Любимый цвет Бога

Ирина Коноплёва
Как же я люблю зелёный цвет!
Зелёный цвет,- говорил конюх принца Чарльза,-
любимый цвет Бога.
И правильно говорил этот конюх.
Иначе почему самое прекрасное на свете,
самое значительное или просто симпатичное
Бог выкрасил оттенками зелёного: травы, мой любимый берет, попугайчиков,
крыжовник… - не надо подсказывать,
доллары здесь ни при чем! -  изумруды, зелёнку,
медный купорос, глаза моего кота Мотека, «Тархун»,
разрешающий движение кружок светофора, арбуз, лягушек…

          
Марианна Гончарова, «Цвет мечты»



   Когда в летнем городе становится слишком жарко, душно и томительно,  из него нужно бежать на природу. Если этот город – Петербург, то можно, например, уехать на Карельский перешеек.
   Около часа езды, и вот,  уже совсем близко подступают густые хвойные леса, навевающие ассоциации с картинами Шишкина и Васнецова, c былинами и сказками... Огромные смолистые сосны и ели устремляются в небо, и где-то высоко в их ветвях поют, перелетая с места на место, лесные птицы, а внизу всё усеяно шишками и укрыто ковром  из сочного, напитанного влагой и свежестью зелёного мха и побуревших опавших иголок. Встречающиеся то тут, то там, громадные валуны ледникового происхождения кажутся застывшими могучими заколдованными живыми существами, которые безмолвно хранят в себе важную тайну, и, как только придёт их время,  оживут, сбросив наросший на них вековой мягкий мох, и начнут своё преисполненное значительности движение. Природа во всей своей подлинности, во всём своём величии и торжестве обступает, окружает, обволакивает, заряжает и пронизывает своей энергетикой, и здесь просто невозможно существовать отдельно от неё, быть вне неё!
    Находясь в этих местах, в какой-то момент замечаешь, что всюду здесь царит зелёный цвет: под стать  окружающей природе  зелёные домики и заборы, люди в зелёной одежде,  припаркованный возле утопающей в зелени зелёной постройки зелёный «Фольксваген»… Вполне объяснимо: в этих краях пробуждается естественное желание быть в гармонии с первозданной природой, стать её частью, вернуться к истокам. Хотя бы на короткое время, хотя бы на выходные.
    Зелёный — цвет  живой природы, жизненной силы, жизнеспособности и здоровья.  Он целебен, улучшает зрение, с его помощью лечат глазные болезни.  Среди психологов бытует мнение, что если человек изо дня в день видит недостаточно зелёного, его работоспособность уменьшается и может наступить нервное истощение. Это цвет начала всех начал и зарождения жизни: все плоды, цветы, деревья на ранних этапах своего жизненного цикла  зелены. Отсюда зелёный цвет как символ молодости, неопытности, незрелости: «ты ещё зелёный» принято говорить кому-то совсем юному, или новичку в каком-то деле.
     Постоянно перемещаясь между Питером и Москвой, я заметила одну любопытную особенность. В Москве очень редко можно встретить  человека в зелёной одежде. Вполне возможно, что москвич выберет хаки или бирюзовый, а вот настоящий зелёный, про который говорится, что это любимый цвет Бога, естественный и гармоничный цвет травы, листьев, хвои, кузнечиков, завязей плодов, и многого другого в природе, тот самый зелёный, который считается наиболее естественным и приятным для глаз –  такой цвет одежды может выбрать разве что зеленоглазая москвичка, желающая подчеркнуть свой редкий цвет глаз.  В Питере же зелёный цвет одежды и аксессуаров достаточно распространён, на улицах и в транспорте часто встречаются  люди в зелёном, с ярко-зелёными сумочками, в зелёных сапогах, головных уборах, перчатках. Нередко в северной столице можно увидеть сочетание зелёного с красным, например, зелёное платье и красные туфли. Встретить такой цветовой дуэт в Москве практически невозможно.  Почему-то это сочетание считается признаком плохого вкуса, хотя для природы оно очень естественно. Божья коровка на травинке, цветник с алыми маками, тюльпанами, розами, гвоздиками, спрятавшаяся за листом ягодка, прилипший к шляпке мухомора листик, осенний кленовый лист, упавший на ещё зелёную траву – всё это прекрасно, гармонично, совершенно!
    Популярные у москвичей цвета – практичная и универсальная чёрно-серо-белая гамма, бежевый, синий, голубой, красный и бордовый, но только не зелёный, притом, что этот цвет идёт практически всем. С чем это связано, можно лишь догадываться.
    Не говорит ли эта непопулярность зелёного о том, что Москва в своём отдалении от природы перешла некую незримую критическую черту, превращаясь в пластиковый город и асфальтовый мешок? Пластмассовые деревца с пластмассовыми листьями и искусственными цветами взамен варварски вырубаемых живых деревьев, пластиковые газоны  вместо настоящей травы, разрытые и превратившиеся в сплошную стройку парки… Всё душнее и душнее с каждым летом в городе М. Зелёные лёгкие столицы год от года неумолимо сжимаются подобно шагреневой коже и всё больше  становятся похожими на лёгкие заядлого курильщика со стажем. Чтобы по-настоящему отдохнуть от всего этого, восстановить запасы живой энергии, оказаться там, где сама среда исцеляет душу и тело, где съедобные грибы действительно съедобны, а витаминные ягоды и лекарственные травы действительно полезны, из Москвы нужно долго и утомительно, целеустремлённо и героически ехать. На пути, в ядовитом облаке выхлопов, выбросов и испарений, будут бесконечные промзоны, склады, логистические узлы, многоэтажные новостройки, разгороженные высокими заборами коттеджные посёлки и непонятные частные территории, многополосные трассы и развязки, которые, сколько полос ни делай, всё равно будут стоять в пробках, отравляя воздух выхлопными газами. Нетронутая, живая, первозданная природа отодвигается от Москвы всё дальше и дальше, и в Подмосковье от неё почти ничего не осталось. И вот, вдыхающие отравленный  воздух автотрасс и мусорных свалок и оглушаемые круглосуточным шумом москвичи стараются уехать отсюда при любой возможности, либо приспосабливаются к  окружающей среде, убеждая себя, что им хорошо в асфальтовых джунглях, и надеются, что когда-нибудь эти джунгли дадут возможность заработать  на более комфортную и экологичную жизнь. А пока… утренняя прохлада в грибном лесу,  разносящееся в чистом, лёгком и прозрачном воздухе пение птиц и полное лукошко свежесобранных ягод —  всё это из разряда малодоступной роскоши, и чтобы не травить душу, не стоит думать о том, что не доступно здесь и сейчас, нужно жить существующей реальностью и брать от неё всё, и поэтому — ну  его, этот зелёный, чтобы  не смущал ум, лишний раз напоминая об утерянном рае.
    Жителям Петербурга всё ещё доступны Ленобласть и Курортный район в  первоначальном и не загубленном виде, хотя и там в последнее время всё разгораживается, присваивается и застраивается. В самом Петербурге зелени не очень много, и вместо неё ощущение близости к природе дают мощная и полноводная Нева, обилие рек и каналов, Финский залив и вольный морской ветер, в потоках которого кружат высоко над крышами чайки. Но при желании житель Петербурга легко может попасть за город, где будет ему и зелень, и воздух, и ягодки с грибочками, и чай с привкусом леса, костра и дымка.
    Зелёный - цвет комфорта и безопасности, естественного движения жизни и естественного развития событий. Зелёный свет на светофоре и зелёный коридор в аэропорту означают отсутствие препятствий для свободного продолжения  движения, которое, как известно, само по себе синоним жизни; зелёная кнопка на любом техническом устройстве символизирует активную фазу, дальнейшее движение, начало или продолжение функционирования.  Красный — цвет   страсти, эмоций и энергии, которая может оказаться как созидательной, так и разрушительной — в   привычной для нас системе символов постоянный  спутник и антипод зелёного. Это символ препятствия, запрета, предупреждения, остановки движения, влияния извне на естественный ход событий. При этом, в русской культуре красный цвет вызывает позитивные ассоциации, означая красоту, нарядность, парадность, значительность.  И в природе, и в рукотворном мире, красный с зелёным соседствуют, словно противоположные, и в то же время связанные друг с другом и дополняющие друг друга инь и янь.
    Два других распространённых в природе цвета — это   синий и жёлтый.   Синий — цвет неба, а  жёлтый и его оттенки — это солнце в небе и земная стихия: песок, глина, некоторые горные породы. Зелёный цвет на палитре — ничто иное, как результат смешения синего и жёлтого. Так ли это случайно, если и в природе всё зелёное находится в неразрывной связи с небом, солнцем и землёй, порождается ими,  и не может существовать отдельно от них? 
    Да и вообще, в нашем мире всё связано друг с другом, и если потеряется одно звено, то разрушится вся цепочка. Так и на палитре жизни все краски смешиваются, одно переходит в другое, и завершение предыдущего становится началом следующего.