Река быстрая, полноводная Гл. 37

Клименко Галина
Гл.37


Семён и в выходные был задействован на работе, в сельской местности такое считается нормой. Он с утра пораньше отправился в поле, стараясь меньше шуметь, чтобы не разбудить домочадцев. А, примерно, через часок, когда Ксюша ещё сладко спала, мать с сыном сидели на кухне и пили чай с бутербродами. Люся чувствовала, будто Артём хочет с нею поговорить о чём-то, но не посмела спросить, потому что раны на сердце ещё свежи, ещё кровоточили, когда она из-за своего норова чуть не потеряла навсегда единственного сына. Теперь старалась не вмешиваться в его личную жизнь. Артём уже взрослый и сам разберётся в какую сторону ему направить свои стопы, как и с кем устроить будущую жизнь, кого выбрать в друзья или жёны - всё, это теперь будет решать только он. Спросит совета, тогда другое дело, но до той поры, как говорится, роток бы надо держать на замке и всегда помнить, что сын уже и сам отец - и у него теперь на всё есть своя точка зрения.

Сначала они поговорили о насущных проблемах, что надо бы с весны построить новый сарай и завести не одного поросёнка, как обычно, для себя на мясо, а неплохо, кабы штук пять или даже шесть. Что себе оставить, а излишки на продажу. Добавочный источник доходов ещё никому не помешал. Артём предложил ещё один вариант - засадить пол-участка чесноком, который оптом забирали торгующие фирмы и не обижали селян в оплате за этот продукт. Но Люся воспротивилась. Чтобы выращивать чеснок, то надо постоянно быть на огороде с тяпкой наперевес, а иначе зарастёт всё травой и о хорошем урожае остаётся только мечтать. А кто этим станет заниматься, если все трудятся в совхозе? Тут хоть бы картошку вовремя прополоть да лук с морковкой, дабы от людей стыдно не было, что у Кочкиных бурьяны там поднялись выше человеческого роста, в которых волки давно завыли. Артём кивнул, оценивая материнский опыт, накопленный годами, хоть она ещё и не старуха. Ему бы всё хватать, за всё цепляться, а вот силы не умел рассчитывать, молод ещё потому что, мало пока пожил на этом свете.

-   Мам, а ты видела, какой Лорка стала? - неожиданно спросил Артём.  - Хотя, глупый вопрос, вы же не уезжали из дома, как я, а всё время находились с нею по соседству. А я, признаться, очень удивился, еле узнал её. Ничего себе изменения! Да она просто красавица! Ну никогда бы не подумал. Вот и выбирай себе невесту со школы и тебе грозит полностью ошибиться. Моя одноклассница, Людка Федосова, помнишь, какой принцессой была в начальных классах? Мы с пацанами всей деревней за ней бегали. А к десятому - Людка такой страшной стала, угри по всему лицу, нескладная какая-то, так потом она за нами бегала, а мы от неё по за углами шарахались. И взять Лариску... У меня даже слов нет подходящих.

-   Да, сынок, ты прав, очень симпатичная девушка. А хозяйка какая, закачаешься! И пироги печёт, и борщи варит, в доме убирается - там ни соринки, ни пылинки. Валька не нарадуется на дочь, ей такая помощь хорошая от неё.  -  Люся сказала, а сама испуганно покосилась на сына, не догадался ли он, что она открыто сватает его к Лариске?

"Боже упаси, ещё рассерчает."

Но Артём был доволен таким заключением матери.

-   Так значит, ты ничего не имеешь против наших встреч, ведь я знаю, что ты уже в курсе.

-   Я и против? Ты что, сынок? Да мне всегда Ларисочка нравилась! Конечно, я - за! Только...

-   Что такое, мам, тебя что-то беспокоит?

-   Беспокоит, сынок. Я понимаю, ты мужчина и ты должен периодически проводить время в обществе женщин. Но с Ларисой так нельзя. Она порядочная девочка, сынок. И если побалуешься, а потом бросишь, то в отношении неё, прости, это будет считаться преступлением. Ребёнок мой родной, не затаи обиду на свою маму после этого напутствия, но мне будет очень неприятно поссориться с соседями из-за наших детей, ведь я уже много лет дружу с Валентиной, а папа с Толиком.

-   А, ты об этом... Да нет, мам, как раз к Ларисе у меня всё серьёзно. Говорю же, сам не ожидал.

-   Ну что в твоём  понимании, серьёзно? Ты жениться на ней надумал?

-   А почему нет? И свою жизнь надо устраивать, пока не состарился да и дочери тоже мать нужна. А Ксюша сильно к Лорке тянется, она уже "мамой" её называет. Свою-то не помнит.

-   Это другое дело, Артёмушка!  - воскликнула Люся. - У меня тоже слов нет, я просто горжусь тобой, сынок, вот и всё. А как Ларисочка на это смотрит, ведь это только твоё желание, а этого, к сожалению, маловато.

-   Она тоже согласна. Я ей намекал недавно, пошла бы она за того, кто уже был однажды женат и имеет маленькую дочку. Она же не глупая и догадалась, что я себя имел в виду. Лора ответила, будто только и ждёт, чтобы этот бывший женатик, имеющий на руках очаровательную дочку, заслал к ней домой сватов да побыстрее, пока зима не началась и не испортила торжество бракосочетания.

-   Да ты что? Прям, так и сказала? - Люся и не догадывалась, что Лариса ещё с подросткового возраста влюблена в её сына, об этом никто не знал, потому ей было лестно услышать такое признание девушки, что она не прочь соединить свою судьбу с судьбой Артёма, ничуть не тревожась, что у последнего есть ребёнок. - Вот это радость, сынок! Ты так мне поднял настроение! Но есть ещё нюанс... А Толик с Валей? Лариса ещё, считай, девчонка, у неё ни замужества за плечами, ни детей, а у тебя так случилось...

-   Мам, думаю, и тут всё обойдётся.  -  перебил её Артём.  -  Дядя Толя за руку со мной здоровается, по плечу похлопывает, как своего. А тётя Валя всегда улыбается и в её глазах я прочёл уважение и даже сострадание. Лариска мне рассказывала, будто для матери с отцом не секрет, что я в их доме частый гость, когда они отсутствуют. Так вот, тётя Валя ни разу не читала ей нотации, мол, смотри, будь осторожней, он тебе не пара.

-   Ну и хорошо, сынок, что всё так. Слава Богу! И что дальше будем делать?

-   Сватов засылать к Багровым, что делать? Но прежде вам с папкой нужно сходить к ним и договориться, на какой день нам наметить сватовство. Мы, хоть на те выходные, но удобно ли им наше решение?

-   И я такая, чтобы поспешить. А чего тянуть резину? Я бы и сегодня пошла на переговоры, но отец ушился на работу, а когда вернётся - неизвестно.

-   Вечером всё равно дома будет. Вот и есть возможность.

Довольная Люся кивнула.

-   Ладно, сынок, побегу, кликну Валю и сообщу ей, чтобы в гости ждали на ужин. Нельзя же так, будто снег на голову.

Люся приблизилась к межевой ограде и позвала:

-   Валечка, ты здесь?  -  Люсе не хотелось заходить к Багровым с улицы через калитку, когда можно и через забор пообщаться.  -  Валя!  - позвала она громче. Люся надеялась, что у Толика с Валентиной нынче выходной.

-   Аюшки, кто там? Люся, ты?  - из-за угла кирпичного дома показалась женщина среднего возраста, держащая в одной руке недощипанную утку. Низенькая, немного полноватая, но ещё очень миловидная, без единой сединки в тёмных волосах, которые она никогда не красила. -  Здравствуй, Люся! А я слышу, вроде твой голос. А я вот своим плов хочу приготовить.  -  она слегка приподняла утиную тушку.  -  Лорочка моя на работе, так я её заменяю.

-   Понятно. А у меня суп вчерашний остался на обед и мясная поджарка. Забыла позавчера мясо достать из морозилки, а в холодильнике лежал небольшой кусок свинины. Думаю, ну что с него такое сообразить, чтобы вся семья была накормлена? Котлеты жарила недавно, а пельмени долго лепить, я поленилась. Взяла, порезала филе тонкими полосками, обжарила, кореньев туда побольше, томатиком полила. А на гарнир пюре сварганила. Ксюша каши наелась, даже от пюрешки отказалась, Артём сырники со сметаной доедал, а Семён в поле поел с механизаторами. Вот и получается, что я сама ужинала, потому и осталось ещё много, на всех хватит. Валя, ну ты же, наверное, смекнула, что я обратилась к тебе не за тем, чтобы поделиться друг с другом сегодняшним и вчерашним рецептами?  -  спросила соседку Люся.

-   Ну да, скумекала.  -  засмеялась та. Но тут же с её лица стёрлась улыбка и Валя заботливо поинтересовалась:

-   Ой, Люсь, прости. Не случилось ли чего?

-   Случилось, но хорошее. Разве не видишь, я вся сияю?!

-   Тогда поделись и со мной, чтобы и я засияла, а то с Толиком с утра немного поцапались. Представляешь, собирался вишенку дичку выкопать. Я говорю, ну зачем, кому она помешала? Пусть ягоды на ней мелкие, но они такие сладенькие и ароматные, мы с Лорой весь июнь вареники с вишней лепили, а ему бы всё сломать, уничтожить и по ветру пустить. Ну мужики, что с них возьмёшь?  -  Валя снова рассмеялась.

-   Это точно, что с них возьмёшь? Валечка, никак не начну...  - сказала Люся и замолчала.

-   Смелей, Люся, ты ведь меня уже изучила. Если нужно молчание, то я нема, как рыба.

-   Тут я тебе полностью верю, только я о другом...

Валентина примолкла и внимательно взглянула на Люсю, женщина уже начала немного беспокоиться.

-   Валя, для тебя, наверное, не тайна, что наши дети встречаются?

-   Ты права, врать не стану, это я приметила.  -  после небольшой паузы промолвила Валя.

-   Ну и как ты к этому относишься?

-   А никак. Выберет его Лора, так препятствовать не станем. Что касается нас с Толиком, то нам всегда был до души твой Артёмка, и если они надумают пожениться, то с удовольствием отдадим за него нашу Лорку.

-   Ой, Валечка, спасибо за доброту! Я немного побаивалась, у него же...

-   Ребёнок? Ну и что? А чем дитё может быть помехой? Что было у него в прошлом, то прошло, Люся. Жинка его померла, так что же, парню теперь весь век одному куковать? Это будет неправильно.

-   Моя хорошая, если бы ты знала, как мне дорого твоё мнение  - у Люси заблестели от слёз глаза.

-   Люся, я сама мать и знаю, что это такое. Я всё время грезила, чтобы моя девочка удачно вышла замуж, а Артём - лучшая кандидатура, я даже не сомневаюсь. Он сделает её счастливой и копейки они до получки считать не будут, в этом я тоже уверена. Так что, с нашей стороны никаких разногласий, если ты это хотела услышать. - закончила Валя свою речь.

-   Это, именно это. Валя, мы с Семёном готовились к вам подойти, чтобы обсудить, когда сватовство нам затеять, ну и всё, что связано с этой темой: свадьба и прочее.

-   Люсенька, да какие проблемы? Так, тогда плов отменяется. Сейчас засуну утку в духовку и картошкой её обложу, короче - жаркое забацаю. Всё будет готово часа через два, вот и вы подтягивайтесь к этому времени.

-   Валя, в том-то и дело, что мой в поля помчался, а когда назад пожалует, этого не могу тебе сказать.

-   Ладно, тогда поступим так. Когда бы Семён не появился на горизонте, то сразу прямой наводкой к нам. Мы с Толиком ждём вас. Люся, хоть винца с тобой выпьем, а мужики пусть водку свою хлещут. Помнишь, раньше мы чаще вот такие посиделки устраивали, а теперь столы накрываем только по великим праздникам.

Уже несколько часов минуло с той поры, как родители удалились к Багровым, прихватив с собой выпивку и закуску. А Артём, прижав дочь к груди, прогуливался с нею по улице, без конца поглядывая на двор соседей. Уже с Ксюшей и цветочки все изучили во всех палисадниках, и облака на небе, и воробушек посчитали, стайками налетающих к корыту с водой, что выставлено у бабы Нюры Прокловой возле калитки для её гусей, а из ворот Багровых всё никто не показывается.

Артём переживал.

"Хоть бы Лорка выбралась на крыльцо и рассказала, что там да как. Она пробегала с работы, я видел. Но и Лорки нету. Что за глобальные проблемы их так задерживают, а у меня уже и терпения не осталось." - и только он об этом подумал, как у Багровых распахнулись двери и на порожках появилась Лора. Она с улыбкой направилась к Артёму и Ксюше, и молодой мужчина облегчённо вздохнул.

-   Ну вот...  - обратилась девушка не к Артёму, а к его дочери.  -  Скоро я и правда стану тебе настоящей мамой. Ну иди ко мне, моё золотко.

Девочка восторженно засмеялась и потянулась к Лоре.

-   Ну как вы там?  - нетерпеливо спросил Артём, с любовью и нежностью окидывая Лору взглядом.

-   А мы там хорошо. Уже в следующую субботу соизволите меня засватать. Айда на Лукавку, на бережку посидим?  - предложила она.  -  Наши родители ещё долго будут переливать из пустого в порожнее, ведь они давно уже так не встречались.

-   Айда.  -  охотно согласился он.  -  А тебе не тяжело?  -  намекнул Артём на Ксюшу, которую несла Лора.

-   Своя ноша, Тёмушка, не тяжела. - в груди у Артёма, будто что-то перевернулось, он даже объяснения этому не находил, лишь понимал, в его жизни наступили значительные долгожданные перемены. Он обнял Лору и они побрели к заветной Лукавке, куда часто торопились все валеевцы: и стар, и млад, чтобы поделиться с могучей рекою наболевшим и сокровенным.