморе в советской литературе. Тут всплывают такие замечательные имена как Ильф и Петров, М. Зощенко, В. Шукшин, И. Бабель и многие другие. В СССР литература и культура вообще поддерживались на государственном уровне и финансировались из бюджета страны.

    Советский юмор - это богатейший самобытный пласт культуры, замешанный на взаимодействии разных национальных традиций и характеров, объединенных в одно огромное государство.
 
   
                РУССКИЙ  ЮМОР
 
     Русские традиционно смеются над пьяными и дураками. Напившись, русский "дурак" попадает в нелепую ситуацию ( просыпается в чужой постели, попадает в плен к врагу, заключает пари). Народ с пониманием смеётся - с каждым может такое случиться. Но в процессе фильма (анекдота, сказки, байки) герой трезвеет, умнеет и в результате эволюционирует и выходит победителем ( женится на любимой, бьет врагов, получает полцарства, выигрывает спор). Русский человек иррационален и непредсказуем по своей природе - в этом его сила. Пока враг строит коварные планы, русский включает интуицию и смекалку. "Нормальные герои всегда идут в обход". 

    Русские могут посмеяться над собой, мол, смотрите какие мы дураки! Ха-ха-ха! Но у нас широкая душа, крепкие кулаки, а внутри мы добрые и зла не помним. Но другим смеяться над собой не позволим!  Сунетесь - накостыляем по-полной!

    Русские верят в чудеса и сказки. Поэтому русские комедии часто похожи на сказки для взрослых.
 
   Народ свято верит - ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!
 
   - Что будет хорошо?
 
   - Когда будет? 
 
   - Каким путём?
   
   - А хрен его знает?  Но верить надо!  Без веры жить нельзя!
 
    По поводу анекдотов хочу заметить следующее: - в последнее время их печатают в интернете и даже издают отдельными книгами. Но в печатном виде они в лучшем случае могут вызвать улыбку. Анекдоты становятся "мертвыми". Всё же это УСТНОЕ НАРОДНОЕ творчество, где каждый рассказчик добавляет что-то от себя, свои интонации, манеру, живой голос, темперамент и постепенно анекдот оттачивается, шлифуется, приобретая лаконичную и яркую форму. Встречаются совершенно гениальные рассказчики анекдотов, через время невольно вспоминаешь где и от кого услышал их впервые. А вот печатные не имеют такой силы, увы.
 
   
      продолжение http://www.proza.ru/2018/09/18/57