Парадоксы времен развитого социализма

Михаил Пруцких
Как быстро идет время, я уже на пенсии. Большая часть жизни прожита. Изменилось время, изменились люди. То, что казалось абсолютно понятно и нормально в советское время, сейчас непонятно, порой необъяснимо, а, иногда, просто смешно. Я хочу рассказать два случая из своей жизни в советское время. Оба случая произошли в начале 80-х годов прошлого века, во время работы в Беломорско-Онежском пароходстве. Один – абсолютно реален, второй немного приукрашен, хотя тоже был в действительности, но абсолютно правдоподобен для того времени.
Итак: Процесс получения визы для моряков загранплавания был в то время очень сложным по оформлению и длительным по временному интервалу. Хотя, лишится визы, можно было очень быстро и без всяких объяснений. Для оформления визы, в том числе нужна была фотография. Какая должна быть фотография, не всегда было понятно. Единственное, что говорили размер – три на четыре. Первый раз я сфотографировался с уголком слева, оказалось, что уголок должен быть справа, второй раз в костюме, но без галстука. В третий раз – в костюме с галстуком и с комсомольским значком, что тоже оказалось запрещено. Когда я, наконец, выполнил все требования, и в четвертый раз принес фотографию, оказалось, что нельзя фотографироваться с усами. Сейчас, наверно, это было бы смешно, а тогда ко всем этим требованиям относились серьезно. Усы были предметом моей гордости. Я, в то время выглядел очень моложаво, а усы придавали мне определенную солидность. Короче, я не хотел их сбривать, но без фотографии документы на визу у меня не принимали. Немного пораздумав, я решился на небольшую авантюру: Я пришел на прием к дерматологу в портовую поликлинику, и рассказал ей, что у меня очень чувствительная кожа и при бритье начинается сильное раздражение, т.ч. мне нельзя сбривать усы. Наверно она поняла, что я просто не хочу сбривать усы, но в любом случае, она выписала мне справку, которой очень удивились в отделе кадров. В справке, после мудреных медицинских терминов, было написано – рекомендовано ношение усов. В то время, я был единственным в пароходстве, у кого на фото в паспорте были усы.

Второй случай произошел, когда я женился, и мы с женой решили, что пора уходить с флота на берег. Я проработал в пароходстве 5 лет, но ни разу не получал тельняшку. Ну не получал, да и бог с ней. Но, что-то в этом мне показалось обидным и неправильным. И я решил ее получить любым путем. Для этого я записался на прием к заместителю начальника пароходства по хозяйственной части. Заместитель начальника очень удивился моему заявлению, наверно, к нему никогда не обращались с такими просьбами, но все-таки подписал мое заявление. В отделе снабжения я получил расходную накладную на тельняшку для получения на складе. И вот тут началось самое интересное. В графе наименование товара было указано – тельняшка, в следующей графе количество, было указано одна, а в следующей графе единица измерения, было указано кг.  Было понятно, что это ошибка, но документ есть документ. Есть подпись ответственного лица, есть печать, есть, в конце концов, распоряжение заместителя начальника пароходства. Кладовщица пришла в замешательство. Что делать? Звонить заместителю начальника пароходства для уточнения? Это выглядело бы глупо. И тогда она решила спросить у меня сколько мне нужно тельняшек – одну или две ? Я сказал, что мне нужно, как указано в документе.
Кладовщица взвесила тельняшку, оказалось, что она весит около 0,5 кг.  И я получил тельняшки, в количестве 1 кг, а точнее 2 штуки.
Вот такие парадоксы были в советское время.