Отзыв неравнодушного читателя на повесть луганског

Дмитрий Юдкин
Отзыв неравнодушного читателя на повесть луганского писателя Дмитрия Николаевича Юдкина "Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май!"

 «ГДЕ  БЫ  ТЫ  НИ  БЫЛ, ВСЕГДА  ВОЗВРАЩАЙСЯ В  МАЙ» - этой повестью начинается книга Дмитрия Юдкина «НА ЧАШЕ ВЕСОВ». Вот говорят  «по живому режет…» Буквально «по – живому» резанула меня повесть Луганского писателя о художнике нашего времени: будь то живописец, писатель, композитор… Автор пишет о живописце, но героями этой повести могли бы стать многие  знакомые мне лично писатели и поэты. То же самое я видел и слышал в их семьях, в их нетворческом окружении.

      Герой повести Андрей Зацепин – художник, т.е. не такой, как все. Эта непохожесть раздражает гостей и родных, собравшихся на именины. Художник, словно дуб на газоне, и они начинают пилить его, чтобы сравнять до своего уровня. Кажется, что именины – только повод для осуждения и вынесения приговора художнику, как человеку никчемному.

        В разгар праздничного веселья тёща художника начинает обвинительную речь:

        - Экий ты вредитель! Долго ты измываться над нами усемя будешь? Хужей врага лютого  в хате своей живёшь. Ни пользы от тебя, ни проку, а одно безутешное горе. Не вхожу в соображение, чем Машка  кумекает, а шо касаемо меня – давно б уже просвистел, как фанера над Парижем, заодно с усемя персональными пожитками. Ни жисть с тобой, а срам один. Усе люди вокруг смеются – голова седая, сын женихаться скоро будет, а он тешится, что дитя малое – картинки малюет…

        Андрей привычно просит не касаться его занятий живописью. Но тут взрывается жена художника:

       - Поглядите на него, - скинула со своих плеч руку мужа Марья: - живописец выискался. Картина Репина «Грачи прилетели»! Да Винча  чёртов! Толку от твоего живописьничества – ни в дом, ни в карман. Только деньги на краски переводишь.

       В порыве негодования Марья, выскочив из-за стола, побежала в их комнату, чтобы выбросить картины из хаты.

        - Выбирай: или я, или картины твои! – крикнула она на бегу.

«Он догнал её, схватил за кофту, рывком повернул к себе лицом и, приглушенным голосом, сказал:

        - Я уже выбрал! И оттолкнул жену».

        Один из гостей приходит на помощь женщинам:

        - Андрей, ты прислушайся к словам семьи… тех же соседей. Близких своих пожалей. Хватит детством маяться.

        Понятно, что гость хотел сказать «хватит дурью маяться», но смягчил диагноз.

       Художник возмущается:

       - А почему я должен жить по принципу: «а что скажут соседи»? Греков, Суриков, Тициан да и сам Леонардо да Винчи… по-вашему несерьёзные люди? Всё человечество их помнит и чтит. А про соседей их давным-давно забыли.

       - Сравнил! – попрекают Андрея гости. За их картины деньги платили. И большие деньги! А тебе хоть за одну заплатили?

        Вот оно ахиллово сухожилие современного художника. И он уходит из дома с большой дорожной сумкой, набитой свёрнутыми холстами.

         В известных мне подобных случаях  художники кисти и пера, чаще всего, опускаются, спиваются, а то и руки на себя накладывают. И тут хочется подбодрить Андрея Зацепина, подсказать, что когда человек молится, ему тоже не платят. А творчество это и есть молитва художника, его делание помогающее зрителю, слушателю, читателю подняться над обыденностью до горних высот.

       Повесть Дмитрия Юдкина знакомит, (а забывшим напоминает) имена великих творцов. Устами старого художника Куприяна Ивановича автор красочно анализирует художественную манеру Гогена, Ван Гога… Истинное наслаждение доставляет блестящий анализ творчества этих живописцев. Не прочитав этой повести, я не прочитал бы роман Сомерсета Моэма «Луна и грош», который перевернул жизнь автора повести «Где бы ты ни был, всегда возвращайся в май», да и мою тоже. Дмитрий Николаевич насытил своё произведение именами и краткими характеристиками многих писателей, театральных деятелей, героев Гражданской и Великой Отечественной войн. В этом густом, восхитительном вареве, казалось бы, банальной по сюжету повести , видится прошлое, настоящее и будущее непобедимой нашей страны, потому что (опять же устами Куприяна Ивановича) пригвождён к позорному столбу главный обольститель – демон обогащения.

        А повесть (вопреки пессимистическим моим ожиданиям) заканчивается примирением художника с женой и возвращением их в май – самое жаркое время любви.

 

                Поэт, член Союза писателей России,  Анатолий  Евсеенко (г.Суздаль).