Где ты была?

Виктория Белькова
Душа. Что станет с ней после перехода в мир иной? Где найдет вечный покой? И найдет ли? Эти вопросы всегда мучили человечество. И здесь встает вопрос веры. Для верующего человека перспективы загробной участи более-менее ясны: с покаянием умер – надейся на спасение. Не верил, не принимал Бога в сердце, не каялся – участь человека незавидная.

У неверующих все просто до слез. Как сказала мне одна знакомая бабушка, которой в ту пору было за восемьдесят: «Не верю ни в Бога, ни в кого! Что после смерти? Да ничего! Два метра в землю, и все!» К слову сказать, эта славная, добрая и трудолюбивая женщина крестилась за год до своей кончины в возрасте восьмидесяти восьми лет. Так Господь ее любит! Так Он ее ждал!

В православной среде известно шуточное высказывание: на том свете неверующих нет, атеисты – они только здесь, на земле. «Увижу – поверю, – сказал человек.  Поверишь – увидишь, – сказал Бог».

Есть ли связь с потусторонним миром? Люди, стремившиеся самостоятельно найти эту связь с помощью спиритизма и оккультизма впадают в тяжкий грех. На пути к вере не избежали этого пагубного увлечения и некоторые наши великие подвижники. Среди них – будущий Митрополит Мануил (Лемешевский), один из известнейших пастырей двадцатого века. Владыка всю жизнь раскаивался в этом грехе молодости.

Иногда души людей, побывавшие на том свете, по воле Божией возвращаются на землю. Они являются живыми свидетелями загробной жизни. Но, как в Евангельской притче о богаче и Лазаре, когда богач, мучимый бесами, просит Господа, чтобы Тот послал Лазаря сходить в его дом и предупредить его родных, чтобы оставили грехи, и начали благочестивую жизнь. На что Господь отвечает, что Он посылал Моисея и пророков, но люди не поверили им. Так и здесь, если кто из умерших восстанет – не поверят ему.

Наиболее известен случай с Клавдией Устюжаниной, широко описанный в православных изданиях, который произошел в пятидесятые годы прошлого века. Но это особое попечение Божие, которое не каждому дано. Простым же смертным иногда разрешается узнать участь усопшего через сновидения. Опять же, чтобы не попасть в силки к лукавому, святые отцы настоятельно рекомендуют с осторожностью относиться ко снам и поверять все свои помыслы опытному духовнику.

Я же хочу рассказать только то, что известно мне лично, взято из первых уст. Среди моих рассказчиков люди воцерковленные и приходящие в храм только по праздникам. То есть, разные. Таких случаев мне известно три.
 

                Случай первый. Рассказ прихожанки Людмилы.

                После смерти папы всегда приходила на его могилку в Радоницу, в родительский день. А в тот год не пришла. Накануне перенесла операцию, чувствовала себя очень слабо.

                И вот снится мне папа. Отвернулся он от меня, даже не взглянет. «Папа, – спрашиваю, –ты за что-то обиделся на меня?» Он молчит, ничего не отвечает.  Через некоторое время снится мне опять сон – папа сидит ко мне спиной, всем видом показывает, что не хочет со мной разговаривать.  «Папа, за что же ты так на меня обиделся?»  Молчит.

                И в третий раз приснился мне мой родитель таким же сердитым. Так мне обидно стало!

– Папа, что я тебе такого сделала, что ты и глядеть на меня не хочешь?! И слова сказать мне не хочешь!!!

Тогда он повернулся ко мне и говорит:

– Все были, а тебя не было!

Тогда я поняла, что он про Радоницу говорит. И так мне стало стыдно! С тех пор – болею, или не болею, чтобы ни случилось, обязательно стараюсь в этот день посетить могилки усопших родственников. Особенно папину.



                Случай второй. Руки болят.

Андрей был успешным бизнесменом, обезпеченным человеком. Его жизнь – красавица жена, лапочка дочка, а еще любимый бизнес, достаток, отдых за границей, друзья. И вдруг, все пошло прахом. Бизнес сошел на нет, и Андрей стал все чаще прикладываться к рюмке. Жена ушла, не выдержав кардинальных изменений в привычной жизни. Еще какое-то время наш герой влачил жалкое существование и умер от инфаркта в достаточно молодом возрасте. Отпевание было не принято в их семье, далекой от церкви. Хотя Андрей при жизни был крещен, и родственники не отрицали Господа, но жили своей жизнью, без Бога, как это часто бывает в современном мире.

Прошло почти восемь лет. Так и осталась бы душа горемыки не отпетой, если бы не позволил ему Господь явиться во сне к своей бывшей супруге. Андрей приснился во сне в болезненном состоянии, стонал и очень жаловался на то, что у него сильно болят руки. Сон произвел на женщину сильное впечатление. Она вспомнила, что в последние годы бывший муж увлекался игрой в карты. Сон настолько ее впечатлил, что было принято решение срочно отпеть душу усопшего Андрея.



                Случай третий. Наказ.

Этот рассказ мне передала матушка, жена священника. Не так давно они похоронили племянника, погибшего в молодом возрасте.
«Последние две недели – страстная и начало Пасхальной были очень напряжены. Шли ежедневные службы. К тому же было много искушений – и по храму, который восстанавливаем, и в семье (в самый день Пасхи у нас попала в больницу маленькая внучка, мы много молились).

И вот во вторник Светлой седмицы отслужили вечернюю службу, назавтра – Литургия.
Вижу во сне рядом с собой силуэт фигуры. Лица не видно, будто завесой сокрыто. Про себя успела подумать: «Кто это? Этого еще не хватало… Господи, избави меня от искушений!» Но стоящий заговорил: «Это я, (и называет свое имя и фамилию)». Гляжу с недоверием. И сразу начала петь пасхальный тропарь: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» А он стал петь вместе со мной! Так мы вместе пропели тропарь.

Потом пришедший говорит, обращаясь так, как называл нас с батюшкой в детстве наш погибший племянник: «Не бойтесь, это я, (имя). Подойдите, дайте мне вашу руку». Я подошла и, смущаясь тем, что не вижу лица – оно было сокрыто – поднесла руку к его волосам, погладила их. До сих пор помню ладонью то ощущение. А он, как бы мысленно мне дал понять, что нельзя ему показывать лицо. И тут же рядом с его головой появился светящийся круг, в центре которого проявилось его лицо с фотографии, что была установлена на его могилке в день похорон.

Потом он говорит: «Тетя, как я люблю вас и дядю! Так сожалею о том, что мы мало общались…» И он стал давать мне ответы на те вопросы, которые мучили меня все эти два с половиной месяца со дня его гибели (Где его душа? Чем занимается?) Он сказал: «По-вашему я в раю. Много учусь и много тружусь. Мне очень много помогает мой небесный покровитель Сергий Радонежский». У меня почему-то промелькнуло в голове: лоно Авраамово? (хотя знаю, что это не рай). А он тут же ответил: «Чуть-чуть повыше».

Потом он стал давать наказы: «Скажите Виктору (брат погибшего), что моя жена не нуждается в тщательной опеке. Если только что-то очень серьезное… Она у меня СИЛЬНАЯ. И передайте маме, чтобы она молилась преподобному Сергию. Передайте маме, что ей надо съездить в монастырь».

А я про себя подумала: «В какой монастырь? Да и куда она поедет от дома, семьи, хозяйства?» А племянник тут же отвечает: «Ей нужно съездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там она найдет то, что ищет…» Или то, что ей нужно, ответ на какой-то вопрос – я не помню точно концовку его слов и поэтому передаю только смысл.

Потом я снова запела пасхальный тропарь, и он пел вместе со мной. Но, знаешь, как он пел! Не так, как мы, бывает, мимоходом, по-быстрому, не очень-то задумываясь. Каждое слово тропаря из его уст имело такую осмысленность! Такой вес!!! «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ… СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ… И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ… ЖИВОТ ДАРОВАВ!!!»
На утро я не стала ничего сразу говорить батюшке. Все прислушивалась к себе, помня, что если сон не от Бога, то после таких снов остается чувство тяжести, печали, безпокойства. Ничего подобного я не чувствовала. Напротив, будто камень свалился с души, такая легкость, внутренне тихое ликование, радость! Рассказала батюшке, он тоже обрадовался. Надо ли говорить, как мы переживаем за нашего племянника. Вместе с батюшкой молились несколько дней и только потом позвонили родителям племянника и рассказали мое видение, или сон, в котором я видела их сына».