Эдмунд Кэлеми. Покой святых

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПОКОЙ СВЯТЫХ
Эдмунд Кэлеми (1654)

И когда он говорил это, заснул
Деян.7.60 (KJV)

Эти слова содержат в себе благословенное окончание и результат жизни, и обращает внимание на три особенности:
1. Человек, который заснул;
2. Слова, которые он произнес тогда;
3. Что он сделал, когда он закончил эти слова.
1. Во-первых, перед нами человек, который заснул, и это Стефан; это был муж, исполненный веры и Святого Духа, как вы можете видеть в Деян.6.5. Он был первым мучеником, который когда-либо пострадал за дело Христа; отсюда вытекают важнейшая истина: что лучшие из людей подвержены насильственной и неестественной смерти. Стефан, который был исполнен Духа Святого, был забит камнями до смерти; Иоанн Креститель, который был исполнен Духа Святого от чрева, был обезглавлен, Петр был распят, как и Андрей, Исаия был распилен на части, Иеремия замучен, и Захария был убит между храмом и жертвенником.
2. Далее текст особо обращает наше внимание на то, что, когда он закончил свою молитву, он уснул. Отсюда мы должны сделать вывод, что это прекрасно - завершить нашу жизнь молитвой. Смерть с молитвой - самая христианская смерть. Стефан взывал к Богу. Таким образом умер Сам Христос, ибо, умирая, Он молился: "Отец, в руки Твои предаю дух Мой"; и, сказав это, Он испустил дух. То, что Он сделал так, есть образец для всех христиан. 
Молитва - это необходимая обязанность во все времена, но прежде всего, когда мы умираем, и это так по трем причинам.
(1). Потому что когда мы умираем, мы больше всего нуждаемся в хорошей помощи, тогда диавол является наиболее сильным, а мы слабее всего.
(2). Потому что когда нам предстоит умереть, мы умоляем Бога о Его величайшем благодеянии, то есть чтобы Он принял нас в Свое Небесное Царство. Тогда   молитва - это главный способ получить эту милость, ключ к небесным вратам, позволяющий нам войти в рай. Поэтому у нас есть отличный повод, чтобы умереть в молитве.
(3). Потому что это наша прощальная молитва. На небесах нет собственно молитвы, в ней уже нет нужды, а есть лишь хвала (? - Пер.). Поэтому если святой освободится от молитвы, когда он умрет, то он должен умереть молясь.
Я прошу вас запомнить это: Стефан умер, взывая к Господу. Давайте будем молиться так, как сказал о христианине один римский император: "Он молится, чтобы умереть".
2. Вопрос. Но о чем же тогда молился Стефан?
Ответ: Он молился за себя, и он молился за своих гонителей. Он молился за себя: Господь Иисус, прими мой дух. Он молился за своих гонителей: Господь не вмени им греха сего.
Я не буду толковать эту часть текста, потому что это поглотит все мое время. Поэтому я оставлю ее и с Божьей помощью перейду к третьей части, о которой и намерен поговорить, а именно: что Стефан сделал, когда он закончил свою молитву.
3. "Когда он сказал это, он заснул", то есть он умер.
Здесь мы видим великодушие, благочестие и христианское мужество Стефана. Его побивали камнями, на него скрежетали зубами, но этот добрый человек умер в такой же тишине, как если бы он умер в своей постели, он заснул, пока они добивали его камнями. Когда он умирал, он молился, и пока он молился, он умер. Но почему Стефан умер так тихо? Откройте ст.55, и вы увидете   причину этого. "Будучи исполнен Духа Святого, он посмотрел вверх на небо, и увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. Вот, говорит он, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога". Это дало ему умереть с такой тишиной и спокойствием. Он видел Иисуса Христа, стоящего одесную Бога, готового принять его душу, и умер в этом необыкновенном покое.
Смерть в Священном Писании, особенно смерть детей Божьих, часто сравнивается со сном. О Давиде сказано, что он "почил с отцами своими". "Усопшие" - это метафорическое выражение, и оно даст нам много редких и драгоценных указаний о смерти. И поэтому, если благодать Божия поможет мне, я хочу провести остаток времени сегодня над раскрытием этой метафоры.
Когда дитя Божие умирает, его смерть, хотя и остается враждебной природе, есть не что иное как сон. Хотя бы это дитя Божие было побито камнями или сожжено заживо, но, как бы ни была жестока и неестественна его смерть, оно засыпает. "И когда он говорил это, заснул".
Сон есть образ смерти (somnus est imago mortis). Между сном и смертью есть несколько заметных сходств, о некоторых из них я скажу.
1. Сон является общим для всех людей. Ни один человек не может жить без сна; можно довольно долго прожить без пищи, но ни один человек не может долго жить без сна. Также смерть является общей для всех: "человекам положено однажды умереть"; и поэтому Давид сказал, что он должен "пойти путем всей земли". Все люди должны уснуть сном смерти, или же "измениться", что является метафорой смерти (это спорно. - Пер).
2. Как человек хочет спать от  паров, которые поднимаются из желудка в голову и усыпляют чувства, так смерть пришла к Адаму, съевшему запретный плод, и ядовитые пары греха принесли смерть ему и всему его потомству. "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей, ибо в нем все согрешили" (Рим.5.12). Бог сказал: "В тот день, когда ты съешь запретный плод, смертью умрешь". Адам не просто умер; грех принес смерть временную, а также смерть вечную. Но поскольку все люди отравлены этим ядом, все должны уснуть сном смерти, ибо яд заразил все человечество.
3. Как человек, когда он идет спать, кладет свою одежду и идет в постель, так бывает и с нами, когда нам предстоит умереть. Мы пришли в этот мир нагими, нагими и уйдем из него; мы ничего не вынесем  из мира, и поэтому смерть в Священном Писании называется совлечением нас самих (2 Кор.5.4). Для детей Божьих смерть лишь снимает их одежду. Тело человека - это одежда души, и как отходящий ко сну снимает свою одежду, мы должны, как говорит Петр, отложить свою земную скинию (2 Пет.1.14). Тело - это скиния души; при смерти эта скиния будет разобрана.
Возлюбленные, когда мы умираем, происходят следующие вещи.
1. Мы совлекаемся всей нашей мирской чести, богатства и значимости.
2. Мы оказываемся наги.
3. При этом мы совлекаемся наших грехов, и счастье детей Божиих, что они должны отложить не только свое  бренное тело, но тело греха (грешников сие не касается. - Пер.).
4. Как никто не осознает, в какой точно момент он засыпает, ибо человек засыпает прежде, чем он это осознает, так никто не может знать определенное время, когда он должен умереть. Нет ничего настолько точного, как то, что мы должны умереть, и ничто не так неопределенно, как время, когда мы должны умереть; смерть приходит внезапно, как сон приходит на человека прежде, чем он это осознает.
5. Понаблюдайте, как дети и младенцы, не знающие блага сна, охотно отходят ко сну и засыпают, как только их укладывают спать. Так бывает и с большинством благочестивых людей, знающих пользу смерти, которая кладет конец всем их страданиям и грехам, и открывает дверь, чтобы впустить нас к вечному счастью. И если мы никогда не видим Бога или Христа, прежде чем мы умрем, то, говорю я, благочестивые люди, постигшие пользу смерти, подобны маленьким детям, охотно ложащимся спать; столь же легко они умирают. Смерть называют царицей ужаса, но она страшна лишь для нечестивых или для младенцев в благодати, которые еще не знают ее пользу.
6. Понаблюдайте, что когда человек крепко спит, он свободен от забот и от неприятностей; пока он спит, он не слышит грома грозы и не видит огня пожара. Так и со смертью детей Божиих; когда они засыпают смертным сном, они свободны от скорбей и печалей этого мира,  свободны от всех забот, от всех бед, они идут к  могилам, как к своим кроватям, обретают покой и не чувствуют того, что творится в этом мире. "Ибо Авраам не знает нас" (Ис.63.16). "Ты спокойно ляжешь в свою могилу, и глаза твои не увидят всего того бедствия, которое Я наведу на это место" (4 Цар.22.20). Когда дитя Божие засыпает смертным сном, оно не чувствует бедствий, промыслом Божиим уготованных земле.
7. Когда человек идет спать, то на определенное время, утром он просыпается от сна. Так же и со сном смерти; смерть названа сном, так как все мы должны проснуться в утро воскресения. Мы сходим в могилу, как в нашу постель, и когда воззовет голос Бога и архангелов, все мы восстанем из могил, как из наших кроватей. Смерть - это сон в течение определенного времени.
8. Сон является прекрасным и освежающим для тех, кто устал и болен, и когда больной просыпается, он становится более живым и бодрым, нежели когда он заснул, и поэтому сон называют "великим врачом больного тела", освежителем усталых душ, возрождающим измученных. И так происходит и со смертью; когда Божьи люди пробудятся от смертного сна, они должны будут стать более деятельными для Бога, чем были раньше, прежде чем они легли в могилы и совлеклись смертных тел. "Сеется тело тленное, восстает нетленное; сеется душевное, восстает духовное; сеется в уничижении, восстает во славе".   
9. Утром, когда мы встаем из нашей кровати, мы одеваемся; так и в утро воскресения мы должны будем облечься в славное тело, подобное телу Иисуса Христа, в эту "одежду бессмертия".
10. Как ни один человек, отходя ко сну, не знает точно, когда он проснется, так никто не может сказать, когда будет воскресение. Те, кто говорят, что знают, что оно состоится в такой-то год, обманывают вас; никто не может знать этого. Как как никто не может знать ту минуту, когда он пробудится от своего естественного сна, так человек не может знать, когда мы восстанем от сна смерти.
11. Спящего человека бывает легко разбудить. Так же и со сном смерти; для Иисуса Христа не сложнее пробудить нас от смертного сна, чем нам разбудить человека в постели.
12. Когда человек просыпается, проспав длинную ночь или сутки, или даже проспав двадцать лет, все это время кажется ему пролетевшим в одно мгновение. Так будет и в день суда: всем тем, что находятся в своих могилах, когда они пробудятся, покажется, что они проспали какой-нибудь час.
13. И, наконец,  сон действует только на наше тело и внешние чувства, но не касается души, которая намного более активна, когда человек спит. Бог совершил множество славных дел для Своих детей именно во время их сна; во сне Бог явился Аврааму и многим другим. Когда тело спит, душа просыпается. Так же и со сном смерти; в это время тело умирает, но душа не умирает никогда.
Есть некоторые люди, которые не боятся учить нас, что душа спит, так же как тело, и что когда тело умирает и спит, душа погружается в то же самое унылое состояние, и не способна ни к радости, ни к печали до воскресения. Возлюбленные, это заблуждение, и притом очень неутешительное. Люди пытаются доказать это из моего текста, где говорится, что Стефан, когда он умер, уснул. Правда в том, что он заснул своим телом, но его душа не заснула,  ибо, когда он был побит камнями, он увидел Иисуса Христа, стоящего перед ним и готового принять его душу на небеса. "Господь Иисус, - воскликнул он, - прими дух мой!". Его душа не могла уснуть,  хотя его тело было побито камнями. Поэтому, когда Иисус Христос был распят, Его душа не была убита, когда Его тело умерло, душа не умерла, и она терпела мучения, которые заставили Его вскричать: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?".  Но Его душа не умерла, и поэтому, когда Стефан умер, его душа пошла ко Христу.
Но мы сказали, что когда дитя Божие умирает, его душа засыпает. Каким образом? Она засыпает в библейском смысле, то есть отходит на лоно Авраамово - о блаженный сон! - она находит покой в объятиях Бога, она переходит в объятия своего Спасителя, она входит в небесный рай, она водворяется у Господа. Поэтому будет нечестивым сказать, что душа спит в анабаптистском смысле, что она находится в каком-то странном состоянии, не будучи ни мертва, ни жива, не способна ни к горю, ни к радости до воскресения. Хотя тело Стефана уснуло, его душа не уснула, но сразу пошла к Иисусу Христу на небесах.
Таким образом, я объяснил эти слова; теперь я должен сделать некоторые их применения.
Если смерть детей Божиих есть не более чем сон, то пусть это будет утешением при кончине наших благочестивых друзей и близких, хотя бы они умерли насильственной смертью, были забиты камнями до смерти, сожжены заживо или разрезаны на куски. Вот великое  утешение, которое как служитель Христов я даю вам в этот день: смерть чада Божия не что иное как сон; пусть же оно идет к могиле, как в свою постель, и пусть наши кладбища называются опочивальнями. Дитя Божие, умирая, обретает мир и входит в покой. И, как человек, когда он спит, свободен от всех забот и хлопот, которые он имеет днем, так и люди Божии, когда они уснули, они свободны от всех страданий, скорбей и потерь, что беспокоят всех нас. Поэтому позвольте мне сказать вам то же самое, что сказал Христос женщинам, следовавшим за Ним ко кресту и сокрушавшимся о Нем: дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о вас самих и о ваших детях! Так и я говорю: не плачьте о тех,  которые умерли в Господе, которые почили в Иисусе Христе; они не знают бед, которые беспокоят всех нас, и которые забыл Авраам, они не чувствуют мук и страданий этого мира. Давайте лучше плакать о себе и о страданиях, которые приходят к нам. Но мы знаем, что когда дети Божьи умерли, они лежат в своих постелях   до утра воскресения, и тогда они облекутся в одежды бессмертия, и их тела станут подобными славному телу Иисуса Христа. И мы знаем также, что когда тела детей Божьих засыпают, их души сразу попадают в руки Христа и живут вечно в Его объятиях; и когда тело спит, душа покоится на груди Авраама. Умоляю вас, утешайте друг друга этими словами!
Позвольте мне умолять народ Божий понять, что реальность смерти не такова, как ее часто представляют нам. Природа преподносит смерть в ужасном виде, и это правда, что смерть очень страшна для человека вне Христа; но для вас, которые во Христе, жало смерти отнимается, смерть - это ничто иное, как тихий и спокойный сон, и, зная это, вы можете отложить свою одежду и идти спать, пока мы все не проснемся в утро воскресения. Смерть детей Божиих - это не более чем отложение их земной скинии. Из земной тюрьмы они идут в небесный дворец, ибо их жительство -  на небесах. Их душа выходит из тюрьмы, как птица из клетки, и бежит на небо; она переходит из временного ада к вечным небесам. Это переход из Египта в Ханаан, и поэтому он называется не смертью человека, но смертью греха (2 Пет.1.15). Наше странствие по пустыне заканчивается и, разрешившись от тела, мы входим в присутствие Господа. Пусть же все благочестивые люди смотрят на смерть сквозь очки Писания, и она будет для них столь сладкой, как представлено в этом тексте! Стефан, побитый камнями до смерти, заснул. Помните также прекрасное высказывание Августина: "Дитя Божье всегда должно быть готово совлечься тела и умереть, ибо смерть для него - не что иное как переход от несчастий к вечному счастью".
Я прошу вас всех каждую ночь, когда вы ложитесь спать, вспоминайте этот текст, и особенно вспоминайте следующие вещи.
Во-первых, когда вы снимаете свои одежды, вспомните, что скоро вам предстоит совлечься своих тел.
Во-вторых, когда вы ложитесь в свои кровати, вспомните, что пройдет не так много времени, и вы ляжете в ваши могилы.
В-третьих,  когда вы закрываете глаза, чтобы спать, вспомните, что однажды смерть закроет ваши глаза.
В-четвертых, когда вы проснетесь утром, вспомните, что в воскресение вы все должны подняться из могил, и для Божьих людей это пробуждение будет началом вечного счастья, а для грешников - началом бесконечных страданий.
Даже язычник мог сказать,  что вся жизнь человека должна быть ничем иным, как размышлением о смерти. И Моисей сказал: "О, если бы люди уразумели, каков будет конец их!" (Втор.32.29 KJV). Возлюбленные, это величайшая мудрость - каждый день помнить, что однажды наши дни закончатся, и только человек, познавший эту мудрость, будет счастлив и в жизни и в смерти, которая однажды постигнет его.
Но, прежде чем закончить, я должен ответить еще на один вопрос: является ли смерть грешника таким же сном, как и смерть благочестивых?
Я отвечу, что о злых людях в Писании тоже иногда говорится, что когда они умирают, они засыпают. Об идолопоклоннике Иеровоаме сказано, что он "почил с отцами своими", и также почили Омри и другие нечестивые цари. Но тогда возникает вопрос: что это за сон - смерть нечестивых? Бывает, что человек спит, но сон не приносит ему никакой пользы, ни покоя, ни облегчения; когда больной просыпается, он чувствует себя так же плохо, как и перед сном. Некоторых людей во сне сильно беспокоят страшные и отвратительные сновидения; Навуходоносору приснился очень напугавший его сон, и он был потрясен, когда проснулся. Так бывает и с людьми беззакония.  Смерть нечестивого -это сон, но это страшный сон; его душа сразу идет в ад, где ее будет грызть неумирающий червь и жечь неугасимый огонь. Его тело действительно лежит в могиле и спит, но это ночь приговоренного в тюрьме перед казнью, и когда он проснется, его потащат на эшафот. Поэтому нечестивые тоже засыпают сном смерти, но когда они просыпаются, они просыпаются к вечному осуждению. Но когда сном смерти засыпает дитя Божие, оно спит в доме Отца, и просыпается к вечному счастью.
И это позволяет нам перейти к последнему применению, которое имеет очень большие последствия. Есть смертный сон человека нечестивого, и есть сон благочестивого.  Потрудитесь заснуть так, чтобы ваш сон был счастливым, и чтобы вы проснулись в утро воскресения к вечному счастью.
Но тогда вашим самым большим вопросом будет: как мне это сделать? Я дам вам четыре или пять советов для этого.
1. Прежде всего, если вы хотите уснуть в смерти счастливым сном, вы должны заснуть в Иисусе Христе. Таковые названы умершими во Христе (1 Кор.15.18).  "Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Фес.4.14). Что значит заснуть в Иисусе Христе? Это значит умереть с верой в Него.
. Заснуть в Иисусе значит иметь покой в Иисусе Христе, умереть в качестве члена тела Христа, своего Главы.  Вы должны знать, что смерть каждого человека, который является членом Тела Христа, свята, и каждый верующий, когда он спит во прахе, спит в Иисусе Христе. Он лежит в могиле, но даже его прах - это часть Христа, Который как Глава Своего мистического тела воскресит его, и это тело не будет полным без него.  Поэтому, чтобы заснуть этим счастливым сном, потрудитесь, чтобы получить настоящую заинтересованность во Христе и жить в Нем, пока вы живете. И тогда, когда вы заснете, вы сможете быть уверены, что заснете в Иисусе. Многие убеждены, что Христос  встретит их души по смерти, и готовы перед кончиной возгласить: "Господь Иисус, прими дух мой"; но если вы действительно хотите встретить Христа, Который встретит ваши души в последний час и примет вас на небо, вы должны принять Его в свои сердца. Многие готовы сказать: я принимаю Иисуса Христа, моего Искупителя. Но как вы убедитесь, что Он есть ваше наследие?  Если в вашей душе нет образа Христа, если она не возрождена и не обновлена, Христос никогда не примет ее; вы можете завещать душу Христу, но дьявол будет претендовать на нее, если на ней образ бесовский, если это душа невозрожденная, загрязненная, неверующая, и что бы вы ни говорили Богу, дьявол заберет то, что Бог не признает Своим. Возлюбленные, если вы будете царствовать со Христом по смерти, Он должен царствовать в вас, пока вы живы; если когда-нибудь вы заснете этим счастливым сном, вы должны жить во Христе.
2. Во-вторых, если вы хотите, чтобы смерть стала для вас счастливым сном, вы не должны обременять себя мирскими заботами. Человек, который полон забот, не спится, поэтому, когда другие спят, такие люди лежат и держат свои заботы под подушкой, и трудятся, чтобы от них избавиться. Берегитесь же, чтобы мирские заботы не убили вашу душу! Человеку, полному забот, не заснуть безмятежным сном, мирские заботы могут похитить   доброе семя Слова Божьего. Поэтому, как  люди, желающие заснуть, должны   отложить в сторону все мирские мысли, так вы сможете заснуть счастливым сном, лишь если свергнете с себя тяжкие и чрезмерные заботы о вещах этого мира. Вспомните, с чего мы начали и что должно регулировать все наши заботы: мы нагими вошли в этот мир, и нагими должны выйти из него. Так почему мы должны мы заботиться о том, чем мы никогда не воспользуемся после этой жизни?
3. В-третьих, если вы хотите заснуть счастливым сном, когда вы умрете, вы должны принять во внимание, что не стоит ждать слишком много удовольствий от этой жизни. Человек, съевший плотный ужин, будет спать беспокойно; желая ночного покоя, лучше ограничиться легким ужином, ибо полный желудок отнимет сладость сна.  И если вы хотите, чтобы смерть стала для вас счастливым сном, остерегитесь впитывать слишком много удовольствий этой жизни и мирских благ, ибо они сделают смертный сон тяжелым для вас. Пусть Далила не лишит вас лона Авраама! Помните, сколько радости и утешения от Бога потерял Давид из-за Вирсавии.
4. В-четвертых, если вы хотите заснуть счастливым сном, когда вы умрете, потрудитесь ради небес, пока вы живы. Как благотворен сон для усталого человека. Путник, странствовавший весь день, или пахарь, весь день тяжко трудившийся - как спокойно он спит ночью!  Возлюбленные, если вы хотите уснуть в смерти счастливым сном - совершайте   свое спасение со страхом и трепетом, и все более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание. Чем больше вы потрудитесь для неба, тем слаще будет ваш сон, когда придет время умереть. И помните также, что сон днем может не дать спать ночью; так что если вы не позаботитесь о небесах сейчас и будете спать в те часы, от которых зависит вечность - каким печальным может стать ваш сон, когда придет смерть! Итак, не спите, пока вы живы, чтобы сон смертный стал счастливым для вас.
5. И в-пятых, если вы хотите заснуть счастливым сном, когда вы умрете, то обратите внимание на грех и на пробуждение. Грех принес смерть, и он принесет многим вторую смерть со всеми ее страданиями. Но если вы хотите счастливо заснуть и проснуться в воскресении, то вспомните, что сказано: "Встань, спящий, воскресни из мертвых, и Христос даст тебе жизнь" (Еф.5.14 KJV). Я молюсь, чтобы вы хорошо запомнили слова апостола:  "Зная, возлюбленные, что сейчас настало время пробудиться от сна, ведь теперь наше спасение ближе, чем тогда, когда мы уверовали. Ночь прошла, а день не за горами, поэтому давайте отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света... чтобы не предаваться пьянству и бесчинству, ссорам и зависти, но облечься в Господа Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращать в похоти".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn