Ножницы

Анатолий Комаристов
В прошлом году я прочитал  у автора Юрия Бровера миниатюру «Ода ножницам»  http://www.proza.ru/2017/06/25/791. Хотел тогда сразу написать воспоминания о своих ножницах, но почему-то отложил написание «на потом» и вообще забыл о них.

Некоторое время назад опять  вспомнил о знаменитых наших ножницах, которым по самым скромным подсчётам исполнилось как минимум 85 лет, если не гораздо больше.

Где и когда они были изготовлены я не знаю. На них есть маленькое клеймо, расшифровать которое  даже с помощью сильной лупы мне не удалось. 

Обнаружил я наши ножницы недавно совершенно случайно у сына в ящике с разными инструментами. Оказалось, что он давно использует их, как ножницы по металлу, хотя много лет назад они резали только ткани.

Мне кажется, что в каждой семье есть какие-то старые предметы, к которым люди настолько привыкли, что не представляют себя без них. Это могут быть часы-ходики с гирькой, табуретка, нож, сахарница из мельхиора, простой утюг, нагреваемый на плите или углями и многие другие предметы.

У нас, кроме знаменитых ножниц, до сих пор сохранился обычный столовый нож, который моя тёща в конце 60-х годов нашла в цветнике под окнами (в Алма-Ате мы жили на первом этаже). Лезвие ножа за 60 лет сточилось почти полностью. Им давно никто не пользуется, но он бережно хранится, как память о Средней Азии... Жалко выбрасывать.

Моя тётя, Беликова Екатерина Николаевна, у которой я воспитывался, была известной в городке портнихой, или как говорили раньше «модисткой».

Работала она в городском «Ателье» закройщицей, заведовала пошивочным цехом. В тяжелые военные и послевоенные годы работала не только в «Ателье», но и вечерами дома.

Электричества на нашей улице  тогда ещё не было. Работала тётя при свете керосиновой лампы или  «каганца» (в блюдце с маслом горел фитилёк из ваты).

Шила тётя любые вещи — от красивых шелковых  или  батистовых блузок местным модницам, до простых бурок горожанам и сельчанам. Перелицовывала старые пальто и куртки, шила платья, юбки.  Портниха она была, как говорят, «от Бога».

Я и сейчас, через 80 лет, как наяву, вижу её утомленное лицо, очки, приподнятые на лоб, которые она постоянно искала по всей квартире, пока я не подсказывал ей:
- Тётя Катя! Они у вас на лбу!

Сантиметр на шее, лекала из картона, коробочка  с мелом, булавками и большие ножницы на столе. Она всегда работала только ими, особенно с тяжелыми и грубыми тканями.

Эти ножницы хорошо запомнились мне ещё и потому, что во время войны и оккупации Корочи немцами (июль 1942 - февраль 1943), когда парикмахерская в городе не работала, тётя стригла меня ими рядами, «как овцу».   

Ножницы были очень острые. Примерно раз в месяц, а может быть реже, на нашу улицу приходил пожилой мужчина  по имени Кузьмич и прозвищу «точило».

Он носил на спине точильный станок с большим деревянным колесом, как у пряхи, и набором круглых наждачных камней  на валу. Работал станок по такому  же принципу, как ножная швейная машина.

Кузьмич останавливался у каждого дома, стучал в калитку или окно и громко кричал:   
— Хо-зя-йк-а-а! Хозяюшка! Ножи, топоры, ножницы точим! 

Дойдя до калитки нашего дома, он кричал, обращаясь персонально к тёте Кате, как давней знакомой:
— Николавна! Катюха! Неси свои ножницы! Точить будем!

Такое обращение к моей тёте он позволял себе возможно потому, что она всегда приглашала его к себе в ателье точить ножницы.

Если тётя считала, что ножницы пора точить она посылала меня с ними на улицу к Кузьмичу. Сколько он брал за работу я не помню.
               
Я любил смотреть, как он ловко работает, вращая с помощью педали большое колесо станка, и как из-под лезвия ножа или ножниц  вылетает большой сноп искр.          

После смерти тёти Кати этими ножницами никто не пользовался и в 1976 году они оказались у меня, а затем у моего сына…
* * *
Слева фото автора, справа картинка из интернета