Brazil и я

Павел Кожевников
 
В апреле этого года я стал планировать, куда бы съездить на летние каникулы. Наш турагент, Циля Розенберг, узнав, что я ещё не был в Бразилии, предложила поездку, от которой я не смог отказаться. Кроме Бразилии в этот тур входили Аргентина и Чили. Последние две страны как-то не очень привлекали меня, а вот Бразилией я грезил чуть ли не с детства. «Откуда у хлопца бразильская грусть»? А кто не грезил этой страной в советское время? Кто не любил книгу «Дети капитана Гранта» - великого французского писателя Жюля Верна, где  главные герои повествования — лорд и леди Гленарван,  Жак Паганель, Мэри и Роберт Грант, - в поисках капитана Гранта путешествуют вокруг Земли по Южной Америке через Патагонию, строго придерживаясь 37-й параллели южной широты. Были и две экранизации этого полюбившегося советским детям произведения, но тогда мало кто знал, что основные сьёмки проходили не в Южной Америке, а в Крыму.
Для взрослых Бразилия была оромантизирована Ильфом и Петровым - которые сами никогда не были там, но создали обворожительный образ Рио среди читателей, а через экранизацию их произведения - и зрителей. Их герой Остап Бендер просто с ума сходил по Рио: «мулаты, бухта, кофе, чарльстон под названием У моей девочки есть одна маленькая штучка, и полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах!»
  Вот этот образ шоколадных мулаток и белых штанов прочно засел в моей памяти. А здесь ещё друг мой – Константин Фролов, которого я считаю лучшим современным поэтом в России – вдохновил меня: «Паша, ты же в Патагонию летишь, напиши потом, как там?»
Сам Костя - заядлый путешественник, недавно вернувшийся из поездки на Командорские острова, о чём красочно поведал в своей книжечке «Путешествие на край света». Я очень ценю его и нашу нечаянную дружбу. Как ему было отказать и не написать о Патагонии, вернее, - о части её.
Итак, Бразилия. Перед поездкой я прочёл немало статей об этой стране. Площадь 8547 тыс. кв. км. Численность населения почти 208 млн. человек, столица - город Бразилия. Форма правления – республика, язык – португальский, денежная единица – реал. Это крупнейшая страна в Южной Америке. Половина населения страны живёт в городах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, и вокруг них.
В XVI веке Португалия начала колонизацию этого края, коренные жители были почти поголовно истреблены. Белые поселенцы начали осваивать новые земли с помощью рабов, привезённых из Африки. Постепенно сложилась современная бразильская нация, в крови которой гены белых переселенцев густо перемешены с генами  чёрных рабов.
Из Денвера в Атланту лёта 3 часа сорок минут. Мы с супругой и не заметили, как оказались там. А вот из Атланты в Рио выдержать девять часов тридцать минут в современных сиденьях – пытка не для слабых. Правда, «Дельта» сделала всё, чтобы как-то скрасить полёт: напитки, хороший обед и завтрак, плюс, множество фильмов на маленьких экранах прямо перед твоим носом.
Усталые, мы прошли пограничный контроль, предъявив хмурому офицеру отпечатанные на отельных страничках дорогие визы в эту страну. Получить эти визы не так-то просто. Если в Чили и Аргентину они не нужны, то Бразилия постаралась зеркально поиздеваться над гражданами США, которые хотели сами “on line” получить их. Это отдельная история, но мой совет не тратить время зря и заплатить одной из компаний в Нью-Йорке, которые за вас пройдут все бюрократические ловушки.
В аэропорту нас встретил представитель компании “GATE1”. Около часа мы ждали других путешественников, которых набралось сорок человек в группу. Кто-то из этой компании то ли пожадничал, то ли «сэкспериментировал», но такая группа в одном, пусть и большом автобусе – не лучший эксперимент. Правда, наш основной гид – Соле – довольно успешно разруливала все возникшие трудности и недоразумения. Делать это было трудно, почти все в группе, кроме двух семей, были иммигрантами, говорившими с сильным акцентом на английском языке. Путёвки были недешёвыми; в группе собрались врачи, юристы, бизнесмены с семьями. Несколько человек были весьма преклонного возраста для таких поездок. Одному палестинцу – Фазылу (он себя почему-то называл Джеймсом) было семьдесят восемь лет, а бабульке из Огайо, Клэр – восемьдесят шесть.  Но их энергии и оптимизму могли позавидовать и молодые туристы.  Вот в таком «плавильном котле» мы и оказались.
Автобус доставил нас до 13-этажной гостиницы “Windsor”, стоящей прямо на знаменитом пляже Копакабана. 
Дни в Рио пролетели быстро. В мою задачу не входит давать подробное описание туров, сведения о них можно легко найти в интернете. Хочется просто поделиться впечатлениями о лучших пунктах поездки и уберечь будущих туристов от тех неприятных моментов, которые на интернете не найдёшь. Кратко: самыми впечатляющими в Бразилии были посещение холма Корковадо (Corcovado Hill), где открывает свои объятия всему миру 125-футовая статуя Христа Искупителя, и горы «Сахарная головка» (Sugar Loaf Mountain), являющейся символом города, откуда открывается захватывающая панорама Рио.
Статуя Христа является одним из «Новых семи чудес света». Оказывается, есть такой проект, организованный по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы этих «новых чудес» проходили через СМС, телефоны и интернет. В 2007 году были объявлены результаты. В эти «новые чудеса», помимо Статуи Христа, вошли: Колизей, Великая китайская стена, Мачу-Пикчу, Петра, Тадж-Махал и Чичен-Ица. 
Сам Рио впечатляет и архитектурой, и красотой бухточек и, конечно же - пляжами. Июль для бразильцев – зимний месяц, поэтому, кроме меня там купалось только несколько туристов для которых вода была нормальной, чуть освежающей при температуре воздуха 78 градусов по Фаренгейту. Мешали по полной насладиться купанием большие волны. Местные жители сидели в многочисленных кафешках на пляже, пили вино, пиво, смотрели телевизор и игру взрослых и детей на песке. Играли в футбол, волейбол, и в, набирающий популярность,  «футибол», то есть волейбол ногами. 
В один из дней мы приехали в отель после обеда уставшими; жена легла отдохнуть, а я отправился в город, чтобы посмотреть своими глазами на то, как болеют бразильцы за своих. Был понедельник, 2 июля - день игры их сборной с Мексикой. Не преувеличу сказав, что жизнь в стране замерла примерно в три часа дня. Все были у экранов, даже те, кто вынужден был работать, - официанты, например; они умудрялись обслуживать клиентов, не отводя глаз от телевизоров. Позабыв о рекомендациях Соле не ходить одному по узким улочкам из-за высокой преступности, я прошёл по ним. Видимо, местным остапам бендерам было не до меня: никаких эксцессов со мной не случилось. Многочисленные рестораны, бары, забегаловки были переполнены любителями футбола. Мест внутри не хватало и хозяева выставили мониторы на улицу, поставив стулья даже на проезжую часть.
Болели бразильцы неистово, шумно, но как-то по-доброму. Я не видел ни драк, ни оскорблений, ни пьянства. Конечно, было и такое - но позже ночью, когда в городе, после победы над мексиканцами, молодёжь выплеснула свои эмоции фейерверками, клаксонами, взрывами петард, песнями. Особенно неистовы были женщины. Чувствовалось, что футбол в Бразилии – это не спорт, а религия, или национальная идея, которую так долго ищут российские политики и не могут найти. А в Бразилии – нашли. На каждом пустыре по всей стране есть маленькие стадиончики, порой это просто поле с воротами из старых полусгнивших от времени жердей. И везде в него играют – и стар, и мал!
Все новости по телевидению начинались с футбола. Слово Россия звучало так часто, что мы уже и не реагировали на него. Давался подробный анализ каждой команды, участвовавшей в Кубке мира. В магазинах были декорации с российской символикой, неизменные матрёшки, какие-то сувениры; а на центральном ТВ один из ведущих неизменно появлялся в русской шапке-ушанке с советкими значками. Положительный имидж России ломал все потуги американских СМИ, заполонивших латиноамериканский эфир своей русофобией. Однажды мы оказались в одном автобусе с аргентинцами. Они шумно обсуждали победу русских над испанцами. Узнав, что я русский, весь автобус зааплодировал мне. В этот момент я понял, что многомиллиардные вложения России в Кубок оправдываются с лихвой.
Почти все бразильцы, которых опрашивали вездесущие журналисты, отмечали то, что россияне не соответстовали тому образу, который им создали СМИ. Их поразил порядок в организации чемпионата, эффективность полиции, доброжелательность и отзывчивость россиян. Через местного гида Алекса я узнал, что большинство бразильских туристов откладывали деньги на поездку в Россию более года, отказывая себе во многом. В кафе сидели старики, обсуждая детали матчей, причём многие из них могли запросто рассказать биографию любого знаменитого футболиста мира.
Завершая тему футбола, скажу, что мы уехали из Бразилии перед тем, как она проиграла Бельгии. Что там творилось после этого поражения, можно только догадываться. Наш гид Соле была аргентинкой. Меня поразила её реакция на проигрыш бразильской сборной. Её лицо излучало неподдельную радость.
- Соле, разве вы не болеете за своих - латинос? - изумился я.
Она улыбнулась и сказала, что ненавидит бразильцев. Это было воспринято нами как шутка. Но позже, когда мы ждали наших туристов у какого-то храма, она мне по-секрету поведала, что «мы не особенно любим бразильцев, ведь они единственные у кого язык не испанский, а португальский. Они другие, никто их в Латинской Америке не любит».
Из достопримечательностей Рио, которым стоит уделить внимание, нужно посетить ботанический сад, центр города (туда можно съездить на метро: оно очень красивое и безопасное) и исторический музей. Любители острых ощущений могут полетать на вертолете или дельтаплане. Интересно будет сходить в парк аттракционов «Terra Encantada» или городской аквапарк. 
Стоит сказать и о граффити. После греческих Афин я думал, что уже и не удивлюсь этому дурацкому явлению. Но в Бразилии, и в других странах Латинской Америки, граффити –  уродуют стены зданий, заборы, мосты больших и малых городов так, как нигде в мире. Алекс поделился расхожей местной шуткой: «если бразилец остановится на минуту, то и на нём нарисуют граффити».
Бедность и неравенство бросаются в глаза. То тут, то там прямо на тротуарах спят бездомные люди. На улицах – патрули с автоматами. Социальные программы есть, но они плохо работают. Образование для бедных малодоступно, государственные школы неэффективны.
Для защиты отечественного производителя весь импорт (кроме книг) в Бразилию облагается пошлиной от 60 до 100 процентов. Поэтому в стране самые дорогие айфоны в мире. Их не рекомендуется носить в руках: мобильники и сумочки запросто могут вырвать и убежать по тесным улочками беспризорные мальчишки. То же самое с ювелирными изделиями. 
  Такие рекомендации не случайны. «Рио-де-Жанейро имеет как мировую, так и внутрибразильскую славу криминогенного города. Грабежи, убийства, перестрелки, угоны, похищения, копирование карт, воровство — все это настолько тесно вошло в жизнь местных жителей, что стало скорее рутиной» (из интерента).
Но если соблюдать основные правила поведения в большом городе, то вы этого и не заметите. «Правил немного и они вполне простые. К примеру, в аэропорту (если у вас не заказан трансфер) пользуйтесь услугами только тех такси, киоски которых расположены в зале прибытия. Мало ли на кого может нарваться богатенький турист, сунувшись в первую попавшуюся машину. В городе тоже пользуйтесь только желтыми такси, благо их в Рио пруд пруди. В каждой машине установлены счетчики по которым и нужно платить» (из интернета).
В Рио много ресторанов, известных во всём мире: здесь и вездесущие американские МакДональдсы, KFC, Burger King, и итальянские, и китайские большие и маленькие рестораны. Для любителей морской кухни всегда найдется рыба и суши. Из бразильских мне понравились те рестораны, где готовят мясо на углях – чураскария или шураскария по-португальски. Оттуда голодным вы точно не уйдёте. Подаётся там мясо, разное мясо.
Идея чураскарии проста: вы платите за вход и напитки. Набираете салатов и закусок. Потом к вам будут подходить официанты с кусками мяса на огромных шампурах - ножах. В основном, в ассортименте различные части говядины. Но есть и курица, свинина, баранина, колбаса и другое мясо с углей. Если вы ходите попробовать этот вид мяса, то киваете головой, а нет, выучите это - «nao, obrigado», и с этим мясом к вам не подойдут. Не жадничайте, берите по одному-два кусочка, не то вас не хватит на весь «репертуар праздника живота».
Рио - никогда не спит. В городе много разных дискотек и клубов. Молодым людям турагентство советует посетить дискотеку «Help» на Копакабане, «Cenario» в центре и, конечно же, клуб «Plataforma», в котором в любое время года можно увидеть самый настоящий карнавал. Представителям сексуальных меньшинств турагентства рекомендуют клубы «Le Boy» и «Cine Ideal».
В последний день пребывания в Рио нас свозили на студию, где хранятся и создаются экспонаты знаменитых бразильских карнавалов. Основной Карнавал, который мы видим по телику, проходят за сорок дней до Пасхи, когда отмечается начало Великого поста. Бразильский карнавал – это важнейший народным праздник страны, а карнавал в Рио-де-Жанейро является крупнейшим карнавалом в мире.  В нём участвуют миллионы человек со всего мира.
Парад происходит на главной карнавальной сцене - Самбодроме. Целый год бесчисленные школы самбы готовят свое представление, чтобы победить в предстоящем состязании. Парад школ длится неделю. Перед этим обязательно выбирают короля карнавала, которому передаются ключи от города. Для участников карнавал и самба - их жизнь. Знакомясь, бразильцы спрашивают не о здоровье, а из какой школы самбы их собеседник.  Но экскурсия в студию – дорогая и не очень интересная. Хозяева, правда, пытаются скрасить её в тесной комнатке, наряжая туристов в разные костюмы, предлагая напитки и фото с танцоршами. Нам повезло: одной из танцорш была чемпионка прошлогоднего карнавала по танцам. Как она танцевала в откровенном костюме - не передашь, особенно ей удавалось «трясение» ягодицами. Скажу честно: я много в своей жизни видел экзотических танцев, но такое исполнение посмотрел впервые.
Гуляя по городу, я заметил одну особенность: если в Европе и США межрасовые браки обычно происходят между чёрным парнем и белой девушкой, то в Бразилии наоборот, белые охотно женятся на мулатках. Есть ли расизм? Его из окна туравтобуса не увидишь. Но, по словам Алекса, расизм имеет место в жизни. Тёмный цвет кожи ассоциируется с бедностью и криминалом. «Типичный идеал красоты здесь - белая кожа, светлые прямые волосы, узкий нос и светлые глаза». С расизмом борются, но до полной победы далеко.
Ещё одно любопытное наблюдение человека, давно живущего в Латинской Америке, приведу здесь.  Говоря об этикете в этих странах, он подчеркнул, что «там нельзя прямо отказывать и говорить ‘нет', нельзя напрямую указывать ответственность человека за что-либо, а любая критика в идеале должна обильно приправляться похвалой. За столом не надо говорить, что еда вам не понравилась и что вы разочарованы бразильским кофе (в Бразилии больше ценится крепость, а не мягкость вкуса)».
Ну и в заключение о мулатках и белых штанах. Эта идеализация Бразилии в российской литературе придумана людьми, которые либо насмотрелись бразильских сериалов, либо начитались поэтов, которым свойственно идеализировать всё и вся. Представлять бразильцев «беззаботными, счастливыми детьми природы» - значит не знать их. Да, они необязательны, не спешат на работу, легче относятся к жизни, не любят соблюдать закон, в том числе правила дорожного движения, но я бы не сказал, что «жизнь в Бразилии – сплошной карнавал, и что Рио – город вечной радости и всеобщего благолепия, а местные жители необычайно радушны и приветливы», как это написал  «эксперт» Бразилии в одной из довольно приличных российских газет.
  Уже дома я услышал популярную песенку «О, Рио, Рио!», известного барда
Ю. Кима:
  Он знойный,
он стройный,
он жгучий брюнет,
Там солнце
и музыка повсюду,
Там всё есть для счастья,
меня там только нет...

Улыбнувшись, я тут же написал это:

Не знойный, не стройный –
Ленивый брюнет,
Он хмур и неряшлив,
Без роду, без масти,
Там всё есть для счастья,
Но счастья там нет.
Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/24/199