Еркегали по прозвищу Кошмарик

Дария Джумагельдинова
Две главы из этой книги вошли в учебник "Литературное чтение" 2 класс.

Глава 4. Ерке — первоклассник
 
В жизни каждого человека происходят знаменательные события. Для меня первое сентября — особый день. Я был уверен, что, став учеником, буду уважаемым ребенком. До сих пор осталось в памяти, как родители готовили меня в школу. Мы объездили много магазинов, с трудом подобрали для меня костюмчик и обувь. Наконец наступило долгожданное утро! Накануне отец привез огромный букет цветов. С утра мы торопились, и даже не разрезали торт, который испекла бабушка.
Осеннее солнце нещадно слепило глаза и пекло, как летом, я с родителями стоял в гуще толпы, до нас не доходили слова директора школы и кучи чиновников. В толпе послышались недовольные голоса, многие родители отпросились с работы, а выступающих нельзя было оторвать от микрофона, они сменяли друг друга, ничего не замечая. Родители нервничали, отец бегал с видеокамерой, мама советовала, где и в каком ракурсе снимать. Этот день стал знаменательный и для моих родных. Наконец, администрация школы догадалась прислушаться к недовольным возгласам из толпы.
Первый звонок для нас прозвенел в руках малышки-первоклассницы, которую нес на руках старшеклассник. Я отдал букет учительнице, она радостно улыбнулась. «Какая хорошая учительница!» — подумал я. Мы вошли в здание школы, коридор оказался огромным, с двух сторон с лестниц спускались и поднимались школьники, никогда не видел я так много детей!
Меня наполняли чувства радости и торжества. Класс был светлый и приветливый, а учительница — красавица. Мы не отводили глаз от нее и ловили каждое слово. Накрахмаленный воротник рубашки натер шею, мне было больно, узел галстука душил и мешал поворачивать голову. Прошло несколько часов, как мы пришли в школу. Мы были взмокшими и уставшими. Мне срочно захотелось в туалет, терпеть больше я не мог и выскочил из класса.
В коридоре дежурный остановил меня, и предупредил, что во время занятий нельзя без разрешения гулять. Я объяснил, что ищу туалет. Когда оттуда вышел, то растерялся, так как не запомнил ни своего класса, ни имени учительницы. Стоял в коридоре и беспомощно озирался, пока немолодая учительница, взяв меня за руку, не стала стучаться в классы и спрашивать учителей: не потерялся ли у них ученик? С трудом мы нашли нужный класс, моя учительница не скрывала своего негодования.
— Почему ты выскочил без разрешения? — спросила она.
— Я хотел в туалет, — выпалил я.
Послышался смех, одноклассники смеялись надо мной.
— Сауле Нурлановна, это же Кошмарик! — раздался голос моей соседки по дому. — Он и в садике был такой!
— Кто Кошмарик? — переспросила учительница.
— Кошмариком называли Ерке в детском саду, — добавил один из моих «доброжелателей».
— Дети! Естественные нужды справляйте на перемене! — обратилась она к ученикам.
— А что такое естественные нужды? — раздался чей-то голос.
— Это когда хочешь в туалет, — с серьезным видом подсказала голубоглазая ученица с первой парты, которая была мне незнакома.
— На этот раз я тебя прощаю! — хмуро заявила Сауле Нурлановна. — Но следующий раз будешь наказан, если нарушишь дисциплину.
— А что за это будет? — спросил Арман.
— Я поставлю двойку каждому, кто без разрешения будет гулять по школе. И вызову родителей, — предупредила учительница.
Первый день пребывания в школе разочаровал, для меня поблекли все краски. А ведь еще вчера я радовался, слушая поздравления соседей и близких.
Для меня стало мучением просыпаться рано утром, к моему огорчению, и в субботу мы учились. Прошел месяц, у меня в учебе появились проблемы, в тетрадках рядом с буквами поселилась грязь. А мне так хотелось, чтобы мной восхищались и хвалили! Я настраивал себя: «Еркегали, ты теперь — первоклассник. Ты должен стать отличником, если плохо будешь учиться, вновь станешь объектом издевательства детей и сестры».
«Я должен сделать все, чтобы мной гордилась моя семья и бабушка!» — с такими мыслями я возвращался домой.
К удивлению родителей я рано засыпал. А, проснувшись, забывал про свои огорчения.
 
Глава 5. Ссора с учительницей
 
После перемены мы возвращались в класс потные и испачканные, иногда со ссадинами. Наша молодая учительница возмущалась таким внешним видом.
— Неужели на перемене нельзя без потасовок? — вопрошала она.
Все ученики, в том числе и я, ходили в школу в новой школьной форме, мы носили ее и изнывали от жары. Негде было повесить пиджаки, обливаясь потом, сидели за партой и не могли дождаться окончания уроков. С каждым днем учеба становилась всё больше не в радость. Солнечные лучи, как назло, скакали по доске и классу, отвлекали от уроков, приглашали поиграть, повеселиться.
Я следил за зайчиками на доске, и совсем забыл, что сижу на уроке. Грубый окрик учительницы привел меня в чувства. Новое задание я не запомнил, и не смог повторить. Учительница негодовала, она закричала: «Сядь!». Как будто обращалась к собаке. Я чувствовал, как холодный пот струйками ползет по спине. Мой турецкий костюмчик, купленный за большие деньги мамой, превратился в кольчугу. Почему-то стало чесаться тело, тяжелеть плечи, и зачесалась попа. Я заерзал, не мог дождаться окончания урока. Больше ничего меня не интересовало, я перестал следить за учительницей и не стал записывать то, что она писала на доске. Сауле Нурлановна видела, что мне не очень комфортно, но вместо сочувствия, стала требовать, чтобы я не отвлекался. Когда стало невмоготу, я соскочил, и хотел выбежать из класса. Учительница остановила меня и потребовала вернуться и сесть на место, я ослушался и убежал. Прямиком кинулся в туалет. Там, к счастью, никого не было.
Большой проблемой для учеников младшего класса было посещение туалета. Старшеклассники занимают кабинки и делают вид, что не замечают, как мы корчимся от нетерпения. Они там болтают, курят. Недавно один мальчик из нашего класса не выдержал, описался, потому что старшеклассники туда его не впустили. Его мама приходила в школу разбираться. После этого для учеников младшего класса выделили туалет на верхнем этаже и предложили посещать его группой и, в случае, если он закрыт, обращаться к учительнице.
Когда я вернулся назад, учительница встретила меня у дверей и была настроена продолжить наш несостоявшийся разговор. Весь класс с любопытством смотрел на нас.
— Что, Еркегали, для тебя не существует школьных правил? Героям без причины можно вставать и уходить из класса? — спросила она с ехидством. — Если считаешь, что тебе не надо подчиняться общепринятым правилам, в мой класс можешь не приходить. Что на этот раз случилось с Вашим высочеством?
Я молчал. Мне не хотелось вновь становиться посмешищем всего класса.
— Что, не выдержал? Сколько раз я предупреждала вас: естественные нужды справляйте во время перемены, для этого она вам дается. Я считаю, раз ты сорвал мой урок, назови причину внезапного исчезновения?
Я обратился умоляюще к учительнице:
— Сауле Нурлановна, можно потом я назову причину?
— Нет, отвечай перед всем классом! Теперь мы все — единая семья!
— У меня зачесалась попа!
Класс засмеялся.
— Ты издеваешься надо мной, Ахметов? Пусть завтра твои родители придут в школу!
Я разозлился:
— Сауле Нурлановна! Вы думаете, детям легко сидеть на уроках? Не только у меня одного зачесалась попа? У всех детей такие проблемы, только они стесняются признаться.
— Хорошо, значит, в нашем классе один ты такой бессовестный!
Я обратился ко всему классу:
— Поднимите руку у кого, как у меня, зачесалась попа!
Почти весь класс поднял руки.
— Кошмарик, вон из класса! — буквально завизжала учительница.
Как вы поняли, это прозвище закрепилось за мной и в школе. В коридоре было относительно тихо. Я встал у двери и прислушивался. Сауле Нурлановна не могла успокоить класс, мои одноклассники жаловались учительнице, у каждого были свои проблемы. Таня — голубоглазая ученица, требовала подойти к ней, и поглядеть на ее пальчик, она натерла его ручкой. Другие ученики признавались, что им тоже жарко, и с ними происходит тоже, что и с Ерке.
— Хватит! — закричала учительница, и ударила указкой по столу, от испуга я вздрогнул. Наступила тишина.
Дверь соседнего класса раскрылась, учительницей там была немолодая женщина. Она предложила детям дать возможность отдохнуть пальчикам. Дети повторяли за ней стихи:

«Мы считали, мы писали
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
И писать опять начнем».

Я позавидовал ее ученикам. Бабушка как-то рассказывала, что есть специальные упражнения для первоклассников, их рекомендуется делать каждые двадцать минут, чтобы дети могли отвлечься и отдохнуть. Моя молодая красивая учительница то ли о них не знала, то ли забыла. За спиной я услышал шаги, ко мне подошла директор школы.
— Герой, почему не на уроке?
Я не успел даже испугаться. Позже ученики объяснили, что директора надо бояться. Я не мог понять, почему ее надо бояться? И не успел объяснить, она кивнула мне, открыла дверь нашего класса и спросила:
— Вы никого тут не потеряли? Вот ваш ученик, — и легонько втолкнула меня в класс.
Сауле Нурлановна буркнула:
— Неплохо, если бы он совсем потерялся.
Директору не понравился ее ответ.
— Во время перемены, Сауле Нурлановна, зайдите ко мне в кабинет!
Я увидел обозленное красное лицо учительницы.