10. Сергей Чесноков спел песню Джанкой

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ В. Давыдова: Те же барды, что и на предыдущем снимке, вместе с Юрием Карповым. У всех радостные, смеющиеся лица. Их лица выражают радость, от того, что зал на-ура принял песню, спетую Чесноковым. А Галич даже развёл руки, как бы говоря: «Ну, ва-ще!».

Чесноков продолжает рассказ:

«Но из городка многие люди позвонили друзьям и знакомым в город. Пока автобус ехал (полтора-два часа [1]), большой консерваторский зал с балконами был набит битком».

По этой детали, которую запомнил Сергей Чесноков – зал с балконами – можно попытаться определить, в каком зале он был с Галичем.

«Занавес не открывали, – вспоминает Сергей Чесноков. – Все участники стояли вместе на авансцене.

Каждый выходил к микрофону и пел одну-две песни. Галич пел больше.

Я решил спеть песню «Джанкой» на идиш, её родина – одноименный еврейский колхоз (степной Крым, 20-е годы).

Когда настала моя очередь, я, вспомнив, как Пит Сигер в Москве этой песней «завёл» зал Чайковского, решил «завести» зал, который был передо мной, и быстро разучил с людьми в зале припев, а затем спел всю песню.

Кто-то крикнул «пой сам!». Меня это не смутило. Реакция участников концерта поначалу двойственная. На фото [в предыдущем посте. -МК] видно: поддержка и сомнение одновременно, – непонятно, что из этого выйдет.

Скоро стало ясно, что всё органично, всё получилось. Зал поддержал весело и непринуждённо. Все рады.

Рады и участники концерта (на фото).

Я обратился к Галичу, вспоминая, как Галич слушал эту же песню на конференции в Петушках, и он в ответ развёл руками.

То, что был концерт, где Сергей Чесноков спел в таком коллективе песню «Джанкой», у меня сомнений нет. Такие эмоциональные моменты, действительно, остаются в памяти надолго.

В памяти Сергея Чеснокова всё это сохранилось, и он помнит эти весьма эмоциональные детали.

Но вот, место, где всё это случилось вызывает сомнения и у автора фотографий, и у одного из участников (Валентина Глазанова), а также у министра песни клуба «Под интегралом» Валерия Меньщикова.

Должен сказать читателю, что при первом прочтении рассказа Сергея Чеснокова вопросы возникли и у меня. Я слышал, что Галич в Новосибирск петь не ездил.

Я спросил об этом у Валерия Меньщикова. Он, в свою очередь, связался с Валентином Глазановым и Владимиром Давыдовым, а потом написал мне, что Галич пел только в Академгородке.

Вот цитата из письма ко мне – вначале о том, где были сделаны снимки, а потом о предполагаемом выступлении Галича в Новосибирске:

«Эти снимки – Володи Давыдова, который только что мне сообщил, что это на сцене Дома учёных, а в Консерватории тогда он не был. Я ещё позвонил Валентину Глазанову, и он мне тоже подтвердил, что ездил на концерт в Новосибирск, но Галича среди исполнителей и авторов с ним не было.

И далее:

Галич в Новосибирск вообще не ездил. У него в Академгородке был занят каждый вечер. … Про консерваторию спросить … не у кого. Никто из моих знакомых такого не помнит.

Я тоже вспомнил, что В. Давыдов в письме Президенту клуба Бурштейну упоминает, что в город он не ездил, так что и его снимков с концертов в городе не должно быть. Стало быть, эти снимки – не из зала консерватории. Может быть, песня «Джанкой» была спета не только там?

Всё это, брошенное на одну чашу весов, тянет на солидный вес этого мнения.
Но можно посмотреть и по-другому. Во-первых, прошло 50 лет, в памяти многое смешалось, спрессовалось.

Помните, «Что-то с памятью моей стало. Всё, что было не со мной, помню…».

Мог Галич один раз побывать с концертом в Новосибирске? Ведь ни 10-го, ни 11-го марта у него не было запланировано ни одного (ни днём, ни вечером) выступления в залах. – только по квартирам. Конечно мог. Это во-вторых.

Чесноков полагает, что, «возможно, инициатива такой поездки исходила от местного КГБ, чтобы «получить объективный материал», – прежде всего, на Галича, с минимальной оглаской».

Чесноков считает, что специально была отобрана определённая группа бардов, которые должны были петь вместе с Галичем».

Мог не заметить этой поездки Галича в город Валерий Меньщиков?

Наверное, мог. Дел у него было невпроворот, и не был он приставлен следить за Галичем. Да и Валентин Глазанов мог подзабыть, – это, в-третьих.

«Через месяц (18 апреля), – продолжает Сергей Чесноков, – появилась статья «Песня – это оружие» Николая Мейсака в «Вечернем Новосибирске», где упоминается этот эпизод и возглас «Пой сам!».

Вот этот пассаж Николая Мейсака:

«В консерватории, например, «президенту московского клуба песни», призывавшему зал петь вместе с ним сомнительную песенку, свистнули: «Пой сам!».

Значит был концерт в консерватории. Значит пел там Чесноков. Вот, вполне авторитетное подтверждение:
 
– Вероятно, он сам и кричал, – предполагает Сергей Чесноков.

Но это не так. Как увидит мой читатель, когда мы будем обсуждать статью Н.
Мейсака, автор статьи на концертах бардов не был и писал с чужих слов и чужих впечатлений.

В-четвёртых, мог ли и Владимир Давыдов запамятовать поездку в город? Думаю, что мог. Сел в специальный автобус, незаметно прошло время в пути за разговорами, обратно тоже на этом же автобусе.

Не надо идти на конечную остановку. Всё легко и просто. Съездил и выкинул из головы, и даже не запомнил, где был концерт… Какая разница, где снимать?!

Теперь бросим всё это, от «во-первых» до «в-четвёртых» на другую чашу весов. Тоже потянет… Но что перевесит, не знаю.

Впрочем, я не собираюсь никого убеждать. Пусть истина останется под вопросом.
 
Но где же были сделаны эти снимки? Поскольку было известно, что снимал Владимир Давыдов, я поискал их на сайте электронного архива СОРАН, куда Давыдов передал весь свой архив. И, действительно, я нашёл там обе фотографии.

На сайте электронного архива СОРАН под одним снимком утверждается, что он сделан «на знаменитом ночном концерте» в Доме учёных, а под другим, что Чесноков приглашает Галича к микрофону.

Прежде всего, я отметил, что «знаменитый ночной концерт» был не в Доме учёных, а в ДК «Академия».

Во-вторых, подпись под вторым снимком входит в противоречие с распахнутыми руками Галича и смеющимися лицами участников концерта.

Так что, Электронный архив ничем мне не помог.

Люба Качан, посмотрев снимки, сказала, что они вряд ли сделаны в Доме учёных, да и на ДК «Академия» не похоже. –– Скорее, это зал ДК «Юность», – сказала она.

Это мнение согласуется с тем, что Галич в город выступать не ездил. И с тем, что Володя Давыдов не ездил в город снимать. Да и занавес такой, вроде бы, был в ДК "Юность, где Люба Качан выступала не один раз в те годы.

Правда, не согласуется с тем, что по словам Чеснокова автобус ехал полтора-два часа.

Замечу,что до консерватории ехать 40 минут, а до "Юности" - всего 10. но Серёжа Чесноков мог быть с концертами и там, и там. Поэтому эти две поездки у него могли в памяти совместиться.

Так что, и этот вопрос пока не выяснен. Хотя похоже, что это выступление было в ДК "Юность".

Но разве всё это очень важно?


Примечание:
1. Из Академгородка до консерватории езды было на автобусе порядка 40 минут.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/08/24/1671