Моя встреча с удивительным человеком

Наталья Скорнякова
Рассказ мужа.

Каждый год я в августе месяце, спасаясь от жары и от амброзии, уезжаю в Архангельскую область, в деревню Тулгас - малую Родину моих родителей. Нынешний год не стал исключением.

В деревне Тулгас, как и вообще во многих деревнях,  много заколоченных домов. Молодые вырастают и уезжают в город. Остаются старики, да дачники. Моя сестра, Вера, приобрела один из  таких домов и каждое лето проводит здесь своё время в уединении с северной природой, сажая на маленьком приусадебном участке всё, что можно вырасти для своего стола - картофель, помидоры, огурцы, укроп и всякую зелень. Черёмуха, черника, клюква, брусника, грибы… Погода в этом году сопутствовала урожаю.

Сестра Вера предложила мне съездить в посёлок Пянда, где можно будет помолиться в местном Храме, который мечтал построить в юности и построил его - этот удивительный Человек - Дьячков Анатолий Александрович.  Я благодарен судьбе за эту поездку и знакомство с Анатолием Александровичем.

Первое письменное упоминание о селе Пянда, расположенном на левом берегу Северной Двины в Архангельской области, относится к 1617 году. Однако уже к тому времени это был крупный административный центр всего Подвинья, торговавшего не только со всей Русью, но и с заграницей.

В XVII веке Пянда служила крупной почтовой станцией и внутренним таможенным постом на самом главном торговом пути России того времени. Здесь взималась пошлина за провозимый товар со всех судов, плывших по Двине. Здесь же жители Подвинской четверти Важского уезда платили налоги на ямщиков.
Тогда в Пянде было не менее двух храмов: Троицкий и Крестовоздвиженский. В начале XVIII века оба сгорели. Они были отстроены заново, но судьба оказалась немилосердной и к ним: в 1886 году от молнии полностью сгорел Крестовоздвиженский храм. В советское время Троицкую церковь закрыли. В середине 30-х годов прошлого века она также сгорела от молнии.
Более 70 лет люди жили без церкви, стали забывать о Боге. Сокращалось население, умирали деревни.

Первого апреля 1997 года в селе вновь была зарегистрирована православная община, а 15-го июня того же года, на Троицу, жители торжественно установили обетный крест на месте будущего Свято-Троицкого храма. В тройной радуге, появившейся в это время над головами людей, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон увидел Божье благословение на строительство.

Сейчас красавец-храм полностью готов, в нём идут службы.
Инициатор и главный строитель- Председатель приходского совета церковной общины архангелогородец - Анатолий Александрович Дьячков.

Пянда – его малая родина, здесь жила его бабушка Варвара, отсюда родом и мама. Свои ранние годы, он всё лето проводил у бабушки в деревне. Она хранила в семье обряды и православную веру. Помнит, как бабушка молилась постоянно, как рассказывала ему на ночь жития святых. Она прожила 86 лет, практически не болела и ничем не лечилась, кроме отваров из местных трав. Самые лучшие свои детские воспоминания Анатолия связаны с Пяндой, и когда, уже в 90-е годы, он  увидел, какое запустение вокруг, хотелось, чтобы жизнь снова возвратилась в эти места. И тут вспомнил он, как бабушка мечтала, чтобы он построил Храм в деревне. Всё совершалось по воле Божьей, считает Анатолий,  а он только исполнитель её.

Прежде чем стать бизнесменом, работал врачом. Зарплата врача тогда была мизерной. Над одной научной работой он трудился с помощью компьютерного томографа фирмы «Сименс». А затем попал в Германию – осваивать там  новую аппаратуру и… стал менеджером этой фирмы.  Далее рассказ Анатолия.

-Через месяц получаю у них зарплату, которая равняется годовой зарплате врача. И мне как-то стало стыдно, что труд врача так низко ценится у нас. Решил: поработаю пока менеджером, хотя бы с полгода, посмотрю, как дальше дело пойдёт, а врачом-то всегда могу устроиться. В это постперестроечное время всё перевернулось у нас в стране с ног на голову. Я думаю: «Когда же Россия встанет с колен?» И вот появилось у меня желание построить храм на своей малой родине. Потому что от старых людей слышал, что когда в Пянде будет восстановлен храм, то не только наше село возродится, но также Архангельская область и вся Россия возродится.
С той поры я проработал менеджером ещё 15 лет. Несопоставимые с прежними зарплаты и премии получал. Про себя я решил, что надо жить скромно, как обычный врач, а на оставшиеся деньги, если мне их Господь даёт, строить храм. И стал средства откладывать на строительство храма. Но в ту пору даже представить себе не мог, в какие суммы это может вылиться!

Первоначально  хотел построить часовню, но когда пришёл к владыке Тихону брать благословение на её строительство, он благословил строить Храм. Поскольку на месте старого храма сейчас проходит федеральная трасса Архангельск – Вологда, то нужно было определиться с новым местом. На него мне указали старожилы. Показали  место, куда к берегу реки приплыла Икона. По преданию, она приплывала как минимум три раза, а люди её отталкивали. А потом достали, и она хранилась в храме и почиталась как чудотворная. Сейчас точно неизвестно, какая это была икона. Возможно, Пресвятой Троицы (ведь храм неслучайно в селе в честь Неё поставили), но, к сожалению, никаких документальных подтверждений этому мне найти не удалось.

– В 60-е годы XX века, житель Пянды Александр Попов принёс в свой дом каменный крест, с которого капала вода, и поставил его в угол. Сказал своим домашним: «Вот, я выловил его в реке - он плыл по воде…». Неверующая супруга возмутилась: «У тебя с головой нормально? Напился, что ли? Камни разве могут по реке плавать? Наверное, ты его нашёл в воде, его кто-нибудь обронил». «Нет, он сам плыл», – твердил своё хозяин.

Попов вскоре умер, а перед смертью попросил родных этот крест положить у него на могиле рядом с могильным крестом. Всё так и сделали. Дочь Александра Татьяна рассказала, что камень на могиле вначале был весь чёрный, а потом стал очищаться, и вскоре на нём проявилась икона Воздвижения Креста Господня.

При разговоре с Татьяной  присутствовали иконописцы Сийского монастыря, делавшие интерьер предстоящего храма и иконостаса. И вот по весне приехал священник, с ним руководитель Сийской иконописной мастерской Сергей Егоров  и прихожане подошли. Все вместе отправились на могилу и были немало удивлены, когда увидели крест. Необычна не только его форма, но и хорошо сохранившееся на нём изображение Воздвижения Креста Господня. Егоров сразу же сказал, что это не местное письмо, не соловецкое и не сийское, и нигде у нас на Севере так не писали. Но что это очень высокое письмо, один из редких неизвестных списков. Написана икона Воздвижения хорошими красками, которые сохранились до наших дней.

Списались с музейщиками из Москвы, чтобы побольше узнать о судьбе креста. Они хотели его взять на исследование, потому что и камень оказался не местный. Владыка Тихон сказал, что не надо никаких исследований. Благословил, чтобы крест находился в храме. Сейчас он хранится в алтаре. Люди о нём далеко за пределами Пянды, приезжают на поклонение со своими болезнями. Несколько человек исцелилось. Сейчас планируется сделать для этого креста ковчег в виде лодки, чтобы его можно было брать с собой в крестные ходы...
Такая святыня, как животворящий крест, наверное, даётся не просто так… И искушений, и препятствий разных много, но он является нашим хранителем и защитником.

Пянда состоит из четырёх деревень. Запань Пянда – это самый большой посёлок. Потом деревни Устье, Антоново и за мостом ещё Выселки. Посерёдке присоседилась Хитровка – она стоит на дороге, всего четыре дома, из них два жилых. Всего в Пянде проживает около 800 человек. Обетный крест мы установили как раз посередине этих деревень.

Остановились на проекте старого Троицкого храма, решили построить его таким, каким он был раньше. Определились с размерами. Уже начали закладывать фундамент, привезли блоки. В это время Анатолий решил съездить в паломничество по святым местам в Черногорию и Словению. До этого он много лет не был в отпуске.
Путёвку заказал,  11 сентября 2001 года в 11 часов пришел в  головной офис в Петербурге, чтобы написать заявление на отпуск. Смотрит, у всех какое-то возбуждённое состояние. «В чём дело?» – спрашивает. «А ты разве не слышал? Сегодня в Америке небоскрёбы разбомбили».
Стали предлагать другие маршруты, и из всего предложенного он выбрал Кипр. До этого ничего не знал о святынях Кипра.

Прочитал путеводитель и обнаружил, что там после своего воскресения на протяжении тридцати лет проповедовал друг Христа Лазарь. Воскрешение Лазаря было последним чудом Спасителя перед входом в Иерусалим и распятием. Лазарь был одним из семидесяти апостолов, посланных Самим Христом в разные страны. Он создал Кипрскую Церковь и был её первым епископом. К нему в гости приплывала Пресвятая Богородица с евангелистом Иоанном, а также апостол Павел с апостолом Варнавой, которые его рукоположили во епископы.

Жил и служил Лазарь в городе Ларнаке. «Ларнака» с греческого переводится как «гробница». Свои богослужения Лазарь совершал в катакомбной подземной церкви. Всё-таки в Средиземноморье очень жарко, днём здания сильно нагреваются. А в пещерных храмах прохладно. Здесь Лазарь отошёл к Господу, а тело его было погребено в пещере под алтарём главного соборного храма, где он любил молиться.
В Ларнаке Анатолий познакомился с директором русского православного центра на Кипре, доктором исторических наук, русской эмигранткой Натальей Зыковой. Рассказал ей о том, что начинает строить храм. А она: «Стройте храм в честь Лазаря воскресшего. Ваша Пянда уже, можно сказать, умерла, и детей там не рожают. Только благодаря возрождению православия и с Божией помощью жизнь возродится в этих местах…»

Когда Анатолий вернулся домой, сразу же пошёл к епископу Тихону, отчитался о поездке. Нам нужно строить храм в честь Лазаря Четверодневного. Главный престол у нас в честь Пресвятой Троицы, и владыка благословил сделать ещё один престол – в честь святого Лазаря. До этого много разных проектов делали, но, ни один как-то на душу не ложился. А тут приехал из поездки, стал рисовать эскиз нового храма, чтобы в нём был и придел Лазаря, и всё у Анатолия сразу же встало на свои места. Побежал к нашему архитектору, тот за два дня по  наброскам сделал эскизный проект.

Долго не могли приступить к строительству, потому что для Анатолия очень важно было понять, что такое Храм. Лишь после поездки появилось полное осознание того, каким он должен быть. Тут важна аналогия: для земных царей строятся величественные царские резиденции, а Христос – наш Небесный Царь, строим для Него тоже царскую резиденцию. Храм – Дом Царя Небесного. Оказывается, это главное, что надо было понять.

В 2002 году заложили фундамент – 14 на 14 метров. Перед этим владыка освятил закладной камень, который сформировали из частиц пяти Троицких храмов, очень значимых в истории нашего государства. На краеугольных камнях созидаются храмы, и хотелось, чтобы наш храм получил преемство и святость от этих храмов.
Один камень взяли из основания Троицкого собора в Сийском монастыре, которому уже 400 лет. Потом поехали в Троице-Сергиеву лавру. Там Анатолия сопровождал монах Лавры отец Алексий, который нёс послушание в Троицком соборе, где лежат мощи Сергия Радонежского. Он по дороге иронизировал:
– Анатолий Александрович, как же вы будете раскапывать памятник архитектуры? Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре только по благословению Патриарха можно копать!
Батюшке казалось это курьёзной ситуацией, а вся затея – совершенно невыполнимой. Сомнения мучили Анатолия, получится ли задуманное. Приехали в Лавру, подошли к Троицкому храму с его северной стороны, где мощи преподобного Сергия лежат. Смотрят – идут строительные работы и фундамент разобран. Анатолий подошёл к строителям: «Ребята, мы строим Троицкий храм, я хотел бы какой-нибудь старинный камень из основания взять для него». – «Да выбирай любой, какой тебе надо».
У отца Алексия просто челюсть отвисла. Явно Господь благословляет это строительство! Я выбрал камушек. Третий камень взяли из старинного Троицкого храма в Карачарово. Ещё один – из Дивеевского Троицкого собора. Из всех камней составили один закладной камень – испекли большой такой кирпич. И когда владыка приехал, заложили его в основание нашего храма. После освящения владыкой фундамента работа очень быстро стала продвигаться. И материалы находились, и люди.

Когда уже престол делали, узнали, что первоначально престолы ставились на земле. И когда престол закладывали, кладку сделали прямо от земли. Заложили в него все оставшиеся камни, которые привезли из святых мест. А цемент замешивали на святой воде из разных почитаемых источников. Была вода из Иордана, из источника Гавриила в Назарете, где рождение Христа было предсказано, также из нашего пяндского святого источника, из Северной Двины. Всё это замешали с молитвой – и построили престол.

Рядом с храмом поставили каменную Марфо-Мариинскую часовню, которую построили по проекту часовни в монастыре Саввы Освященного, где хранятся мощи этого великого святого. Марфа и Мария – сёстры Лазаря. Христос это праведное семейство очень любил, дружил с ними.
К этой часовне из храма идёт спуск в виде коридора в пещеру, из неё вход в подземную часовню, которую мы должны освятить в честь воскрешения Лазаря.

Анатолий Александрович уверен, что по молитве к воскресшему Лазарю воскреснет и Пянда, и всё возможное делает, чтобы люди всколыхнулись, пробудились, вновь обратились к Христу. И это преображение уже заметно. Ежедневно, даже в отсутствие батюшки, прихожане сами собираются на молитву в Свято-Троицкий храм, читают утреннее и вечернее правила, Псалтырь, акафисты. Появились свои традиции. На Богоявление освящается иордань на реке, и сюда приезжают окунуться желающие из Архангельска и других мест. От храма совершаются регулярные паломнические поездки по святым местам. Об этих добрых делах рассказывает приходская православная газета «Троица», которая выходит с января 1997 года. По инициативе Дьячкова при Свято-Троицком храме проходит ежегодный Рождественский фестиваль народной и духовной песни. В нём принимают участие желающие от мала до велика – как простые прихожане, так и различные народные коллективы. Здесь и доярки поют на сцене духовные песнопения, и рабочие, и школьники. С 2009 года фестиваль стал межрайонным, проводится совместно с администрацией Виноградовского района в культурно-досуговом центре посёлка Березник – и участвовать в нём приезжают гости издалека.

Ну, вот и мы приехали поклониться и помолиться в этом Храме, исповедовались и причастились и с благословения Анатолия Александровича были приглашены в его дом, в трапезную. Вкусное угощение, приготовленное супругой и душевные разговоры за столом и всё это - в  этот чудесный день! А судьба моя  позволила мне познакомится с этим необыкновенным человеком, который не только сам построил Храм, но и все делает для возрождения его малой родины и не только…

Помоги нам всем Господь!

На фото: Дьячков Анатолий Александрович, каменный крест, построенный храм.